Участники административного процесса. Их характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление участников административного процесса, и дать им характеристику. Прежде чем перейти к рассмотрению названных вопросов, сделаем некоторые терминологические пояснения.
Процесс - совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определённого результата; порядок осуществления какой-либо деятельности [2]. В таком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т. п.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие и структура административного процесса…………………………..4
2. Участники административного процесса и их характеристика………...........6
2.1. Индивидуальные участники административного процесса……………..9
2.2. Коллективные участники административного процесса……….............14
2.2.1. Органы исполнительной власти……………………………………..14
2.2.2. Государственные служащие…………………………………………19
2.2.3. Исполнительные органы местного самоуправления……………….20
2.2.4. Предприятия и учреждения различных форм собственности……..22
2.2.5. Общественные объединения………………………………………...24
2.2.6. Иные участники административного процесса…………………….28
Заключение…………………………………………………………..……………29
Список использованной литературы……………………………..…................30

Работа содержит 1 файл

КР по адм. праву.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

         Федеральное агентство железнодорожного транспорта

         Иркутский государственный  университет путей  сообщения 

         Кафедра: ТД и П

         Дисциплина: Административное право

           
 
 

         Курсовая  работа 

         Тема: Участники административного  процесса. Их характеристики.

             

         Выполнила: студентка 4 курса                                                                                                              Уч. шифр

         И – 06- Т – 348к (заоч)

         Тажудинова  Ю.С.

                     Проверила: преподаватель                                                                                                                                                                                                        
 
 
 
 
 
 

         Иркутск 2010

         Содержание. 

Введение……………………………………………………………………………3

1. Понятие и  структура административного процесса…………………………..4

2. Участники  административного процесса и  их характеристика………...........6

  2.1. Индивидуальные  участники административного процесса……………..9

  2.2. Коллективные  участники административного процесса……….............14

    2.2.1. Органы исполнительной власти……………………………………..14

    2.2.2. Государственные служащие…………………………………………19

    2.2.3. Исполнительные органы местного  самоуправления……………….20

    2.2.4. Предприятия и учреждения различных  форм собственности……..22

    2.2.5. Общественные объединения………………………………………...24

    2.2.6. Иные участники административного  процесса…………………….28

Заключение…………………………………………………………..……………29

Список  использованной  литературы……………………………..…................30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение. 

         До середины 60-х  годов прошлого века представление о процессе как правовой системы происходило на базе реально существовавших тогда процессов гражданского и уголовного. Не случайно, поэтому на первый план выдвигалось главное отличительное свойство этих видов процесса - их юрисдикционная природа: разрешение спора о праве (гражданский процесс) и применение принуждения (уголовный процесс). Такая трактовка понятий гражданского и уголовного процессов является совершенно естественной, так как она целиком и полностью исходила и исходит в настоящее время из социального назначения суда как органа, специально учрежденного для целей гражданской и уголовной юрисдикции [1].

         Целью данной курсовой работы является выявление участников административного процесса, и дать им характеристику. Прежде чем перейти к рассмотрению названных вопросов, сделаем некоторые терминологические пояснения.

         Процесс - совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определённого результата; порядок осуществления какой-либо деятельности [2]. В таком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т. п.

         С юридической стороны  процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Исходя из этого, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса.

         Участник - человек, принимавший или принимающий  участие в чем-нибудь, в какой-нибудь работе, деле. [3].

         Таким образом, участников, они же субъекты (от лат. subjectum —лежащее внизу, подлежащее, подверженное), административного процесса нам предстоит рассмотреть в данной работе и дать им характеристику.  

         1. Понятие и структура административного процесса. 

         Управленческая, исполнительная деятельность осуществляется в определённой последовательности. Эта последовательность совершения управленческих действий и операций и составляет процесс управления. Иначе говоря, управленческий процесс – это движение, стадии развития действий и отношений, связанных с ним.

         Управленческие процессуальные действия регулируются административно-процессуальными нормами. Следовательно, административный процесс - это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений.          

         Вопрос о структуре  административного процесса, его  составных частях, должен решаться в зависимости от характера той процессуальной деятельности, которая выражает правовую часть государственного управления и, следовательно, заключает в себе свойства управленческой деятельности.

         Другая особенность  административного процесса связана  с более широкой сферой действия этого вида процесса, по сравнению с гражданским и уголовным.

         В структуре административного процесса есть критерий, который даёт возможность выделить однородные группы административных дел, рассмотрение которых составило бы содержание соответственных видов производств. Таким критерием служит характер индивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления. При этом под характером понимаются существенные свойства, общие для данной группы дел.

         Так, например все  дела по жалобам граждан на неправомерные действия должностных лиц объединяет сам характер обращения, который заключается в уведомлении компетентных органов и лиц о нарушении субъективного права или законного интереса гражданина. Причем это свойство сохраняется во всех случаях независимо от содержания жалобы, касается ли она пенсионных вопросов или каких-либо других, главное объединяющее качество - характер обращения.

         Руководствуясь названным  критерием можно различать:

  • производство по принятию нормативных актов государственного управления;
  • производство по предложениям и заявлениям граждан и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере государственного управления;
  • производство по административно-правовым жалобам и спорам;
  • производство по организационным делам в аппарате государственного управления;
  • производство по делам о применении принудительных мер в сфере государственного управления [4].

         Все виды данных производств  осуществляются в сфере государственного управления  и  представляют  собой определенные процедуры рассмотрения возникающих в этой сфере индивидуально-конкретных дел. Каждый вид производств осуществляется преимущественно исполнительно-распорядительными органами государственной власти. И лишь некоторые группы дел в соответственных случаях, предусмотренных законом, разрешают иные государственные органы, их должностные лица, а также общественные организации. Общественные отношения, возникающие в ходе осуществления каждого вида производства, регулируются административно-процессуальными нормами.

               Таким образом, если различия между названными видами производств носят частный характер, обусловленный конкретными особенностями дел, то факторы, объединяющие их в единый административный процесс, имеют уже принципиальное значение.

               Совокупность административных производств - базовая характеристика административной юрисдикции. Различия между производствами проводятся как по субъекту осуществления юрисдикционных полномочий, так и по предмету (объекту). С учетом состояния действующего Российского законодательства и административно-процессуальных норм можно выделить следующие виды административного производства:

  •       производство по делам об административных правонарушениях;
  •       дисциплинарное производство;
  •       производство по жалобам;
  •       согласительное производство.

         В наибольшей степени  урегулировано производство по делам об административных правонарушениях. В меньшей степени это относится к дисциплинарному производству, а также к производству по жалобам (как правило, действует устаревший нормативный материал). Согласительное производство - новое и пока еще не регламентированное явление административно-юрисдикционного характера [5].

         Задачи производства по делам об административных правонарушениях заключаются в обеспечении своевременного, всесторонне полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела; разрешении его в точном соответствии с действующим законодательством; обеспечении исполнения вынесенного по делу постановления; выявлении всех причин и условий, способствующих  совершению административных правонарушений; предупреждении правонарушений.  
 
 
 

         2. Участники административного  процесса и их характеристика. 

         Участником административного  процесса может быть только субъект  права. С точки зрения общей теории, субъект права это социальный субъект — лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Отсюда понятие правосубъектности, которое включает такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность [1].

         Правоспособность - это установленная законом возможность  субъекта иметь права и нести  юридические обязанности. Различают общую и специальную правоспособность. Будучи специфичной для каждой отрасли права, правоспособность означает реальную возможность субъекта действовать в юридическом смысле, иметь гарантированную защиту со стороны государства.

         Дееспособность - это  установленная в законе возможность субъекта своими действиями осуществлять предоставленные права и юридические обязанности.

         Правоспособность  и дееспособность субъектов права  обусловлены характером экономического и политического строя, уровнем  развития демократии [6].

         Наиболее удачной  представляется классификация субъектов  административного процесса, предложенная Д.Н.Бахрахом, полагающим, что в административном праве следует различать две группы субъектов: первая — индивидуальные субъекты, к которым относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, вторая — коллективные субъекты организации, структурные подразделения организаций, трудовые и иные коллективы организаций; сложные организации [7].

         С учетом сказанного выше система участников административного процесса может быть представлена в следующем виде:

1. Индивидуальные  участники - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

2. Коллективные  участники:

      а) органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, внутренние подразделения этих органов;

      б) исполнительные органы местного самоуправления;

      в) предприятия и учреждения различных  форм собственности;

      г) общественные объединения;

Информация о работе Участники административного процесса. Их характеристики