Виды ответственности государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:06, доклад

Описание работы

Законодательство РФ предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую. Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, мер имущественного характера за виновное совершение правонарушения. Т.е. за такие действия (бездействия), которые законодательством признаны запрещенными и вредными.

Работа содержит 1 файл

виды отв-ти гос служащих.docx

— 24.72 Кб (Скачать)

Виды ответственности  государственных служащих

Законодательство  РФ предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую. Ответственность выражается  в применении тех или иных мер наказания, взысканий, мер  имущественного характера    за виновное совершение  правонарушения. Т.е. за такие действия (бездействия), которые законодательством признаны запрещенными и вредными.

 

Дисциплинарная ответственность – это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке.

Законом о  государственной гражданской службе РФ предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных  обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным названным Законом.

За каждый дисциплинарный проступок может  быть применение только одно дисциплинарное взыскание. До применения дисциплинарного  взыскания   представитель нанимателя должен потребовать от гражданского служащего  объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать объяснение составляется  соответствующий акт. Отказ  гражданского служащего не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением  дисциплинарного взыскания обязательно  проводится служебная проверка для  установления всех обстоятельств  проступка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются  тяжесть совершенного гражданским  служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых был совершен дисциплинарный проступок, предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное  взыскание применяется непосредственно  после обнаружении дисциплинарного  проступка, но не позднее месяца со дня его обнаружения, не считая  периода временной нетрудоспособности  гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени служебной проверки. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проверке.

Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме  в комиссию по служебным спорам государственного органа или в суд в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993г. «Об  обжаловании в суд действий и  решений, нарушающих права и свободы  граждан» (с изм. и доп.)

Если в  течение года со дня применения дисциплинарного  взыскания гражданский служащий  не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. Представитель нанимателя вправе снять дисциплинарное взыскание до истечения года со дня его применения по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего, по ходатайству его непосредственного руководителя.

 

Материальная ответственность  государственных служащих.

Материальная  ответственность государственного служащего наступает за неправомерные  действия (бездействие), в результате которых причинен материальный ущерб государству. Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба производится независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной, или уголовной ответственности за действия или бездействие, которым причинен ущерб нанимателю.

Материальная  ответственность наступает при  наличии прямого действительного  ущерба; непосредственной причинной  связи между противоправными  действиями и наступившими вредными последствиями (ущербом);  вины правонарушителя в причинении ущерба; если противоправные действия (бездействие) допущены им при исполнении им должностных (служебных) обязанностей.

Этот вид  юридической ответственности наступает  либо в административном порядке, либо по суду.

Порядок и  условия привлечения  государственных служащих к материальной ответственности различаются по видам государственной службы.

Материальная  ответственность не возникает в  случаях причинения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального  хозяйственного риска, крайней необходимости  или необходимой обороны либо неисполнения нанимателем обязанности создать надлежащие условия для хранения  имущества, вверенного государственному служащему.

 

Административная ответственность

Административная  ответственность – это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер  административного наказания к  физическим или юридическим лицам  за совершение административных нарушений.

Для привлечения  к  административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, т.е. совокупности специфических признаков, по которым проводится отличие правонарушения от преступления, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызывающих последствия имущественного характера.

Государственные служащие за совершение административных правонарушений несут ответственность  на общих основаниях наравне с  остальными гражданами. Однако имеются  некоторые особенности, касающиеся государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине. Этот порядок распространяется на  военнослужащих и призванных на военные сборы граждан (ст. 2.5. КоАП). Существенными  особенностям характеризуются должностные лица как субъекты административных правонарушений. Статьей 2.4 КоАП установлено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им правонарушения   в связи с неисполнением  либо ненадлежащим исполнением  своих служебных обязанностей. К должностным лицам применяются такие виды административного наказания, как дисквалификация, административное приостановление деятельности, и предусмотрены более высокие размеры административного штрафа  за совершение определенных правонарушений.       

 

Уголовная  ответственность государственных  служащих.

Уголовные преступления государственных служащих - это все  деяния, состоящие в злоупотреблении  властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа. Как граждане РФ гос. служащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья - ст.105 - 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни - ст.131 - 135 УК РФ и т.д.). Гос. служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.

 

В УК РФ имеется  ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие - как должностные, так и не должностные лица. Основные из них:

- злоупотребление  должностными полномочиями (ст.285 УК  РФ) - использование должностным  лицом своих служебных полномочий  вопреки интересам службы, если  это деяние совершено из корыстной  или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

- превышение  должностных полномочий (ст.286 УК  РФ) - совершение должностным лицом  действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

- незаконное  участие в предпринимательской  деятельности (ст.289 УК РФ) - если в  результате незаконного участия  в предпринимательской деятельности  организация, в которой участвует  должностное лицо, получила льготы  и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме;

- получение  взятки (ст.290 УК РФ) - получение должностным  лицом лично или через посредника  взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя;

- дача взятки (ст.291 УК РФ) - дача взятки должностному  лицу лично или через посредника;

- халатность (ст.293 УК РФ) - неисполнение или  ненадлежащее исполнение должностным  лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе и др.

 

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность гос. служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Обязательными условиями наступления материальной ответственности за причинение материального ущерба государственному органу госслужащими являются: нарушение должностных обязанностей, наличие прямого действительного ущерба, противоправность действий (бездействий) причинившего ущерб, причинная связь между противоправным действием и причинением материального ущерба, вина причинителя ущерба. Гос. служащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, также он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы. Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности госслужащего. Она возникает в результате виновного противоправного деяния госслужащего и установления причинной связи между противоправным поведением и причиненным материальным ущербом. Обязанность госслужащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине госслужащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные гос. служащим неправомерные действия или бездействие. Гос. служащие, действиями которых причинен материальный ущерб, непосредственной ответственности перед пострадавшим гражданином или юридическим лицом не несут. В отношении пострадавших государственный орган несет ответственность непосредственно своими бюджетными средствами, при недостаточности таких средств субсидиарную ответственность несут РФ или субъект РФ как собственник, финансирующий соответствующий государственный орган. Вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме, при этом сюда входят не только реальный ущерб, но и упущенная выгода, моральный вред.


Информация о работе Виды ответственности государственных служащих