Виды административно-правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 06:53, контрольная работа

Описание работы

Реализация норм административного права представляет собой процесс претворения в жизнь государственной воли его субъектами. Это выражается в поведении субъектов в соответствии с требованиями юридических норм. В литературе различают несколько форм (способов) реализации норм: 1) исполнение; 2) соблюдение; 3) использование и 4) применение. Основными формами реализации административно-правовых норм являются: исполнение и применение. [2]

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Виды административно-правовых норм…………………………………………5
Заключение………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Содержание АП.docx

— 31.83 Кб (Скачать)

г) рекомендательные нормы. Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.

Так, Правительство  Российской Федерации утвердило  1 февраля 1995 года Рекомендации по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, адресованные сельскохозяйственным коммерческим организациям, предприятиям. Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства разрабатывает рекомендации по вопросам, отнесенным к его компетенции. Адресуются они в значительной степени именно предпринимателям и их объединениям.

Практика  государственно-управленческой деятельности знает, однако, случаи, когда рекомендации содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным предприятиям и объединениям. Например, в постановлении Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» органам исполнительной власти субъектов федерации рекомендуется оказывать необходимое содействие территориальным органам по стандартизации, метрологии и сертификации в осуществлении ими государственного контроля и надзора (п. 5) . [7]

Такого рода рекомендации не содержат в себе прямо  выраженных предписаний, а дают возможность  поисков наиболее целесообразных вариантов  решения определенных задач. По своей  сути близки к содержанию административно-дозволительных норм, хотя и не лишены определенных элементов авторитарности.

В некоторых  случаях рекомендации фактически приобретают  юридически-обязательную силу. Например, Государственная налоговая служба Российской Федерации б октября 1993 года утвердила «Рекомендации по применению государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушения налогового законодательства. По существу, содержание этого документа сводится не к рекомендациям, носящим характер советов, а к изложению прямых предписаний, вытекающих из общих требований налогового законодательства я сопровождаемых комментариями. Налицо типичная инструкция по применению санкций, являющаяся одним из конкретных видов административно-правовых актов. [6]

Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:

а) организацию  и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственною управления;

б) административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;

в) ключевые вопросы организации и деятельности и государственных предприятий  и учреждений;

г) административно-правовой статус общественных объединений;

д) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные;

е) административно-правовой статус граждан, [3]

С учетом федеративного  устройства России административно  правовые нормы по своему масштабу подразделяются на общефедеральные, а также устанавливаемые субъектами федерации (республиканские, территориальные или региональные и т.п.). По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В последнем случае их действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений. [6]

 

 

 

 

 

Заключение

Административно-правовые нормы  различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Существуют различные  критерии их классификации. Наиболее общий  характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.

1. Материальные административно-правовые  нормы юридически закрепляют  комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников  регулируемых административным  правом управленческих отношений,  т.е. фактически их административно-правовой  статус.

2. Процессуальные административно-правовые  нормы регламентируют динамику  государственного управления и  связанных с ним управленческих  отношений. Их назначение –  определить порядок (процедуру)  реализации юридических обязанностей  и прав, установленных нормами  материального административного  права в рамках регулируемых  управленческих отношений.

Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. В ее основе лежит тот или иной вариант метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношений. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие, т.е. предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены в качестве обязательного предписания;

б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий либо специальный характер;

в) уполномочивающие, или  дозволительные (диспозитивные), нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них  выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать  в рамках требований данной нормы  по своему усмотрению;

г) стимулирующие (поощрительные) нормы. Они обеспечивают с помощью  соответствующих средств материального  или морального воздействия должное  поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений;

д) рекомендательные нормы. Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.

Существуют и иные классификационные  группы административно-правовых норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Конституция Российской  Федерации, Москва, Изд. Новая Волна, 2006г.

2. Административное право  Российской Федерации. Изд. А.П.  Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Москва, “ЗЕРЦАЛО ТЕИС”, 2007г.

3. Административное право.  Учебник. Д.Н. Бахрах, Изд. БЕК, Москва, 2008г.

4. Курс административного права и процесса. / под ред. Ю.А. Тихомиров. -М., 2007г.

  1. Общая теория права. Алексеев С.С., Москва, 2008 г.
  2. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006г. – 468 с.
  3. Практикум по административному праву. / под ред. Д.Н. Бахраха. - М.: БЕК, 2008г.

Информация о работе Виды административно-правовых норм