Структура административно-правовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

В процессе государственного управления складываются общественные отношения. Те из них, которые урегулированы нормами административного права, получили название административно-правовых, или управленческих отношений. Государственное управление реализуется посредством этих отношений. Управление как деятельность реально воплощается в действительность в результате складывающихся отношений. Поэтому можно сказать, что не вступив в административно-правовые отношения, невозможно совершать управление, так же, как осуществляя последнее, нельзя избежать административно-правовых отношений. Они возникают в связи с реализацией государственного управления и постоянно его сопровождают.

Содержание

Введение
1. Государственная служба, как правовой институт административного права. Понятие государственной службы
2. Виды государственной службы
3. Чины, классы, звания, ранги государственных служащих
4. Поступление на государственную службу
5. Ограничения, связанные с государственной службой
6. Прекращение государственной службы
7. Понятие административно-правовых отношений, их особенности
8. Субъекты административно-правовых отношений
9. Структура административно-правовых отношений
Заключение
Задачи
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Государственная служба 5.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

     Содержание: 

Введение

1. Государственная служба, как правовой институт административного права. Понятие государственной службы

2. Виды  государственной службы

3. Чины, классы, звания, ранги государственных служащих

4. Поступление на государственную службу

5. Ограничения, связанные с государственной службой

6. Прекращение государственной службы

7. Понятие административно-правовых отношений, их особенности

8. Субъекты административно-правовых отношений

9. Структура административно-правовых отношений

Заключение

Задачи

Список  используемой литературы

 

      Введение 

     Государственная служба является важным социально-правовым явлением. Она может быть исследована с различных сторон: политической, социальной, организационной, психологической, этической, социологической, правовой.

     Государство не может существовать без государственной  службы. Государственная служба — это форма реализации государственной власти, осуществления государственной деятельности в целом. Как социальное явление государственная служба — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе у государства, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов, их компетенции. Это есть особая, специфическая трудовая деятельность людей.

     Основными признаками государственно-служебной  деятельности являются: государственно-властный характер, упорядоченность, согласованность, направленность, что достигается благодаря четкому правовому регулированию государственной службы.

     В процессе государственного управления складываются общественные отношения. Те из них, которые урегулированы нормами административного права, получили название административно-правовых, или управленческих отношений. Государственное управление реализуется посредством этих отношений. Управление как деятельность реально воплощается в действительность в результате складывающихся отношений. Поэтому можно сказать, что не вступив в административно-правовые отношения, невозможно совершать управление, так же, как осуществляя последнее, нельзя избежать административно-правовых отношений. Они возникают в связи с реализацией государственного управления и постоянно его сопровождают.

 

    1. Государственная служба, как правовой институт административного права. Понятие государственной службы 

     В соответствии со ст.2 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.

     Правовой  институт государственной службы имеет  сложную структуру и включает в себя: общую часть (понятия государственной службы, государственного служащего, должности и их видов, правового статуса государственного служащего, управления государственной службой), особенную часть (положения об основных институтах государственной службы — поступление, прохождение, прекращение), специальную часть (особенности и взаимосвязи различных видов государственной службы: милитаризованной и гражданской, в республиканских и местных органах, в специальных органах — дипломатических представительствах, прокуратуре, суде).

     Назначение  государственной службы состоит в решении поставленных перед ней задач: проведение в жизнь государственной политики, подготовка, принятие, исполнение и контроль в пределах своей компетенции решений государственных органов; обеспечение эффективной деятельности государственных органов; обеспечение реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кроме того, к задачам государственной службы можно отнести также следующие: обеспечение конституционного строя, реализация функций государственного управления, обеспечение стабильности в политической и социальных сферах, обеспечение общественного благосостояния, реализация принципов государственной службы, применение установленных законодательством мер государственного принуждения и осуществление административной процедуры, не требующей применения мер государственного принуждения, совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих, создание и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих.

     Государственная служба является важным правовым институтом, входящим в отрасль административного  права. Многоуровневость государственно-служебных правовых отношений обусловливает комплексный характер этого правового института. Он объединяет в себе нормы различных отраслей права (конституционного, административного, трудового, финансового и др.).

     При регулировании государственной  службы наиболее тесно соприкасаются нормы административного и трудового права. Нормы административного права в полной мере регулируют вопросы осуществления специальных видов государственной службы (воинской и военизированной). Трудовое законодательство применяется к служебным отношениям, возникающим в этой сфере, лишь в отдельных случаях и в пределах, установленных специальным административным законодательством. Трудовое право, в частности, непосредственно применяется в отношении предоставления льгот и прав беременным женщинам и женщинам-матерям, проходящим воинскую или военизированную службу.

     Административное  право также регулирует множество  вопросов службы в государственном аппарате и в правоохранительных органах. Вместе с тем, на эти виды государственной службы распространяется некоторая часть норм трудового законодательства (в той части, в которой она не урегулирована специальными административно-правовыми актами). Например, применяются основные правила и порядок заключения, изменения и прекращения трудовых договоров, нормы рабочего времени и отдыха и др.

     2. Виды государственной  службы 

     В силу положений ст. 5 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

     Видовая структура государственной службы по органам, в которых она осуществляется, может быть представлена следующей классификацией: гражданская и ее подвиды — общеадминистративная (президентская, парламентская, правительственная, исполнительно-отраслевая (межотраслевая) в республиканских или местных государственных органах); специализированная (финансово-кредитная, избирательная, контрольно-надзорная, юстиционная); правоохранительная (судебная, прокурорская) и милитаризованная и ее подвиды — военизированная (служба в органах милиции, финансовых расследований, таможни, транспорта, госбезопасности) и войсковая (служба в вооруженных силах, внутренних войсках МВД, спецвойсках).

     К лицам, состоящим на государственной службе, в соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» относятся лица, которые в установленном законодательством порядке занимают государственные должности в:

     Палате  представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их Секретариатах;

     Правительстве Республики Беларусь и его Аппарате;

     Конституционном Суде Республики Беларусь и его Секретариате, Верховном Суде Республики Беларусь и его аппарате, Высшем Хозяйственном  Суде Республики Беларусь и его аппарате, общих и хозяйственных судах и их аппаратах;

     Администрации Президента Республики Беларусь, Государственном секретариате Совета Безопасности Республики Беларусь, Управлении делами Президента Республики Беларусь, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь;

     органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах Прокуратуры Республики Беларусь, Национальном банке Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате;

     министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях;

     дипломатических представительствах, консульских учреждениях  и миссиях Республики Беларусь;

     местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах;

     государственных нотариальных конторах;

     таможенных  органах;

     иных  государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственных организациях. Перечень государственных органов, служба в которых считается государственной службой, является открытым. 

     3.Чины, классы, звания, ранги

     государственных служащих 

       Присвоение классов служащих государственного аппарата осуществляется: Президентом Республики Беларусь — в отношении руководящих работников республиканских органов государственного управления и должностных лиц, решение о назначении на должность которых принимается Президентом Республики Беларусь, при назначении их на должность, а также в отношении председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов при утверждении их в должности; Премьер-министром Республики Беларусь — в отношении руководителей республиканских органов государственного управления, назначаемых Советом Министров Республики Беларусь, при назначении их на должность; председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов — в отношении председателей городских, районных исполнительных комитетов при утверждении их в должности, а также в отношении глав местных администраций при назначении их на должность.

     Присвоение классов служащих государственного аппарата иным лицам осуществляется соответствующими комиссиями, порядок создания и деятельности которых определяется Президентом, Советом Министров, Палатой представителей и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Конституционным Судом, Верховным Судом и Высшим Хозяйственным Судом, Прокуратурой, облисполкомами и Минским горисполкомом или областным (Минским городским) Советом депутатов в зависимости от вида органа, в котором работают государственные служащие. Решение комиссии утверждается приказами (постановлениями, распоряжениями) органов, принявших решения о назначении либо избрании (утверждении) служащих на должность.

     Всего для служащих государственного аппарата предусмотрено 12 нумеруемых классов и один высший класс. Высший класс служащего государственного аппарата присваивается Президенту Республики Беларусь, Премьер-министру Республики Беларусь, Председателю Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председателю Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Главе Администрации Президента Республики Беларусь, Председателю Правления Национального банка, Государственному секретарю Совета Безопасности Республики Беларусь, Председателю Комитета государственного контроля, Управляющему делами Президента Республики Беларусь, а также первым заместителям Премьер-министра Республики Беларусь, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, заместителям Премьер-министра Республики Беларусь, председателям облисполкомов и Минского горисполкома. Высший класс присваивается одновременно с назначением на должность без принятия дополнительного решения по данному вопросу.

     Служащим  государственного аппарата, имеющим  почетные звания, ордена Республики Беларусь и СССР, может быть присвоен класс служащего государственного аппарата (кроме высшего класса) на один выше по сравнению с классом, предусмотренным перечнем должностей, соответствующих классам служащих государственного аппарата. Досрочное повышение в классе (но не более чем на один класс) возможно за особые достижения в труде.

     Лицам, принимаемым на должность в государственный аппарат впервые, класс служащего государственного аппарата присваивается, как правило, не ранее чем через 6 месяцев.

     Прокурорским  работникам присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины (воинские звания): государственный советник юстиции 1-го класса, государственный советник юстиции 2-го класса, государственный советник юстиции 3-го класса, старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист 1-го класса, юрист 2-го класса, юрист 3-го класса, младший юрист. Соответствие классных чинов замещаемым должностям прокурорских работников определяется пунктом 13 Положения «О прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь», утвержденного Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 25 июня 1996г.

Информация о работе Структура административно-правовых отношений