Соотношение государственного управления и исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:36, контрольная работа

Описание работы

Названные задачи определяют содержание курсовой работы, в которой раскрывается сущность понятий государственного управления и исполнительной власти, организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной власти и рассматривается взаимосвязь и соотношение государственного управления и исполнительной власти.

Работа содержит 1 файл

Контрольная адм.docx

— 39.95 Кб (Скачать)

Введение 

     В условиях проводимых в России преобразований в политической, экономической и  социальной сферах перестраивается  и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами.

     Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила  в качестве принципа конституционного строя разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

     Исполнительная  власть является одной из самостоятельных  и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а  также иногда и законодательные  полномочия, и систему государственных  органов, которые осуществляют вышеперечисленные  полномочия.  

  В связи с тем, что Конституция 1993 г. отказалась от термина государственное управление,  который широко используется в законодательстве многих стран и долгие годы  употреблялся и у нас в конституционном и   административном законодательстве, и вместо него введен новый термин – исполнительная власть, актуальным является вопрос о соотношении государственного управления и исполнительной власти.

       Названные задачи определяют  содержание  курсовой работы, в  которой раскрывается сущность  понятий государственного управления  и исполнительной власти, организационно-правовой  механизм функционирования исполнительной  власти как самостоятельной ветви  единой государственной  власти  и  рассматривается взаимосвязь  и соотношение  государственного  управления и исполнительной  власти. 
 

  1. Государственное управление  понятия, цели, принципы и функции
 

     Понятие государственного управления включает в себя важнейшие организационно-правовые категории, которые проявляются  в управленческих отношениях:

а) государственная  управленческая деятельность – это  осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;

б) субъектом  государственного управления выступает  государство как совокупность органов  публичной власти всех уровней аппарата управления. Конкретным субъектом государственного или муниципального управления является соответствующий орган, должностное  лицо государства или местного самоуправления;

в) объект государственного и муниципального управления – это общественные отношения  социальных, национальных и иных общностей  людей, общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных  граждан, приобретающее общественное значение, то есть это отношения, которые  могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию.

     Сущность  государственного управления раскрывается через его окружающую среду, ресурсы, выполнение решений и контроль. Окружающая среда состоит из экономических, политических, правовых и культурных условий деятельности субъектов  государственного управления и обеспечивает границы, объекты, формы и методы управления.

     Отрасль государственного управления – это  система звеньев органов управления, объединенных общностью объекта  управления (управление промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, строительством, внутренними и внешними делами, образованием, здравоохранением, финансами, обороной, связью, железными дорогами, лесным хозяйством).

     Область государственного управления – это  сгруппированные по признаку основного  назначения отрасли государственного управления (управление народным хозяйством, управление в социально-культурной и административно-политической областях).

     Сфера государственного управления – это  комплекс организационных отношений  по поводу осуществления межотраслевых  полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, планирование).

     Орган государственного управления (исполнительной власти)– это субъект исполнительной власти, который непосредственно  осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми  актами пределах, наделен соответствующей  компетенцией, имеет определенную структуру  и управленческий персонал.

     Государственно-правовой характер управления определяется следующими признаками:

• во-первых, в процессе управления осуществляются функции государства при соблюдении интересов государства (публичных  интересов) и обеспечении прав и  свобод граждан;

• во-вторых, функции управления осуществляются специально создаваемыми государством субъектами по поручению и от его  имени или другими субъектами, которым государство передает часть  своих полномочий в сфере управления;

• в-третьих, все субъекты государственного управления обязаны действовать в пределах компетенции, установленной для  них законами и иными нормативными правовыми актами.

     Цели, функции, формы и  методы государственного управления

     Цель  является отражением общественных потребностей и интересов общества, продуктом  сознания, субъективным отражением объективного.

     Цели  управления – то, что должен достичь  субъект управления, конечный результат  управленческой деятельности.

     Цель  государственного управления – отражение  общественных потребностей и интересов. Иерархия целей государственного управления строится на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества. Можно  выделить следующие виды классификации  целей:

1. В  зависимости от выполняемых функций:

• общественно-политические – вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание  процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию  государственных и общественных структур, развитию человека;

• организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства  и решению его задач при  помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований;

• производственно-обеспечительные  – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного  порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния, создание и  поддержание производственной активности управляемых объектов;

• социально-экономические  – упорядочение общественной жизни  и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

• духовные – восстановление духовных и культурных ценностей;

• информационно-разъяснительные  – отработка знаний, мотивов и  стимулов, способствующих практическому  осуществлению комплекса целей, и обеспечение необходимой информацией.

2. Связанные  с качеством общества, его сохранением  и преобразованием – стратегические  цели. Делятся на: оперативные –  фиксируют крупные блоки действий; тактические – определяют каждодневные, конкретные действия.

3. По  объему: общие и частные.

4. По  результатам: конечные и промежуточные.

5. По  времени: отдаленные, близкие и  непосредственные.

Задачи  управления – промежуточные, этапные цели управленческой деятельности. Среди основных задач государственного управления выделяются:

1. Государственное  регулирование процессов, происходящих  в области социальной, экономической  и культурной жизни, и государственная  поддержка некоторых предприятий  и организаций.

2. Обеспечение  эффективного функционирования  рыночного механизма, создание  и обеспечение эффективной работы  механизма налогообложения.

3. Создание, поддержание и обеспечение благосостояния  граждан, их прав и свобод, удовлетворение  социальных потребностей и интересов;  обеспечение общественного порядка  и безопасности.

4. Создание  кадрового потенциала управления (государственной службы).

5. Укрепление  престижа страны и поддержание  соответствующего статуса на  международной арене.

     Все государственное управление действует  на основе определенных принципов. Принцип  государственного управления представляет собой закономерность, отношение  или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов  государственного управления, выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве  своем правом и применяемого в  теоретической и практической деятельности людей по управлению.

     Общесистемные принципы государственного управления:

1. Принцип  объективности государственного  управления обусловливает необходимость  во всех управленческих процессах  следовать требованиям объективных  закономерностей (естественно-природных  и общественно-исторических) и реальным  возможностям. 

2. Принцип  демократизма понимается как  народовластие в государственном  управлении. Предполагает приоритет  прав, свобод, интересов граждан  во всех сферах государственного  управления.

3. Принцип  правовой упорядоченности государственного  управления – необходимость законодательного  определения и закрепления основных  элементов государственного управления (целей, функций, структур, процесса, принципов).

4. Принцип  законности государственного управления  – установление в государственном  управлении режима повсеместного  и полного исполнения правовых  актов, вся деятельность органов  государственной власти подзаконна.

5. Принцип  разделения власти в государственном  управлении подразумевает разделение  на исполнительную, законодательную  и судебную ветви.

Структурные принципы подразделяются на:

1) структурно-целевые;

2) структурно-функциональные;

3) структурно-организационные;

4) структурно-процессуальные.

     Специализированные  принципы: принципы госслужбы, принципы работы с управленческим персоналом, принципы информационного обеспечения  государственного управления и т.д.

     Функция управления – это конкретное направление  управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия  государственного управления на объект управления. Функции управления имеют  конкретное содержание и осуществляются при помощи конкретных способов и  форм управления (например, принудительные механизмы, издание правовых актов  управления, подчиняющее воздействие). Наряду с функциями государственного управления особо выделяются функции  органов государственного управления (то есть их управляющее воздействие  на объекты), а также управленческие функции всех органов государства (органов законодательной и судебной властей).

К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.

1. Информационное  обеспечение деятельности государственных  органов, то есть сбор, получение,  обработку, анализ информации, необходимой  для осуществления государственной  (управленческой) деятельности. Под  информацией в данном случае  понимается совокупность сведений  о системе управления, происходящих  в ней изменениях, формах соприкосновения  управленческой системы с внешним  миром, внутриорганизационных и  внешних управленческих связях.

Информация о работе Соотношение государственного управления и исполнительной власти