Виды административно-правовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

Целью же данной работы является рассмотрение видов административно-правовых отношений. Для этого необходимо будет проанализировать критерии классификации административных правоотношений.

Работа содержит 1 файл

админ_основа.docx

— 34.74 Кб (Скачать)

    в) отношения административно-процессуального  характера, в которых стороны  занимают равноправное положение (например, в рамках производства по жалобам  граждан, по делам об административных правонарушениях). Содержанием этих отношений является рассмотрение административно-правовых споров;

    г) отношения административно-договорного  характера, носящие форму различного рода соглашений (например, предварительное  соглашение о приеме на ту или иную должность). Соглашения возможны и между  субъектами исполнительной власти.

    Характеристика  горизонтальных административно-правовых отношений предполагает учет ряда особенностей. В частности, любые совместные действия однопорядковых и равноправных сторон (отношения типа «субъект – субъект»), равно как и процессуальное равноправие, перерастают в вертикальные отношения. Моментом такого перерастания служит, например, принятие совместного юридически властного акта (совместного приказа) либо принятие полномочным исполнительным органом (должностным лицом) одностороннего юридически обязательного решения  по жалобе гражданина или по делу об административном правонарушении. Отсюда - временное проявление горизонтальности таких правоотношений, а также  их вспомогательный характер по отношению  к основным вариантам административно-правовых отношений. 

      
 
 

    Рис. 1. Административно-правовые отношения 

    Вертикальные, горизонтальные и даже диагональные (идею об их существовании выдвигали  В.А. Юсупов, М.С. Студеникина) административно-правовые отношения наиболее наглядно можно  представить в виде схемы, изображенной на рисунке 1 (административно-правовые отношения на ней показаны соответствующими стрелками). Горизонтальные административно-правовые отношения могут иметь место как:

  • предшествующие непосредственному управленческому воздействию;
  • возникающие после непосредственного управляющего воздействия в целях наиболее эффективной его реализации;
  • отношения административно-договорного характера.

    Проблема  диагональных административно-правовых отношений на сегодняшний день остается дискуссионной6.

    Горизонтальные  административно-правовые отношения  своей непосредственной задачей  воздействие на управляемый объект не имеют. Фактически они подготавливают последующее управляющее воздействие. Поэтому можно встретить такие  названия вертикальных и горизонтальных административно-правовых отношений, как отношения основные и неосновные. Схожа с ними и классификация  административно-правовых отношений  на субординационные (властности) и  координационные (властность отсутствует). Горизонтальные административно-правовые отношения понимаются как совокупность конкретных вертикальных административно-правовых отношений между двумя субъектами государственного управления, которые  в целом уравновешивают их положение  по поводу того, по поводу чего они вступили в это множество конкретных правоотношений. Найти сегодня пример одного конкретного  административно-правового отношения  нельзя. Во-первых, это противоречит важнейшему признаку административно-правовых отношений – их властности. Во-вторых, анализ конкретных ситуаций приводит автора в одних случаях к выводу о том, что они являются отношениями, не урегулированными нормами права. Тогда это не правоотношения вообще и не административно-правовые отношения, в частности. В других же случаях рассмотренные примеры не имеют хотя бы одного из признаков горизонтальных административно-правовых отношений, отчего становятся правоотношениями вертикальными.

    Классификация административно-правовых отношений  и оснований их возникновения  и прекращения является необходимым  предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Итак, подведем итоги вышесказанному.

    Административно-правовые отношения можно классифицировать по различным критериям:

  1. в зависимости от характера реализуемых норм можно выделить:
    1. регулятивные отношения (основанные на правомерном поведении) и охранительные (основаны на противоправном поведении);
    2. административно-материальные и административно-процессуальные;
  2. в зависимости от организационной соподчиненности участников:
    1. властноорганизационные (между организационно несоподчиненными участниками);
    2. внутриорганизационные;
  3. по юридическому характеру взаимоотношения:
    1. горизонтальные;
    2. вертикальные.

    Управление  действует во всех областях социальной жизни, эта деятельность велика по объему и разнородна по содержанию. Во многих ситуациях административная работа настолько специфична, настолько  близко связана с особым видом  управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного  права, а других его отраслей. 
 
 
 
 
 
 

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Административное право  / Под ред. Попова Л.Л. М., 2005.
  2. Административное право / Под ред. Попова Л.Л. М., 2002.
  3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.Н. Административное право Российской Федерации. М., 2001.
  4. Бородин С. С., Громыко С. С. Административное право. СПб, 2007.
  5. Князев С. Д. Административное право РФ: предмет, система, реформирование // Правоведение, 2001, № 5.
  6. Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации. Ростов-на-Дону. 2006.

Информация о работе Виды административно-правовых отношений