Виды административно-правовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Административно-правовые отношения, как и все остальные виды правоотношений в различных отраслях права, являются важнейшим базисом. В общей характеристике административно-правовых отношений следует отметить некоторые стороны, которые могут быть основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они весьма существенны, потому что на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их появления (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность действий субъектов управления); содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и особенности административно-правовых отношений
1.1 Понятие и содержание административно-правовых отношений
1.2 Разграничение административных и других правовых отношений
Глава 2. Виды административно-правовых отношений
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 229.17 Кб (Скачать)

     1) административно-правовой нормы,  определяющей субъекта, его права  и (или) обязанности, юридическую  ответственность;

     2) административной правоспособности  и дееспособности субъекта;

     3) юридического факта (фактов), то  есть, основания возникновения, изменения  или прекращения правоотношения.

     Объект  управления – другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические  лица, которые наделены правами и  обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой  стороны. Ими могут быть: граждане: государственные служащие; органы управления (администрация) государственных и  негосударственных предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и  несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации. Практически объектом управления следует считать деятельность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих прав и обязанностей, их сознательно-волевое поведение.

     Юридическими  фактами называются фактические  обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъектом административных правоотношений. Юридические факты делятся на действия и события. Действия – результаты активного волеизъявления участника правоотношения. Они могут быть правомерными или неправомерными. К числу правомерных действий относятся, например, издание органом исполнительной власти индивидуального акта управления в пределах своих полномочий; государственная регистрация общественных объединений, осуществляемая органами юстиции. Неправомерные действия (деликты) не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их, например административные или дисциплинарные проступки.

     События – это явления, не зависимые от воли людей (например, достижение определенного  возраста, с чем связываются юридические  последствия, смерть, стихийное бедствие).4

     Совершенно  очевидно, что перечисленные и  другие факты в каждом конкретном случае могут иметь различные  юридические последствия, то есть, порождать, изменять определенные права и обязанности, а также ответственность участников правоотношений. Например, если гражданин  подает жалобу на действия должностного лица в орган исполнительной власти, последний обязан ее рассмотреть  в установленный срок и сообщить гражданину о принятом решении. Умерший  гражданин или прекратившее свою деятельность общественное объединение  перестают быть участниками соответствующих  правоотношений.

     В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права  и обязанности).

     Каждое  материальное и процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная  взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется  содержание правоотношения. Правомочию – субъективному праву одного участника правоотношения – всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, - их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

     Непосредственным  объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяния.

     Нормами административного права точно  определяется, между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности  сторон. Так, отношения граждан, связанные  с призывом на военную службу, получением прав на управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах, с определенными  органами исполнительной власти, при  этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. В определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации, к примеру, должны направлять статистические данные, отчеты, справки.

     Существующие  в административно-правовых отношениях права и интересы могут защищаться в судебном порядке, но такие случаи не являются доминирующими. В основном же права участников таких отношений, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который  был (является) стороной административного  правоотношения, вышестоящим или  иным органом исполнительной власти. Субъекты исполнительной власти наделены правом решать, а другие участники отношений имеют право обжаловать такие решения5.

     Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены правом применять самые разнообразные меры воздействия к другим субъектам правоотношений.

     В частности, они могут потребовать  объяснений, дать указания, отказать в  просьбе, не присвоить звание, использовать средства административного, дисциплинарного  принуждения. Следует также подчеркнуть, что для гражданско-правовых отношений  характерна ответственность одной  стороны перед другой. Административным правом установлен иной порядок ответственности  сторон административно-правовых отношений  в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае возникает ответственность  одной стороны не перед другой стороной правоотношения, а непосредственно  перед государством в лице его  соответствующего органа (должностного лица).

     Именно  исполнительные органы (должностные  лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъекты управления также отвечают за нарушение аналогичных требований6.

     Субъекта  административного правоотношения можно рассмотреть на основе квалификации административных правоотношений на виды. В зависимости от особенностей участников административных отношений выделяются наиболее типичные их виды:

     а) между субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (к примеру, вышестоящие и  нижестоящие органы);

     б) между субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне;

     в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном  подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и  пр.), предприятиями и учреждениями;

     г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном  подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного  надзора и т.п.);

     д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы  местного самоуправления;

     е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями  и предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

     ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

     з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.7

     Во  всех вышеперечисленных отношениях всегда участвует тот или иной исполнительный орган.

 

1.2 Разграничение административных и других правовых отношений 

     Из  определения правовых отношений  как общественных отношений, регулируемых нормами права вытекает, что правовые и фактические отношения неотделимы друг от друга. Фактические отношения приобретают юридическую форму в результате их правового регулирования. Нормами права регулируются многие, но далеко не все общественные отношения.

     Предметом правового регулирования могут  быть лишь те из них, которые имеют  волевой характер, ибо право способно воздействовать только на сознание и волю людей. Но не все волевые отношения регулируются правом, ибо одни из них не нуждаются в нем, так как регулируются иными социальными нормами, другие вообще невозможно урегулировать правом. «Правовым регулированием, – пишет С.С. Алексеев, – охватываются лишь такие общественные отношения, которые в данных социально-экономических условиях объективно требуют правового регулирования». Все это, в частности, относится и к управленческим отношениям. Следовательно, отграничивая административные отношения от всех иных правовых отношений, следует иметь в виду, что речь идет об отграничении не всех управленческих отношений, а лишь тех, которые регулируются правом. За пределами этой классификации остаются те фактические управленческие отношения, которые не могут быть урегулированы нормами права, а также те, которые по тем или иным причинам не регулируются ими, хотя это и возможно и необходимо.

     Разграничение административных и иных правоотношений предполагает единый общий критерий. Им может быть только характер регулируемых правом общественных отношений, т. е. предмет  правового регулирования. Он же служит основанием разграничения отраслей права. Широко известное мнение многих ученых о том, что вторым, вспомогательным  методом систематизации права может  служить метод правового регулирования.

     Признание специфики правового регулирования  вообще и соответствия методов правового  регулирования каждой из групп регулируемых правом общественных отношений –  далеко не одно и то же. Наиболее тесно  административное право, связано с  государственным (конституционным) правом. Это объясняется взаимной близостью, переплетением многих административно-правовых и государственно (конституционно) - правовых отношений.

     К государственно-правовым следует отнести общественные отношения, возникающие в сфере организации и деятельности высших органов государственной власти республиканского и областного уровней, а также органов местного самоуправления. В этом заключается специфика, отличающая их от всех других правовых, в частности административных, отношений. Своеобразно соотношение административных и финансовых правоотношений. Общественные отношения, возникающие в области финансовой деятельности, составляют специфическую часть государственно-правовых и административно-правовых отношений. Соответственно этому нормы права, регулирующие эти общественные отношения, выделяются в относительно самостоятельную отрасль права и в своей совокупности составляют финансовое право.

     Финансово-правовые отношения – это общественные отношения в области собирания  и распределения государством денежных средств, в которых стороны выступают  как носители прав и обязанностей, установленных нормами финансового  права. Однако общность и различия административных и финансовых правоотношений выявлены им недостаточно четко именно потому, что не учтена относительность самостоятельности  предмета этой отрасли права. С большими трудностями связано отграничение административных отношений от гражданских. Усилия ученых-юристов в этом вопросе до сих пор не привели к единому мнению.

     В процессе многих действий складываются административно-правовые имущественные  отношения между администрацией предприятия и администрацией соответствующих медицинских, бытовых, учебных учреждений. К имущественным административно-правовым отношениям, стороны которых не связаны подчинением, относятся также отношения между работниками отдела технического контроля и работниками цехов и отделов заводов, возникающие в процессе контроля за качеством и комплектностью изготовляемой предприятием продукции. В системе административно-правовых отношений имеется много неимущественных отношений, стороны которых не связаны подчинением.

     Таким образом, ни имущественный характер, ни подчинения одной стороны правоотношения другой не могут быть использованы для разграничения этих отраслей права. Защищая положение о равноправии сторон гражданско-правового отношения как его специфическом признаке и признавая наличие этого признака в отношениях между организацией, передающей здание, сооружение, предприятие безвозмездно, по распоряжению вышестоящего государственного органа, и организацией, принимающей это имущество, С.Н. Братусь отказывает в признании этого отношения административно-правовым, так как при этой передаче соблюдаются условия, обеспечивающие принцип хозрасчета, и возможные имущественные споры между передающей и принимающей организациями при разноведомственной их подчиненности разрешаются арбитражем8. Но этого далеко не достаточно ни для отрицания административно-правового характера этих отношений, ни для признания их гражданско-правовыми.

     Условия, обеспечивающие принцип хозрасчета, соблюдаются не только гражданским, но и административным правом. Государственным  арбитражем защищаются не только гражданско-правовые отношения. Обязанности передающей и принимающей организации корреспондируют  не только праву вышестоящего органа, как полагает С.Н. Братусь, но и их собственным взаимным правам. Обязанность и право передающей организации передать имущество корреспондируют праву и обязанности принимающей организации принять передаваемое.

Информация о работе Виды административно-правовых отношений