Субъекты РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Федеративное государство - это только общая форма государственного устройства, а ее конкретное содержание - политическое и правовое - весьма неоднородно. Сами федерации, правовой статус и объем полномочий их субъектов формировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы.

Содержание

Введение 3

Понятие правового статуса субъектов Российской Федерации 5
Особенности правового статуса отдельных видов субъектов 10
Полномочия субъектов Российской Федерации 17
3.1. Конституционные способы разграничения предметов ведения в Российской Федерации 17

3.2. Принципы и правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами 21

3.3. Предметы ведения субъектов РФ и гарантии их прав 25

Заключение 28

Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

Субъекты Федерации (пределка).doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение            3

  1. Понятие правового статуса субъектов Российской Федерации  5
  2. Особенности правового статуса отдельных видов субъектов   10
  3. Полномочия субъектов Российской Федерации     17

   3.1. Конституционные способы разграничения предметов ведения в Российской Федерации          17

   3.2. Принципы и правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами     21

   3.3. Предметы  ведения субъектов РФ и гарантии  их прав   25

Заключение           28

Список использованных источников       30

 

Введение

      Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация  власти, определяющая правовое положение  региональных частей государства и  их взаимоотношения с центральной  властью. Эта проблема сравнительно легко решается в территориально небольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государствах.

      Федеративное  государство - это только общая форма  государственного устройства, а ее конкретное содержание - политическое и правовое - весьма неоднородно. Сами федерации, правовой статус и объем полномочий их субъектов формировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы.

      Труднейшей  проблемой федеративного устройства является распределение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную самостоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством.

      Нормативной базой исследования, помимо Конституции, является Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»1.

      Федеральная власть совместно с властями субъектов  федерации определяет (часто в  обстановке острых разногласий) федеральную  компетенцию, компетенцию субъектов  федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

      Российская  Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов. Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.

      Теоретической основой исследования являются учебные  пособия2, статьи периодической литературы, в частности такие журналы как «Журнал российского права», «Право и политика», «Государственная власть и местное самоуправление», «Право и власть», а также комментарий Конституции Российской Федерации3.

      Большое количество публикаций на эту тему говорит о ее актуальности. Вопросы  правосубъективности составляющих Федерацию интересны не только с юридической точки зрения. Правильное правовое решение этих вопросов влияет на жизнь каждого человека нашей страны. Именно это было главным при выборе темы курсовой работы, цель которой – дать анализ правового статуса субъектного состава Российской Федерации.

      Для достижения указанной цели нами будут  рассмотрены такие вопросы как: правовое положение субъектов Российской Федерации, полномочия субъектов федерации, способы и правовые формы разграничения  компетенции Российской Федерации  и ее субъектов, особенности правового статуса отдельных видов субъектов.

 

       1. Понятие правового статуса субъектов Российской Федерации

     «Базовой  категорией, характеризующей все  субъекты Российской Федерации, является их правовой статус»4.

     Субъект Российской Федерации - это понятие, используемое для обозначения многосоставности государственной территории Российской Федерации, характеристики ее статуса, способа образования5.

     На  законодательном уровне термин «статус  субъекта Российской Федерации» не закреплен, хотя он содержится в статье 66 Конституции Российской Федерации. В науке обычно определяют указанный статус через признаки или права, обязанности и ответственность субъектов Российской Федерации.

     Под конституционно-правовым статусом субъекта федеративного государства следует понимать совокупность его основных прав и обязанностей, связанных с осуществлением государственной власти на соответствующей территории, урегулированных конституционным законодательством федерации и субъекта федерации.

     Правовой  статус субъекта Российской Федерации во многом определяется принципами федеративного устройства России, к числу которых относятся следующие положения: государственная целостность России, равноправие и самоопределение народов в РФ, верховенство Конституции РФ и федеральных законов, равноправие субъектов РФ, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.

     Государственная целостность Российской Федерации  означает, что Российская Федерация представляет собой не сумму отдельных составных частей, а целостное неделимое государство и его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, верховенством Конституции РФ и федеральных законов6.

     Из  этого принципа можно сделать  вывод о том, что субъекты Российской Федерации не являются самостоятельными государствами-субъектами международного права, а составным частями единого  государства.

     С указанным принципом тесно связан следующий.

     Принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Конституция РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 69).

     Вместе  с тем, реализация права народов РФ на самоопределение не должна вести к нарушению территориальной целостности государства. Право наций на самоопределение, как это закреплено в международных документах, не предполагает во всех случаях образования самостоятельного государства. Ныне общепризнанным становится право всех народов, этнических групп на самоопределение в области культуры, образования, развитие национальной культуры, языка и т.п.

     Принцип единства системы государственной  власти выражается в наличии федеральных  органов государственной власти, олицетворяющих высшую государственную  власть и объединяющих всю совокупность органов государственной власти субъектов РФ7. Вместе с тем, следует отметить, что субъекты Федерации имеют право самостоятельно определять систему и структуру собственных органов государственной власти, а также их компетенцию и наименование.

     Верховенство  федерального права как принцип  федеративного устройства означает, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательству субъектов РФ.

     Данный  принцип вытекает из суверенитета РФ, распространяемого на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4 Конституции РФ), призван обеспечить единство, согласованность и стабильность всей правовой системы страны. Верховенство федерального права предполагает исполнение федерального законодательства всеми структурами власти субъектов РФ, обеспечение соответствия федеральной Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых субъектами РФ по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72, 76 Конституции РФ).

     При наличии противоречий применяется  норма Конституции и федеральный закон. Нормативно-правовые акты, не соответствующие им, в установленном порядке подлежат опротестованию, приостановлению, отмене.

     Принцип разграничения предметов ведения  между Федерацией и ее субъектами предполагает, что взаимоотношения  федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенции их деятельности. При этом разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных (так называемых внутригосударственных) договоров по этим вопросам.

     Принцип равноправия субъектов Российской Федерации означает, что субъекты РФ поставлены в равные юридические условия, они равноправны во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, в том числе при подготовке и заключении договоров, соглашений. Равноправие субъектов РФ выражается в:

     1) равенстве их прав и обязанностей;

     2) возможности всех субъектов принимать законы, иметь свою правовую систему (ст. 76 Конституции РФ);

     3) самостоятельном определении системы органов государственной власти соответственно основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов власти (ст. 72 Конституции);

     4) равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации (ст. 95 Конституции).

     Конституционный статус субъектов РФ характеризует: наличие устава, собственного законодательства; самостоятельно устанавливаемая в соответствии с федеральной Конституцией и федеральными законами система органов государственной власти; наличие территории, которая может быть изменена только с взаимного согласия органов государственной власти соответствующих субъектов РФ.

     На  конституционном статусе каждого  субъекта, несомненно, сказываются  два обстоятельства: 1) признание  государственного суверенитета исключительно  за РФ и 2) отсутствие как у республик, так и у других субъектов РФ права выхода из ее состава. Субъекты Российской Федерации не обладают верховенством на своей территории в том смысле, что действие федерального права распространяется на всю Федерацию, и ни один из субъектов Федерации не вправе препятствовать его законному применению (ч. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ).

      В.В. Кульчевский выделяет следующие  группы элементов статуса субъекта Федерации:

      1) статическая составляющая статуса  (статика субъекта Российской  Федерации, которая выражает его  положение как субъекта публичного права);

      2) функциональная составляющая статуса  (предметы ведения и полномочия  субъекта Российской Федерации  и совокупность правовых актов,  принимаемых по этим предметам  ведения и в соответствии с  их полномочиями органами государственной власти субъектов Российской Федерации);

      3) юрисдикционная составляющая статуса  (характеризует подконтрольность  деятельности субъекта Российской  Федерации и его ответственность)8.

      Субъекты  Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории Российской Федерации. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

     Экономическую основу деятельности органов государственной  власти субъекта РФ составляют находящиеся  в собственности субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права.

     Подводя итог, представляется необходимым отметить, что федеративное устройство России строится на основе равенства субъектов  федерации, не только отношению друг к другу, но и во взаимоотношениях с Российской Федерацией и федеральными органами государственной власти.

 

2. Особенности правового статуса отдельных видов субъектов

     В зависимости от того, какой принцип  положен в основу образования  субъекта федерации - национальный, территориальный или смешанный, различают: территориальные, национальные и национально-территориальные федерации.

     Национальный способ - соединение частей в единое федеративное государство, субъектами которого признаются исключительно национально-государственные образования. Из существующих современных федераций на национальной (этнической) основе к таковым относятся Бельгия;

     Территориальный способ - образование федерации, субъектами которой становятся соответствующие территории вне зависимости от национального состава населения. Территориальный принцип создания либо реконструирования федерации считается наиболее приемлемым. Такая модель федеративного устройства блокирует действие национального фактора как источника возможных конфликтов на этнической основе;

Информация о работе Субъекты РФ