Территориально-административное деление России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:03, реферат

Описание работы

Административно-территориальное деление – это система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Стабильность административного устройства – одно из свидетельств социально-экономической и политической устойчивости страны. Таким образом, административное устройство государства – есть основа всех других форм социальной жизни, поэтому в этой работе я ставлю перед собой задачу рассмотреть административно-территориальное устройство России, его особенности и тенденции развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

1.АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ РОССИИ……………………………………………………………………….
2.ЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СТРАНЫ………………………………………………………..
3. ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА РОССИИ………………………………………
3.1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ЦАРСКОЙ РОССИИ…

3.2 ЭВОЛЮЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛЕНИЯ В СССР..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

территориальная организация населения.docx

— 43.28 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

  1. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ РОССИИ……………………………………………………………………….
  2. ЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА  СТРАНЫ………………………………………………………..
  3.        ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА РОССИИ………………………………………

    3.1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ЦАРСКОЙ РОССИИ…

          3.2  ЭВОЛЮЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ДЕЛЕНИЯ В СССР..

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Административно-территориальное деление – это система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Стабильность административного устройства – одно из свидетельств социально-экономической и политической устойчивости страны. Таким образом, административное устройство государства – есть основа всех других форм социальной жизни, поэтому в этой работе я ставлю перед собой задачу рассмотреть административно-территориальное устройство России, его особенности и тенденции развития. 
 

    1. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ  ДЕЛЕНИЕ РОССИИ
 

     В современных условиях перехода России на демократические, рыночные принципы организации общества и государства как никогда остро встает вопрос о выборе наиболее эффективных форм административно-территориального устройства страны, а также форм самоорганизации и самоуправления на местах. От правильности выбора этих форм, без преувеличения, зависит настоящее и будущее нашей страны, так как именно административно-территориальное устройство и местное самоуправление обеспечивают эффективное функционирование органов государственной власти.

     В настоящее время согласно статье 65 Конституции РФ в составе Российской Федерации находится 83 субъектa Федерации (региона).

     Среди них 21 республика, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).[1]

     Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны.[1]

     Разделение  властей закрепляется в Конституции  Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации  в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной  власти в ее субъектах.[2]

     Разделение  единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность  концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.

     Органы  законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции  действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению  деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений. Для  организации системы государственной  власти в Российской Федерации существенное значение имеет конституционное  положение, согласно которому в пределах ведения Российской Федерации и  полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему  исполнительной власти в Российской Федерации (статья 77, часть 2), что должно обеспечиваться при конституировании органов государственной власти субъектов Российской Федерации.[2]

     Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность  ни для одной из них подчинить  себе другие. В том виде, как он закреплен в Конституции Российской Федерации, данный принцип не допускает  сосредоточения функций различных  ветвей власти в одном органею.[3]

     Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

     Государственную власть в субъектах Российской Федерации  осуществляют образуемые ими органы государственной власти.[1]

     Статья 72 Конституции РФ оговаривает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение соответствия нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения различными природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование и т. д.

     Местное самоуправление является важнейшим  элементом конституционного строя Российской Федерации. Оно представляет собой тот специфический уровень исполнительной и представительной власти, которая, с одной стороны участвует в осуществлении воли государства, а с другой – наиболее полно учитывает интересы населения. С помощью местного самоуправления, непосредственно опирающегося на инициативу и активность граждан в решении актуальных для конкретной территории проблем, возможно обеспечение устранения многих кризисных явлений в жизни российского общества.[1]

     Россия  – государство с богатой историей, поэтому нельзя рассматривать ее административно-территориальное устройство, не оглядываясь в прошлое. По этой причине в данной работе будут также рассмотрены историко-географические особенности территориального устройства России. 
 

     2. ЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА  СТРАНЫ 

     Государственный строй любой страны характеризуется  формой правления и формой административно-территориального устройства. Необходимость определённым образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения – организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т. п. – государство ведёт разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т. п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т. д. Н о вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.[4]

     После определённого порога численности  граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, районы, губернии, уезды и т. д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

     Кроме того, население того или иного  государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции

и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при

устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.

     Наконец, субъективные и даже случайные факторы  – заимствования,

политико-правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое – тоже влияют на территориальную организацию государства.

     Территориальное устройство уходит своими корнями в  глубокую древность. Уже древние восточные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатрапии, завоёванные территории и т. д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.

     Так оно, собственно, и должно было быть при переходе человечества в

IV –  III тыс. до н.э. к государственной  форме организации общества. Ведь именно возникновение первоначально городов-государств, а потом их различных форм привело к замене кровнородственных связей, которые были характерны для первобытного общества, территориальной организацией общества. Но эта территориальная организация объективно повлекла за собой членение государств на более мелкие образования, появление сложной структуры органов государства.

     Разумеется, государство – это не сумма  его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может. Выделяют несколько видов административно-территориального устройства государства. Основные из них – унитарная и федеративная формы государственного устройства.

     Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих

странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

     Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый

юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в области хозяйственной,  социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом её

особенности. Яркими примерами унитарной формой государственного устройства являются Франция, Швеция, Финляндия, Эстония, Турция, Италия, Алжир, Великобритания, Иран и т.д.

     Федеративная  форма государственного устройства является ещё более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными,

специфическими  особенностями. И все же можно  при этом выделить черты,

характеризующие все федеративные государства.

     Так, в отличие от унитарного государства  федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации и является союзным государством. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в прямом

смысле  слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т. е.

самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и

внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной.

     Однако  выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без

участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации

наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определённую политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных образований унитарного государства.

     Федерации делятся на два вида: национально-государственные и

административно-территориальные. В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в

Информация о работе Территориально-административное деление России