Субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Говоря об отрасли административного права необходимо отметить, что действующий на сегодняшний день оно до сих пор не в полной мере приведено в соответствие с Конституцией. В свете этого обстоятельства административное право не может в полном объеме и систематично регулировать важные отношения в области государственного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

административное право.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Нижегородский Государственный университет

им. Н.И. Лобачевского 

Пятый факультет  дистанционного обучения 
 
 
 
 

Контрольная работа 

По  предмету: Административное право 

На  тему: «Субъекты административного права»

  
 

                                                                       Выполнила:

                                                                   Группа:

Специальность: юриспруденция

                                                                       Проверила: 
 
 
 
 

г. Балахна

2009 г.

 
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ           3

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА     4 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                            15

 

ВВЕДЕНИЕ

   Говоря об отрасли административного права необходимо отметить, что действующий на сегодняшний день оно до сих пор не в полной мере приведено в соответствие с Конституцией. В свете этого обстоятельства административное право не может в полном объеме и систематично регулировать важные отношения в области государственного управления. Многие институты административного права недостаточным образом исследованы, в свою очередь практика идет по пути использования понятий и категорий иных отраслей права. Таким образом, нынешнее административное право формируется многими источниками и, к сожалению, отсутствует единая централизованная воля со стороны федеральной представительной власти, которая могла бы обеспечить единообразие.

   Российское  государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции, обязуется через деятельность органов государственной власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту.

   Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. И государство, утвердившееся на основе права и демократии, может наиболее эффективно обеспечить права и свободы граждан.

   Административно-правовой статус граждан Российской Федерации составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией РФ, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации"

   СУБЪЕКТЫ  АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 

   Для того чтобы  рассматривать граждан, как субъектов  правоотношений, необходимо определить, сформулировать суть понятия субъекта правоотношений. Теория права формулирует  нам понятие субъект правоотношений как - индивид или организация, которые на основании норм права могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей.

   Субъект от лат слова "субъектум" имеет  следующие значения:

   - Человек, познающий мир и воздействующий на него в своей практической деятельности.

   - Человек, как носитель определённых свойств, качеств.

   - Человек, как носитель прав и обязанностей.

   В юридической  литературе под субъектом административного  права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.

   Субъект административного  права - это физическое лицо или организация, обладающая правами и обязанностями  в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Иными словами субъектами можно называть физические лица и организации, обладающие правосубъектностью.

   Субъекты  административного права можно  подразделять на виды: индивидуальные и коллективные.

   К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства (должностные лица и предприниматели являются специфическими индивидуальными субъектами).

   Коллективные субъекты - различного рода объединения граждан. Коллективные субъекты в свою очередь подразделяются на государственные и негосударственные организации.

   Государственные организации - это органы исполнительной власти государственного управления, предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.д.).

   Негосударственные организации - это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения.

   Вышесказанное позволяет выделить разновидности субъектов:

   Граждане.

   Иностранцы.

   Лица без  гражданства.

   Президент РФ.

   Президенты  субъектов РФ.

   Федеральные органы исполнительной власти.

   Органы  исполнительной власти субъектов РФ.

   Федеральные государственные служащие.

   Муниципальные служащие.

   Государственные предприятия, учреждения, организации.

   Негосударственные предприятия, учреждения.

   Органы  местного самоуправления.

   Муниципальные предприятия, учреждения.

   Общественные  организации, объединения.

   Религиозные объединения.

   Совместные  и иностранные учреждения, предприятия, организации.

   Субъект административного  права — это участник общественных отношений, обладающий определенными  правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.

   Права и обязанности субъекта административного права образуют в совокупности его правовой статус.

   Правовой  статус субъектов административного  права образуют нормы общие для  всех субъектов, например, нормы о  соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного права объединяет нормы, которые реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или только к охотникам. Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права могут быть классифицированы на группы и виды.

   По своему административно-правовому статусу  субъекты административного права  делятся на две группы: физические лица и организации. Физические лица в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства. В основу этой классификации принята степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей конкретного лица.

   Организации как субъекты административного права, прежде всего, надо разделить на государственные и негосударственный организации. Различие их состоит в том, что государственные организации: 1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, 2) они базируются на государственной собственности, 3) управляются государством. К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата — представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации — производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.

   Организации негосударственные отличаются тем, что они не выполняют задач  и функций государства, хотя могут  и способствовать этому. Они не финансируются  государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления. К таким организациям можно отнести объединения граждан — профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации — частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.

   Среди столь  многочисленных субъектов административного  права, тем не менее, выделяются как основные, приоритетные, два вида субъектов — граждане и органы исполнительной власти.

   Административно-правовой статус граждан. Административно-правовой статус гражданина представляет собой сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих элемента.

   Первый  и самый большой объем прав и обязанностей представляет собой  правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, ибо здесь выражается идея о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”.

   Сформулированный  в ст. 2 Конституции РФ характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства стран и народов мира, что нашло свое закрепление и важнейших актах международного права, принятых Организацией Объединенных Наций (ООН) и Европейскими организациями.

   Административно-правовой статус граждан в РФ определяется Конституцией РФ, конституциями субъектов  РФ, текущим административным законодательством. Административно-правовой статус - это  совокупность прав и обязанность  граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.

   Правовой  статус состоит из следующих элементов:

   1.Структура  (правовые элементы статуса): включает  в себя  

   а) гражданство. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод.

   б) правоспособность;

   в) дееспособность;

   г) права  и законные интересы граждан;

   д) обязанности  граждан.

   2. Содержание. В содержание входит комплекс  прав и обязанностей, регламентированных  нормами административного права,  иначе говоря, содержание правового  статуса указывает на определенные  правовые связи и отношения  между гражданами и государством.

   3. Механизм  регулирования. Он включает в  себя принципы правового положения,  гарантии прав и обязанностей, способы их реализации и защиты, ответственность за нарушение  прав и несоблюдение обязанностей, т.е. ту совокупность правовых средств, с помощью которых государство определяет и обеспечивает положение гражданина в политической системе общества.

   Необходимо  обратить внимание на то, что в юридической  литературе предпринимались попытки  раскрыть правовой статус через элементный состав и т.п. Непременным элементом структуры правового статуса являются права и обязанности граждан, сейчас в этот комплекс включают и законные интересы граждан. Некоторые исследователи категорически возражают против включения в состав правового статуса правосубъектности.  

   Административная  правоспособность - это способность  гражданина иметь права и обязанности, предусмотренные нормами административного  права. Административная правоспособность означает закрепленную нормами административного  права возможность гражданина вступать в административно-правовые отношения, её отсутствие исключает возможность возникновения административно-правовых отношений. Административная правоспособность возникает с момента рождения человека и до его смерти.

   Особенностью  административной правоспособности является то, что ее осуществление ограничивается рамками государственного управления, она характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов личности и государства в системе управления. Административная правоспособность является основой административной дееспособности.

Информация о работе Субъекты административного права