Сравнительный анализ конституционного права Чехии и Словении

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:01, практическая работа

Описание работы

В данной работе, я на основе конституций Чехии и Словении, попытаюсь произвести анализ основных параллелей и расхождений приведенных в них.
Я использовала в своей работе именно конституции этих двух государств, так как эти два государства в прошлом были единым государством. Так 1 января 1993 г. прекратило свое существование государство, объединявшее два славянских народа - чехов и словаков

Работа содержит 1 файл

анализ конституций.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Введение

 
 
 

     В данной работе, я на основе конституций Чехии и Словении, попытаюсь произвести анализ основных параллелей и расхождений приведенных в них.

     Я использовала в своей работе именно конституции этих двух государств, так как эти два государства в прошлом были единым государством. Так 1 января 1993 г. прекратило свое существование государство, объединявшее два славянских народа - чехов и словаков. На карте Европы появилось два новых самостоятельных государства - Чешская Республика и Словацкая Республика, в равной мере считающие себя правопреемниками Чехословацкой Федеративной Республики. Сейчас Словацкая Республика  и Чешская республика - государства, расположенные в Восточной Европе. Интересно будет проследить становление и развитие конституционного права  в двух бывших государств. И прежде чем, приступить к рассмотрению и сравнению конституции, необходимо выяснить определение конституционного права.           Конституционное (государственное) право – это отрасль, регламентирующая организацию власти страны, основные формы осуществления, отношения государства и власти, а также иных лиц.

     Для сравнения конституционного права необходимо изучить и сделать  анализ конституций  Чехии и Словении. 
 

Сравнительный анализ конституций  Словацкой Республики и Чехии.

     . 
 

Чехия Словения
Конституция Чехии (Чешской Республики) была принята   16 декабря 1992 г. Конституция Словацкой  Республики вступила в силу 1 января 1993 года

      Исходя  из выше приведенных  данных, следует отметить, конституции Чехии  и Словении были приняты  почти одновременно. Эти временные рамки вступления в силу основного закона определены необходимостью наличия верховного права в новом государстве. Время вступления закона можно отнести к общим признакам в сравнении

конституций. 
 
 

Основные  характеристики политического положения государства 

Чехия Словения
.      Чешская Республика является суверенным, единым и демократическим правовым государством, основанным на уважении прав и свобод человека и гражданина . . Словацкая Республика  есть суверенное, демократическое и правовое государство. Оно не связано никакой идеологией или религией.  
     2. Словацкая Республика признает и соблюдает общие правила международного права, международные договоры, которыми она связана, иные свои международные обязательства.
 

     При рассмотрении первых частей конституций  Чехии и Словении  можно отметить, что  данные государства  провозглашаются  независимыми, суверенными  и суверенная власть принадлежит народу этих государств, чье  волеизъявление осуществляется через представителей избранных демократическим путем. Данные положения показывает общность демократических государств. 

     Глава вторая. Законодательная  власть

Чехия Словения
 
Законодательная власть в Чешской Республике принадлежит  Парламенту.  
      Парламент состоит из двух палат - Палаты депутатов и Сенат.  Палата депутатов состоит из 200 депутатов, которые избираются сроком на четыре года.  Сенат состоит из 81 сенатора, которые избираются сроком на шесть лет. Каждые два года переизбирается одна треть сенаторов.   Выборы в обе палаты проводятся в последние тридцать дней срока полномочий каждой палаты. . Если Палата депутатов была распущена, то выборы проводятся в срок до шестидесяти дней со дня ее роспуск. Выборы в Палату депутатов осуществляются тайным голосованием на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права в соответствии с принципами пропорционального представительства.  
Выборы в Сенат осуществляются тайным голосованием на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права в соответствии с принципами мажоритарной системы.  Право избирать имеет каждый гражданин Чешской Республики, достигший 18 лет.
 
Законодательная власть в Словацкой Республике принадлежит  Национальному  Совету Словацкой  Республики,  состоящей  из 150 депутатов, которые избираются на четыре года.  Депутаты являются представителями граждан. Они осуществляют свой мандат лично, в соответствии со своей совестью и убеждениями и не связаны наказами.  Депутаты избираются на всеобщих, равных, прямых выборах тайным голосованием.  Депутатом может быть избран гражданин Словацкой Республики, обладающий избирательным правом, достигший 21 года и постоянно проживающий на территории Словацкой Республики.  

      При рассмотрении законодательной власти  Конституции  имеют множество  различных  расхождений. Так срок полномочий Парламента Чешской Республики определен 6 годами, а Словацкой Республикой 4 года. Так же возрастные ограничения вступления депутата определены 18 лет и 21 годами. Что может подтолкнуть на мысль, что Конституция Словацкой Республики имеют схожие признаки с Конституцией США. 

3. Исполнительная  власть

Чехия Словения
Президентом Республики может быть избран гражданин, отвечающий требованиям, предъявляемым  для избрания в Сенат.  Таким  образом  президент избирается сроком на 5 лет и не может быть избран более 2-х раз подряд; Президентом Республики считается избранным кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов и более половины от общего числа сенаторов. Представляет государство в международных отношениях.      Президент Республики:  
     а) назначает и отзывает председателя и других членов Правительства и принимает их отставку, отзывает Правительство и принимает его отставку;  
     b) созывает сессию Палаты депутатов;  
     c) распускает Палату депутатов;  
     d) уполномочивает Правительство, отставку которого он принял или которое отозвал, временно осуществлять свои функции до назначения нового Правительства;  
     e) назначает судей Конституционного суда, его председателя и заместителей председателя;  
     f) назначает председателя и заместителей председателя Верховного суда из числа его судей;  
     g) осуществляет помилование, смягчает наказание, назначенное судом; дает указание не начинать производство по уголовному делу или приостановить начатое производство по уголовному делу; снимает судимость;  
     h) имеет право возвратить Парламенту принятый закон, за исключением конституционного закона;  
     i) подписывает законы;  
     j) назначает президента и вице-президента Верховного контрольного управления.

Президент Республики не может быть задержан, подвергнут уголовному преследованию, а также преследованию за проступок или иное административное правонарушение.  
     2. Президент Республики может быть привлечен к ответственности за государственную измену только Конституционным судом на основании обвинения, выдвинутого Сенатом. Мерой наказания может быть отрешение от должности Президента Чешской Республики и лишение права быть избранным Президентом Чешской Республики.  
     3. Уголовное преследование за преступления, совершенные в период пребывания в должности Президента Чешской Республики, исключается навсегда.

 
 

Президентом можно  избрать любого гражданина Чешской  Республики, имеющего право быть избранным  депутатом Национального совета Словацкой Республики и достигшего на день выборов возраста 40 лет.  
Избирается сроком на 5 лет и не может быть избран более 2-х раз подряд; Президентом Республики считается избранным кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов и более половины от общего числа сенаторов Представляет государство в международных отношениях. Президент:  
     a) представляет Словацкую Республику вовне, заключает и ратифицирует международные договоры. Заключение международных договоров он может возложить на Правительство Словацкой Республики либо, с согласия Правительства, на отдельных его членов;  
     b) может внести в Конституционный суд Словацкой Республики проект решения о соответствии заключенного международного договора, для которого необходимо согласие Национального совета Словацкой Республики, Конституции либо конституционному закону;  
     c) принимает, уполномочивает и отзывает руководителей дипломатических миссий;  
     d) созывает учредительное заседание Национального совета Словацкой Республики;  
     e) может распустить Национальный совет Словацкой Республики, если Национальный совет Словацкой Республики в течение шести месяцев с момента назначения Правительства Словацкой Республики не одобрил его программное заявление, если Национальный совет Словацкой Республики в течение трех месяцев не принял постановления о правительственном проекте закона, с которым Правительство связывает выражение доверия, если Национальный совет Словацкой Республики более чем три месяца не был способен принимать решения, хотя его сессия не была прервана и хотя он в этот период был повторно созван на заседание, либо если сессия Национального совета Словацкой Республики была прервана на более длительное время, чем позволяет Конституция. Это право Президент не может осуществить в последние шесть месяцев периода своих полномочий, в период войны, военного либо чрезвычайного положения. Президент распускает Национальный совет Словацкой Республики в случае, если народным голосованием по вопросу об отзыве Президента он не был отозван;  
     f) подписывает законы;  
     g) назначает и отзывает председателя и членов Правительства Словацкой Республики, уполномочивает их руководить министерствами и принимает их отставку; отзывает председателя и членов Правительства в случаях, предусмотренных в статьях 115 и 116;  
     h) назначает и отзывает руководителей центральных органов, высших государственных функционеров высшего уровня и иных функционеров в случаях, установленных законом; назначает и отзывает ректоров высших учебных заведений, назначает профессоров высших учебных заведений, присваивает генеральские звания;  
     i) производит награждения, если не уполномочит на это иной орган;  
     j) освобождает от наказания и смягчает наказание, назначенное судами в уголовном производстве, снимает судимость в форме индивидуального помилования либо амнистии.

Президента можно  преследовать только за умышленное нарушение  Конституции либо за измену Родине. Решение о внесении обвинения  против Президента принимается Национальным советом Словацкой Республики большинством три пятых голосов всех депутатов. Национальный совет Словацкой Республики вносит обвинение в Конституционный суд Словацкой Республики, который принимает по нему решение на пленуме.

     Рассмотрев  деятельность Президентов  Чешской и Словацкой  Республик, следует отметить, что выборы Президента в этих  странах осуществляется не путем прямого голосования граждан, а путем голосований сенаторов Парламента. Президент в обоих государств обладают почти одинаковыми полномочиями( право роспуска Парламента, представления государства на международной арене и т.д.). Различаются права Президента тем, что по Конституции Чехии Президент не может нести уголовную ответственность, даже за государственную измену. Приговором может стать лишь лишение права быть Президентом, в отличие от Конституции Словацкой Республики, в котором указывается, что Президента можно преследовать за умышленное нарушение конституции.

     Интересным  фактом для меня стало  положение Конституции  государств о том, что Президент Республики не несет ответственность за осуществление своей функции.

     Государственное устройство

     Чехия и Словения являются  унитарными  государствами. Территория  Чехии  делится на области, районы и города. Органами территориальных самоуправляемых единиц являются представительства - представительные органы; совет, управление или магистрат (в городе), приматор (в городах), староста (в селах) исполнительные органы. В административно-территориальном отношении делится Словакии  на 8 краев. 

                Права и обязанности граждан

Чехия Словения
Согласно  Конституции Чешское  государство является правовым государством, основанном на уважении прав и свобод народа. Т ак в основном законе прописано, что Каждый гражданин может делать то, что не запрещено законом, и никто не может быть принужден делать то, к чему закон не обязывает. Также упоминается, что основные права и свободы находятся под защитой судебной власти. В Конституции Словении правам народа уделено  целая глава.      

Каждый обладает правоспособностью.    

 Каждый имеет  право на жизнь. Человеческая  жизнь достойна охраны еще до рождения.  
  Никто не может быть лишен жизни. Смертная казнь не допускается.  Согласно настоящей статье не является нарушением прав лишение жизни посредством деяния, которое в соответствии с законом не является уголовно наказуемым.

Неприкосновенность личности и ее частной жизни гарантируется.

  Каждый имеет право на уважение человеческого достоинства, личной чести, доброй репутации и на охрану имени.  
Каждый имеет право на защиту от необоснованного вмешательства в частную и семейную жизнь.  
Каждый имеет право на защиту от необоснованного сбора или опубликования данных о своей личности либо иного злоупотребления ими.
 

 
 

     При анализе статей конституции  отвечающих за места  человека в государстве (обществе), видно, что в варианте конституции Словении  права и обязанности гражданина этой страны очень подробно описаны. Так  в Конституции Словении целая глава  посвящена основным правам и свободам. Важно подчеркнуть, во-первых, что, в отличие от чешской Конституции, не содержащей подобной главы, в словацкой Конституции весьма подробно регулируются вопросы правового статуса личности. Во-вторых, на территории Словакии одновременно действуют два во многом идентичных документа, регулирующих эти вопросы: Конституция и Хартия основных прав и свобод. 

Заключение

     Чехия и Словения сейчас являются независимыми государствами, стремящими стать истинно демократическими. Правовая система республик входит в романо-германскую правовую семью и имеет общие черты. Так, например,  в конституциях прописано о демократическом пути развития. А   что касается статуса Президента Словацкой Республики, хотелось бы отметить, что так же, как и в чешской Конституции, в Конституции Словакии установлено, что он является главой государства, избирается на свой пост парламентом страны. Во многом сходным является подход двух конституций к регулированию вопросов правового статуса политических партий и движений. Законодатели в обоих государствах, творчески используя опыт развития конституционно-правовых взглядов европейских теоретиков, относящих эти партии и движения к динамическому ядру конституционной системы, закрепляют ряд основополагающих принципов их взаимоотношений с государством и политической системой. Среди них, во-первых, "отделение" политических партий и движений от государства (ст. 29 Конституции Словакии, ст. 20 Хартии).  
     Во-вторых, гарантированное государством право свободно создавать объединения, и в особенности - право создавать политические партии и политические движения и объединяться в них. В-третьих, конституционно установленные возможности ограничения деятельности политических партий (в интересах безопасности государства, охраны публичного порядка, предупреждения преступлений и т.д. в демократическом обществе).  
     И наконец, в-четвертых, конституционно предусмотренное законодательное регулирование возможностей "свободного состязания" политических сил и его охраны в демократическом обществе (ст. 31 Конституции Словакии, ст. 5 Конституции Чехии). Тем самым создаются коституционно-правовые основы многопартийности.    Обе конституции содержат ряд во многом сходных положений, касающихся международно-правовых аспектов. Это прежде всего констатация в их преамбулах факта возникновения двух новых субъектов международного права - Чешской Республики и Словацкой Республики (что обусловливает и новый подход к созданию и применению каждым из этих государств норм международного права).  
     Во-вторых, закрепление приоритета (по сравнению с национальным законодательством) и общеобязательности должным образом ратифицированных международных договоров о правах и свободах (ст. 11, 125 Конституции Словакии и ст. 10, 87 Конституции Чехии).  
     В-третьих, регулирование вопросов о выполнении каждым из государств взятых на себя международных обязательств (ст. 7, 86 и др. Конституции Словакии, ст. 39, 63 и др. Конституции Чехии).

Информация о работе Сравнительный анализ конституционного права Чехии и Словении