Учение Платона о государстве и законах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:47, дипломная работа

Описание работы

Творчество Платона волнует умы уже три тысячелетия: его учение
оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи.
Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и
в новой Академии, но в доктрине неоплатоников (Плотика, Прокла и др.), в
философии «отцов церкви» (в особенности Августина), в классической
философии (особенно в философии Канта и Гегеля) и в различных доктринах
абсолютного идеализма философии начала ХХ века. Платонизм является
философским основанием логицизма — крупного направления в современной
философии и методологии математики, к которой принадлежали такие мыслители,
как Фреге, Рассел и Уайтхед

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЛАТОН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 5
2. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА
«ГОСУДАРСТВО» 13
2.1. Характеристика сословий 13
2.2. Учение о совершенных и несовершенных формах государства 29
3. ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА «ЗАКОНЫ» 38
3.1. Учение о смешанной форме государства 39
3.2. Учение о законах 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ЛИТЕРАТУРА 58

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 96.89 Кб (Скачать)

                         ОГЛАВЛЕНИЕ 

      ВВЕДЕНИЕ    3

      1. ПЛАТОН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО     5

      2. КОНЦЕПЦИЯ  ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО  УСТРОЙСТВА  В  ДИАЛОГЕ  ПЛАТОНА

«ГОСУДАРСТВО»    13

        2.1. Характеристика сословий    13

        2.2. Учение о совершенных и несовершенных  формах государства      29

      3. ВОПРОСЫ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ДИАЛОГЕ  ПЛАТОНА «ЗАКОНЫ»     38

        3.1. Учение о смешанной форме  государства  39

        3.2. Учение о законах     48

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ  55

      ЛИТЕРАТУРА  58 
 

                                  ВВЕДЕНИЕ 

      Творчество  Платона  волнует  умы   уже  три  тысячелетия:  его   учение

оказывалось современным  и содержательно значимым для  любой эпохи.

      Влияние  платонизма прослеживается не  только в аристотелевском учении  и

в новой Академии, но в доктрине неоплатоников (Плотика,  Прокла  и др.),  в

философии  «отцов  церкви»  (в  особенности   Августина),   в   классической

философии (особенно в философии Канта и  Гегеля)  и  в  различных  доктринах

абсолютного  идеализма  философии  начала  ХХ   века.   Платонизм   является

философским  основанием  логицизма  —  крупного  направления  в  современной

философии и методологии  математики, к которой принадлежали такие  мыслители,

как Фреге, Рассел и  Уайтхед[1].

      Платон  был первооткрывателем в сфере  философского освещения  обширного

комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих  из  них  отмечена

печатью его творческого  гения.  Многие  положения  о  государстве  и  праве,

высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными  до

наших дней.

      В  истории философской мысли   после  Платона  еще  не  было  ни  одного

столетия, когда бы не спорили о Платоне,  то  непомерно  его  восхваляя,  то

принижая в каком-либо отношении.

      Изучению  жизни, творчества и учения  Платона  о  государстве   и  праве

посвящено большое  количество литературы; начало было положено  в  IV  в.  до

н.э.  учениками  Платона.  Значение  его  в  истории   столь   велико,   что

исследованию и  изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день.

      При   написании   дипломной   работы   были    использованы    русские

дореволюционные   произведения,   иностранные   источники   и   произведения

советского времени.

      Из   дореволюционных   авторов   можно    выделить:    В.  Виндельбанд,

Н.М. Коркунова,   А.Н.   Гилярова,   П.И.   Новгородцева,   А.    Клеванова,

Б.Н. Чичерина, В. Соловьева,  Карпова,  Е.Н. Трубецкого,  С.Н. Трубецкого  и

др. В советский  период были  опубликованы  работы  В.Ф. Асмус,  А.Ф. Лосева,

А. Ципко, В.С. Нерсесянц, Г.В. Васильевой  и др.  Из  авторов современного

периода можно отметить В.Н. Сафонова, Е.А. Кондрашову и др.

      По  своему характеру источники   подразделяются  на  работы  по  истории

Древней Греции, философии  права и истории политико-правовых учений.

      Цель  настоящей работы — раскрыть  основные положения учения  Платона   о

государстве и праве  и  показать  актуальность  идей  Платона  в  современный

период.

      Дипломная  работа состоит из введения, трех  глав и заключения. В первой

главе изложен материал о жизни  и  творчестве  философа.  Во  второй  главе,

самой объемной по содержанию, рассматриваются вопросы государства  и права  в

диалоге Платона  «Государство», а именно, характеристика сословий и учение  о

совершенных и несовершенных  формах  государственной власти.  Третья  глава

посвящена учению  Платона о смешанной форме государства в его диалоге

«Законы». В ней  рассматриваются  характеристика  идеального  государства  и

учение о законах. 

                        1. ПЛАТОН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 

      Платон  — древнегреческий  философ,  родоначальник  одного  из  главных

направлений  в  античной  философии.  Родился  в  88-ю  олимпиаду,  седьмого

фаргелиона в Афинах  между 430  и 427  гг.  до  рождества Христова.  Его

родители, Аристон  и Периктиона, принадлежали к древним знатным родам[2].  По

отцу Платон был  не просто высокого  происхождения,  но  отдаленным  потомком

последнего античного  царя Кодра. Мать Платона происходила по  прямой  линии

от брата знаменитого  афинского законодателя первой половины VI века до  н.э.

Солона, тоже родовитого аристократа, одного из «семи мудрецов».

      Вначале  он был назван  по  имени   своего  деда  Аристоклом  и прозван

Платоном – “широкий”  —  за  крепкое  сложение.  Родители  Платона,  имевшие

значительный достаток,  дали  сыну  хорошее  образование  в  соответствии  с

античными представлениями  об идеальном человеке, соединяющем  в себе  внешнюю

физическую  красоту  и  внутреннее  нравственное  благородство[3].  По  всем

принятым в то время предметам обучения  (гимнастика,  музыка,  грамматика  и

риторика) он имел лучших наставников.

      Платон  был отличным гимнастом и, кроме  этого, отличался в таких   видах

спорта, как борьба и верховая езда. Есть сведения, что  за  успехи  в  борьбе

он получил первую премию на Истмийских, а, возможно, также и на  Пифийских

состязаниях[4]. Также Платон  учился  музыке  и живописи,  очень серьезно

увлекался поэзией, он добился успеха буквально во всех существовавших  тогда

поэтических жанрах. Платону приписывали произведения  эпического  стиля и

лирику (дифирамбы  и элегические стихотворения); он писал трагедии.

      Общественная  среда  Афин  и  всей  Греции  в  эпоху  юности   Платона

разделялась на три  главные партии:  консерваторов,  требовавших  безотчетной

верности отеческим  преданиям; софистов,  возводивших  в  принцип  умственную

анархию;  и  третью  партию,  представлявшуюся  одним  человеком,  Сократом,

учившим сознательной, отчетливой вере в безусловное добро[5].  Между двумя

первыми партиями —  представителями мнимой веры и  мнимой  свободы  мышления,

Сократ  был  единственным  вполне   сознательным   носителем   глубокого   и

искреннего религиозно-нравственного  настроения  и  серьезного  философского

интереса. “Вся сила  Сократовой  мысли состояла  в простом  и неоспоримом

утверждении, что  жизненная задача должна решаться по  существу,  согласно  с

тем, что само по себе хорошо или безусловно желательно для всех,  а не  по

каким-нибудь внешним  соображениям частным или  общественным”[6].  Сократ  не

выработал цельной  философской системы. Он ничего не  писал;  жил  в  Афинах,

разговаривая на площади, допрашивая всех, добиваясь  истины[7].  Главная  его

задача состояла в  выяснении  противоречий,  которые  заключались  в  учении

Софистов. Таким образом, у лучших умов молодого поколения  того  периода  не

могло быть вопроса, за кем идти: “ – в сократовском учении, словно в  едином

потоке, слились идеи,  занимавшие  воображение молодых отпрысков знатных

афинских  родов”[8].  Простой  образ  жизни,  который   вел   философ,   его

пренебрежение земными  благами и материальным  благополучием  стали  примером

практического    воплощения    идеала     философского     образа     жизни,

противопоставляемого стремлению к наживе, свойственному как основной  массе

демоса, так и платным  учителям мудрости – софистам[9].

      К  моменту встречи с  Сократом  в  407  г.  до  н.э.  Платон  -  весьма

талантливый молодой  человек,  впитавший  в  себя  все  последние  достижения

тогдашней цивилизации. “Он – премированный гимнаст, борец и наездник.  Он  –

музыкант и живописец. Он – поэт, т.е. эпик, лирик и драматург.  Он  общается

с  модными  тогда  философами-софистами,  старательно   изучает   Героклита,

Парменида, пифагорейцев, Демокрита и многому у них учится”[10].

      Знакомство  с Сократом наложило неизгладимый  отпечаток на образ жизни и

мыслей Платона. Сократ оказал на  него  такое  сильнейшее  воздействие,  что

после знакомства Платон уничтожил свои поэтические произведения и всю  жизнь

посвятил философии[11].

   Сократ  оказал  огромное  влияние  на  формирование  всего  мировоззрения

Платона, с  которым  он  общался  в  течение  многих  лет  (407-399  гг.  до

н.э.)[12].    “Платон    полностью    воспринял    сократовское    понимание

справедливости, добродетели, и знания  как  абсолютных  истин,  сопричастных

божественной природе  мира и высшему божественному  разуму,  по  сравнению  с

которым человеческий разум является по существу ничем. Подобно  учителю,  он

отвергал также  софистическое противопоставление природы и закона[13].  Кроме

того, Сократ является центральным персонажем,  формирующим  позицию  автора,

практически  во  всех   (за   исключением   ‘Законов’)   диалогов   Платона,

“выстроенных  на  основе  сократического   метода   экспликации   содержания

понятий”[14].

      Платон  находился  в  ряду  близких   учеников  Сократа.  А.А.  Горелов

считает, что “Платон  представлял  главную  линию  учеников  Сократа,  и  он

существенно  расширил  и  обосновал  основные  положения  философии   своего

учителя”[15].  Детские  годы  и  юность   Платона   приходятся   на   период

Пелопонесской войны (431-404 гг. до н.э.), до основания  потрясшей  афинский

демократический строй[16].  Два  события  во  многом  определили  не  только

отношение  Платона  к  Афинской  демократии,  но  и   общую   направленность

политической мысли  философа. Этими событиями являлись установление  “тирании

тридцати” в 404 г. до н.э. и последовавшая вскоре  после  её  падения  казнь

его учителя Сократа  в 399 г. до н.э.

      Молодой   Платон  хотел  посвятить   себя  практической  государственной

деятельности, но, увидев  потом  необузданное  правление  тридцати  тиранов,

совершенно оставил  свое желание. Когда же иго тирании  было  свергнуто,  -  в

Платоне снова пробудилось было стремление к государственной службе,  но  в

это время пришлось ему познать на опыте до какой степени афинское  правление

уродливо, законы неправосудны, народ развратен и своеволен[17].

      После  переворота 404 г. до н.э., через несколько лет власть  тридцати

тиранов пала, в Греции снова воцарилась демократия, но её “золотой век”  так

и не вернулся[18]. Вновь  пришедшие к власти демократы  привлекли  Сократа  к

Информация о работе Учение Платона о государстве и законах