Виды административных правонарушений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. Вместе с тем совокупность признаков административного правонарушения и юридический состав данного противоправного посягательства - явления не тождественные. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния.

Содержание

Введение 3
1. Состав административного правонарушения 4
2. Виды административных правонарушений 9
Заключение 13
Библиографический список 15

Работа содержит 1 файл

ГОУ ВПО.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

     В качестве обоснования такого вывода Президиум Высший Арбитражный Суд  РФ указал следующее:

     - на основании ст. 28.2 КоАП РФ  протокол составляется о совершении  административного правонарушения, в нем указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Эти требования относятся не только к форме, но и к содержанию протокола, поскольку позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав именно привлекаемого к ответственности лица;

     - таким образом, протокол об  административном правонарушении  представляет собой процессуальный  документ, фиксирующий противоправное  деяние конкретного лица, составляется  в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности. КоАП РФ допускается оформление одного протокола в отношении одного лица, совершившего несколько административных правонарушений, но не предусматривается оформление одного протокола по правонарушениям нескольких лиц;

     - в силу упомянутых выше правил  никто не может быть подвергнут  административному наказанию по  протоколу об административном  правонарушении, составленному в  отношении другого лица.

 

     2. Виды административных правонарушений

 

     Административные  правонарушения можно классифицировать по различным основаниям.

     В зависимости от источника, устанавливающего состав административного правонарушения, можно выделить административные правонарушения, установленные КоАП РФ, и административные правонарушения, установленные законами субъектов РФ.

     В зависимости от объекта административного  правонарушения можно выделить административные правонарушения, посягающие на:

     1) права граждан. В главе 5 КоАП  РФ классифицированы виды административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, порядок проведения выборов и ознакомления с итогами голосования или результатов выборов, а также прав в сфере трудовой деятельности, свободе совести и свободе вероисповедания, касающихся сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передачи на воспитание или незаконных действий по усыновлению (удочерению), отказ в предоставлении информации и другие. Эти статьи детализируют конституционные права и свободы гражданина и человека в административно-правовых нормах;

     2) здоровье, санитарно-эпидемическое  благополучие населения и общественную  нравственность (глава 6 КоАП РФ). Уполномоченные органами, их должностными  лицами рассматриваются эти виды  административных правонарушений, принимают решения о наложении административного наказания на виновного и восстановления нарушенного права;

     3) право собственности (глава 7 КоАП  РФ). Уполномоченные органами, их  должностными лицами рассматриваются  эти виды административных правонарушений, принимают решения о наложении административного наказания на виновного и о восстановлении нарушенного права, возмещения морального или материального ущерба.

     4) общественные отношения в области  охраны окружающей природной  среды и природопользования (глава  8 КоАП РФ). В этой главе особое значение имеет административное наказание юридических лиц, наносящих большой вред окружающей среде. Наказание юридического лица, не освобождает от юридической ответственности руководителя или собственника и наоборот.

     5) общественные отношения в промышленности, строительстве и энергетике (глава 9 КоАП РФ);

     6) общественные отношения в сельском  хозяйстве, ветеринарии, мелиорации  земель (глава 10 КоАП РФ);

     7) общественные отношения в области  дорожного движения (глава 12 КоАП  РФ). За грубое нарушение этих правил, повлекших существенные вредоносные последствия, например, тяжелые травмы людей или смертельные случаи, виновные по результатам административного расследования могут быть привлечены к уголовной ответственности.

     8) общественные отношения в области связи и информации (глава 13 КоАП РФ);

     9) общественные отношения в области  предпринимательства (глава 14 КоАП  РФ);

     10) общественные отношения в области  финансов, налогов и сборов, а  также рынка ценных бумаг (глава  15 КоАП РФ);

     11) общественные отношения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (глава 16 КоАП РФ);

     12) институты государственной власти (глава 17 КоАП РФ);

     13) общественные отношения в области  защиты Государственной границы  и режима пребывания иностранных  граждан и лиц без гражданства на территории России (глава 18 КоАП РФ);

     14) порядок управления (глава 19 КоАП  РФ), общественный порядок и общественную  безопасность (глава 20 КоАП РФ);

     15) общественные отношения в области  воинского учета (глава 21 КоАП  РФ).

     Все эти административные правонарушения рассматриваются и по ним принимаются обоснованные решения о конкретном виде административной ответственности физических и юридических лиц по подведомственности, которая определена разделом 3 КоАП РФ.

     По  степени общественной опасности среди административных правонарушений выделяют административные правонарушения с основным (простым) составом, административные правонарушения с квалифицированным составом, административные правонарушения с привилегированным составом.

     Административные правонарушения с основным (простым) составом содержат признаки, смягчающие и отягчающие общественную опасность деяния.

     В административных правонарушениях с квалифицированным составом указываются признаки, повышающие общественную опасность деяния.

     В административных правонарушениях с привилегированным составом указываются признаки, смягчающие общественную опасность деяния.

     В зависимости от субъекта административного правонарушения можно назвать административные правонарушения с общим субъектом, административные правонарушения со специальным субъектом, административные правонарушения, совершенные юридическим лицом, административные правонарушения, совершенные физическим лицом.

     В зависимости от характера субъективной стороны административные правонарушения делятся на правонарушения с умышленной формой вины и правонарушения с неосторожной формой вины.

     В зависимости от характера причиненного вреда административные правонарушения делят на правонарушения с формальным составом и правонарушения с материальным составом.

     Административные правонарушения с материальным составом - административные правонарушения, которые причиняют реальный, действительный вред, влекут наступление административной ответственности. Такие административные правонарушения причиняют вред, имеющий имущественный характер (порча, уничтожение, хищение материальных ценностей), либо физический вред (например, причинение телесных повреждений). Для административных правонарушений с материальным составом характерно наличие прямой причинно-следственной связи между причиняемым действительным вредом и совершенным деянием.

     Административное правонарушение с формальным составом реальных вредных последствий не причиняет. Оно связано с созданием факторов и условий, которые способны причинить материальный или физический вред и которые влекут наступление административной ответственности. К примеру, административным правонарушением с формальным составом является нарушение правил дорожного движения, нарушение санитарных норм, не связанные с причинением материального или физического вреда.

     В зависимости от содержания объективной  стороны административные правонарушения делятся на длящиеся административные правонарушения и продолжаемые административные правонарушения, а также административные правонарушения, совершенные повторно и неоднократно.

     Длящееся административное правонарушение - действие или бездействие, сопряженное с длительным невыполнением обязанностей, возложенных законом на физическое или юридическое лицо под угрозой административной ответственности.

     Продолжаемое административное правонарушение представляет собой совокупность нескольких тождественных деяний, за каждое из которых лицо подлежит административной ответственности. Говоря иначе, продолжаемое административное правонарушение - это несколько действий, каждое из которых является административным правонарушением.

     Повторное административное правонарушение - это деяние, совершенное одним и тем же лицом в течение срока погашения административной ответственности, за которое данное лицо уже подвергалось административному наказанию.

     Неоднократное административное правонарушение - это совершенная одним и тем же лицом совокупность однородных административных правонарушений, предусмотренных одной статьей или частью статьи КоАП РФ.

 

                                       Заключение

 

     Итак, состав административного правонарушения образуется из следующих элементов: субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона административного  правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.

     Субъектами административного правонарушения являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие возраста 16 лет и вменяемые в момент совершения правонарушения), а также юридические лица независимо от организационно-правовой формы.

     Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного и муниципального управления и охраняемые мерами административной ответственности.

     Объективную сторону составляют внешние признаки и обстоятельства поведения нарушителя. Факультативными (дополнительными) признаками объективной стороны являются обстановка, время, место, орудие и способ совершения административного правонарушения.

     Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение лица к совершенному им деянию и его последствиям в момент совершения административного правонарушения. Ее образует вина нарушителя. Факультативными признаками субъективной стороны являются цель и мотив совершенного деяния.

     Административные  правонарушения можно классифицировать по различным основаниям:

  • в зависимости от источника, устанавливающего состав административного правонарушения (установленные КоАП РФ и установленные законами субъектов РФ);
  • в зависимости от объекта административного правонарушения (посягающие на права граждан и т.д.);
  • по степени общественной опасности (с основным (простым) составом, с квалифицированным составом, с привилегированным составом);
  • в зависимости от субъекта (с общим субъектом, со специальным субъектом; совершенные юридическим лицом, совершенные физическим лицом);
  • в зависимости от характера субъективной стороны (с умышленной формой вины, с неосторожной формой вины);
  • в зависимости от характера причиненного вреда (с формальным составом, с материальным составом);
  • в зависимости от содержания объективной стороны (длящиеся, продолжаемые, совершенные повторно и неоднократно).

 

      Библиографический список

 
  1. Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.
  2. Определение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. № 119-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Волна» на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Правовая система «Гарант».
  3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. № 13894/03 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2004. № 7.
  4. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. - М.: Статут, 2004. - 351 с.
  5. Административная ответственность / Отв. ред. И.Л. Бачило, Н.Ю. Хаманева. - М.: Институт государства и права РАН; Академический правовой университет, 2001. - 150 с.
  6. Административное право: Учебник / Под ред. В.Ю. Попова, Ю.М. Козлова. - М.: Юристъ, 2002. - 728 с.
  7. Борисов А.Н. Административные правонарушения. – М.: Новая правовая культура, 2005. – 396 с.
  8. Грызунова Е.В. Правонарушение. Юридический состав и его особенности (применительно к различным видам правонарушений): Учебное пособие / Под ред. М.И. Байтина. - Саратов: Саратовская государственная академия права, 2002. - 36 с.
  9. Иванов А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. Теория и законодательная практика: Учебное пособие. - М.: Закон и право; Юнити-Дана, 2004. - 120 с.

Информация о работе Виды административных правонарушений