Управленческая культура: понятие, структура, способы формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

Управленческая культура - не только явление сознания, но и нормативное
установление и практическая деятельность.
Составные управленческой культуры: управленческие знания, понимание, умение;
практическое управленческое поведение, отношение к управленческим институтам.
Структура:
1. Управленческая компетентность - синтез познаний (теоретической подготовки)
и практического опыта в области управления вообще и государственного
управления в особенности.
2. Информированность о всех проблемах, явлениях, процессах, преобразованиях,
происходящих в сфере управления, особенно государственного.

Работа содержит 1 файл

12 этика и культура.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

12.1Управленческая культура: понятие, структура, способы формирования.

 

Управленческая культура - не только явление сознания, но и  нормативное

установление и практическая деятельность.

Составные управленческой культуры: управленческие знания, понимание, умение;

практическое управленческое поведение, отношение к управленческим институтам.

     Структура:

1. Управленческая компетентность - синтез познаний (теоретической  подготовки)

и практического опыта  в области управления вообще и  государственного

управления в особенности.

2. Информированность  о всех проблемах, явлениях, процессах,  преобразованиях,

происходящих в сфере  управления, особенно государственного.

Управленческая культура, т.е., уровень компетентности и информированности,

предполагает также  развитие заинтересованности граждан участии в деятельности

государственных органов, органов местного самоуправления или  в

непосредственном ведении  управленческих дел.

Управленческая  культура и её составляющие элемент

Слово "культура" буквально  означает воспитание, образование, развитие. В широком смысле термин "управленческая культура" употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.

Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости менеджеров дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.[2 с.238

Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в ее основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером

Наиболее важные из них

1) юридические нормы  управленческого труда, которые  отражены в государственно-правовых  нормативных актах. Культура менеджера в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм;

2) моральные нормы  - регулируют поведение руководителя  в области нравственности и  морали;

3) организационные нормы  - устанавливают структуру организации,  состав и порядок деятельности  функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые в организации;

4) экономические нормы  - регулируют экономическую деятельность  организации

Личная культура. Включает в себя уровень квалификации; этическое воспитание; личную гигиену и внешний вид; форму обращения к подчиненным и т.п. [8 c.78]

 

Рациональное распределение  рабочего времени. Рациональная организация  труда руководителя немыслима без  четкого представления о том, что он делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим направлениям:

·          работа с документами;

·          работа с кадрами

·          решение социально-экономических  вопросов;

·          решение коммерческих вопросов;

·          совещания, переговоры;

Культура содержания рабочего места. Отдельные руководители считают, что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось "под рукой", и с этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Это неправильно. При таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т.п. .

·        культура проведения массовых мероприятий.

·        культуре проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед.

·        культура приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при  приеме работников как по личным, так и по служебным вопросам.

·          культура в работе с письмами. Сюда входит обязательная регистрация писем, определение сроков их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо.

·        культура речи. Около 80 % рабочего времени  руководителя связано с контактами с людьми. Поэтому умение говорить (общаться) является важной составной  частью культуры труда руководителя.

Организационная культура руководителя. Она определяет степень владения знаниями теории управления, методами организаторской работы, опыт, навыки, умение осуществлять разнообразные организационные процедуры, составляющие значительный удельный вес в структуре рабочего времени руководителя. К числу организационных процедур можно отнести подбор и расстановку кадров, работу с кадрами; разработку организационных норм и нормативов, планов личной работы; постановку задач и доведение их до исполнителей, распорядительство, контроль исполнения и др.

Специалисты выделяют две важные особенности культуры

1) многоуровневость. Поверхностный  уровень образует способы поведения  людей, ритуалы, эмблемы, дизайн, униформа, язык, лозунги и пр. Промежуточный  уровень составляют укоренившиеся ценности и верования. Глубинный уровень представлен философией фирмы;

2) многогранность, многоаспектность. Культура организации, во-первых, состоит из субкультур отдельных  подразделений или социальных  групп, существующих под «крышей»  общей культуры. Во-вторых, организационная культура включает субкультуры тех или иных направлений и сторон деятельности -- предпринимательство, управление, деловое общение, внутренние взаимоотношения

По отношению  к организации культура выполняет ряд важных функций:

Охранная функция проявляется в создании барьера, ограждающего организацию от негативных внешних воздействий. Эта функция реализуется посредством различных запретов, «табу», ограничивающих норм.

Интегрирующая функция  проявляется в формировании чувства  принадлежности к фирме, гордости за нее, стремление посторонних лиц включиться в нее. Этот процесс и облегчает решение кадровых проблем.

Регулирующая функция  поддерживает необходимые правила  и нормы поведения членов организации (корпорации), их взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией ее стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов.

Адаптивная функция  облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Она реализуется через общие  нормы поведения, ритуалы, обряды, с помощью которых осуществляется также воспитание сотрудников.

Ориентирующая функция  культуры направляет деятельность организации (корпорации) и ее участников в необходимое  русло.

Мотивационная функция  создает для этого необходимые  стимулы.

 

12.2 Управленческая деятельность государственных служащих как субъектов права, реализующих функции и полномочия государственных органов, достаточно четко регламентируется формальным образом посредством нормативно-правовых актов. Однако правовые нормы регулируют лишь важнейшие процедуры и операции этой деятельности. За их рамками остается все многообразие взаимоотношений государственных служащих с государством, обществом, между собой, многочисленные коллизии, возникающие в процессе их деятельности и не поддающиеся правовому регулированию. Чем выше квалификация и статус должностного лица, тем менее стандартизированным становится процесс решения неповторяющихся, оригинальных задач, тем шире оказывается возможность выбора варианта действия, личного усмотрения. А это уже поле действия социальных норм -- норм нравственности и морали, регулирующая роль которых становится сегодня важным фактором повышения эффективности и авторитета государственной службы.

 

Рост социальной значимости этического момента в деятельности государственных служащих современной России обусловлен многими причинами политического, экономического и социального характера. Кардинальная ломка социально-политической системы, экономических отношений, крушение прежних и мучительные поиски новых идеалов создают множество нестандартных ситуаций, которые не регулируются правовыми нормами ввиду их отсутствия или устаревания. От профессионализма и в неменьшей степени от уровня нравственности государственных служащих как проводников политики государства во многом зависит не только авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества.

 

Проблемы нравственности государственной службы актуализируются  в связи и с необходимостью преодоления устойчивого негативного имиджа государственной службы, и с потребностями гармонизации отношений чиновников и граждан, а также взаимодействия государственных служащих внутри своей социально-профессиональной группы.

Этика государственной  службы как один из видов профессиональной -- единый систематизированный нормативный акт, регулирующий определенную область общественных отношений., предписывающий определенный тип человеческих взаимоотношений, который представляется оптимальным с точки зрения исполнения государственными служащими их профессиональной деятельности, а также социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения этой профессии, ее этоса. Кодекс поведения включает основные принципы и нормы, в наиболее общей форме выражающие моральные требования к нравственной сущности государственною служащего, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает, с обществом, «слугой» которого он является, обеспечивая взаимодействие между государством и его гражданами.

 

Этические принципы выступают  в качестве императивов и служат обычно основанием для более частных  этических норм, предписывающих, какие  конкретно поступки человек должен или не должен совершать. В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» все многообразие видов и содержания деятельности государственных служащих объединяет призвание обеспечивать поддержку конституционного строя, соблюдение Конституции РФ и федеральных законов. Принцип законности, верховенства Конституции и федеральных законов над иными нормативными актами и должностными инструкциями выступает важнейшим этическим принципом деятельности государственного служащего.

 

Наряду с законностью  одним из фундаментальных принципов этики государственной службы и важнейшим компонентом нравственной оценки деятельности чиновника является сформулированный еще древними римлянами принцип «справедливость есть основа государственного строя». Реализация этого принципа обнаруживает себя в законном и рациональном использовании властных полномочий, в защите (а не имитации ее) прав и законных интересов граждан, удовлетворении их социальных ожиданий. В этом его смысл как регулятора взаимоотношений государственных служащих как «слуг» общества с гражданами этого общества. Удовлетворение потребности в справедливости -- самое важное из моральных ожиданий общества не только в общем социальном плане, но и по отношению к каждому человеку в любой коллизионной ситуации. Всякая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит моральный ущерб авторитету власти в целом. Как показывают результаты проведенного в ряде регионов России опроса, свыше половины избирателей полагают, что государственная власть несправедлива, и только 5% считают, что она действует в интересах народа.

 

Осуществляя служебные  функции, государственный служащий обязан руководствоваться моральным  принципом бескорыстности, независимости  и неподкупности, согласовывая свои личные интересы с общественными. Это  является непременным условием его служебной деятельности. Нарушение этого принципа проявляется в фактах коррупции, взяточничества как в рамках своей служебной деятельности, так и при совершении в пользу дающего взятку действий, несовместимых с должностными обязанностями.

 

Этическое требование, запрещающее должностным лицам принимать подарки и различного рода вознаграждения за действия, связанные с исполнением ими служебных обязанностей, нашло свое отражение в ряде установленных законом ограничений, связанных с государственной службой.

 

С принципом моральной  ответственности связаны такие  понятия, как гражданская совесть, честь, проявляющиеся в единстве слова и дела. Проведенные исследования показывают, что лишь 20--30% руководителей  выполняют данное слово. Только 16-17% опрошенных признают ответственность руководителей, а свыше 70% обвиняют чиновников в беспринципности и безответственности.

 

Принципы законности, справедливости, гуманизма, неподкупности  и ответственности составляют основу нравственной оценки деятельности государственных служащих. Они включены в этические кодексы государственных служащих многих стран, выражая существо требований к нравственному содержанию деятельности как всего института государственной службы, так и каждого чиновника, определяя жизнеспособность и характер реального функционирования этого института. Нарушение принципов влечет за собой проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности. Они обнаруживаются в деятельности неформальных групп в структуре государственного аппарата, замыкающихся на свои, узко корпоративные цели и интересы, основывающих взаимоотношения своих членов и их поведение на этических принципах, вступающих в противоречие с моралью общества, организации. Тогда мы имеем дело с «корпоративной» этикой

Информация о работе Управленческая культура: понятие, структура, способы формирования