Система органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:58, реферат

Описание работы

Для рассмотрения данного вопроса необходимо дать понятие административного правонарушения. Согласно ст.10 КоАП административным правонарушением(проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное(умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Работа содержит 1 файл

курсовая АП.docx

— 18.71 Кб (Скачать)

Для рассмотрения данного вопроса необходимо дать понятие административного правонарушения. Согласно ст.10 КоАП административным правонарушением(проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок,  собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное(умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Понятие административного  правонарушения характеризует собой  ряд признаков . Во первых , это действие или бездействие, т.е. деяние; во-вторых, деяние общественно-опасное; в-третьих, деяние противоправное; в-четвертых, деяние виновное; в-пятых, деяние наказуемое.

Иными словами  административное правонарушение-это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму либо действия, либо бездействия.

Исходя из выше сказанного можно дать диспозицию производства по делам об административных правонарушениях - это один из видов административно- юрисдикционного производства, которое осуществляется в целях всестороненнего, полного, объективного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления.

 Задачами  производства по делам об административных  правонарушениях РФ являются  всестороннее, полное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение дела в соответствии  с законом обеспечение исполнения вынесенного по делу постановления, выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Законодательством определены и иные виды административных производств: дисциплинарное; по жалобам; о поощрениях; согласительное; учетно-регистрационное, лицензионно- разрешительное и др.

 Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения административного правонарушения; недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения 16-ти летнего возраста; невменяемость лица, совершившего противоправноедействие либо бездействие; действие лица в состоянии крайней необходимостиили необходимости обороны;  издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;отмена акта, устанавливающего административную ответственность; истечение к моменту рассмотрения дела об административном правоотношении сроков, предусмотренных законом (два месяца); наличие по тому же факту в отношении лица, привле-каемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного наказания либо неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы на законном основании, а также наличие по этому факту уголовного дела; смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.

Производство  представляет собой разновидность  административной деятельности, в нем  действуют ее общие принципы: законности, демократизма (гласности, участия общественности), оперативности. Производство осуществляется и на основе общих норм административного  права. Например, начальник ОВД как  вышестоящий руководитель вправе передать дело от одного работника другому, прекратить его, отменить постановление инспектора о наложении взыскания и т. д. Одновременно здесь действуют  и специфические, обусловленные  задачами данной деятельности принципы: объективной истины, обеспечения права на защиту.

Выяснение объективной  истины по делу — важнейшая задача производства. Данный принцип обязывает  должностных лиц, расследующих и  рассматривающих дела, исследовать  все обстоятельства и их взаимные связи в том виде, в каком  они существовали в действительности, и на этой основе исключить односторонний, предвзятый подход к выбору решения.

«Орган (должностное  лицо), — сказано в ст. 232 КоАП РСФСР, — оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности...». Этот принцип закреплен также 225, 231, 259 и другими статьями КоАП РСФСР.

Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привлекаемому к ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности, обстоятельств, смягчающих его вину, исключающих производство. Деликвент пользуется широкими правами на всех стадиях производства. Согласно ст. 247 КоАП РСФСР он может знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать постановления, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката и т. д. Реализации права на защиту посвящена ст. 266, в которой говорится о праве обжалования постановления по делу об административном правонарушении; в ст. 235 сказано о праве лица, привлекаемого к ответственности, дать объяснения, подписать протокол или отказаться от его подписания. Ряд других статей КоАП РСФСР также закрепляют право граждан на защиту при совершении определенных процессуальных действий.

Статьей 263 КоАП РСФСР установлено, что копия постановления по делу в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Если постановление обжаловано, копия решения по жалобе в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему — по его просьбе (ст. 273). Важным шагом в развитии права на защиту было внесение в 1997 г. в КоАП РСФСР новой — 2361 — статьи. В ней сказано: «Копия протокола об административном правонарушении немедленно после составления протокола вручается под расписку лицу, совершившему административное правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе». Сейчас копии всех главных документов дела — протокола, постановления, решения — вручаются и деликвенту, и потерпевшему.

Когда говорят  о праве на защиту, прежде всего имеют в виду лицо, которое привлекают к ответственности. Но нельзя забывать, что в процессе может участвовать и другой гражданин, непосредственно заинтересованный в справедливом решении дела. Это потерпевший. Он тоже вправе активно защищать свои интересы, и для этого он может заявлять ходатайства, подавать жалобы и т. д.

Одной из важнейших  основ права на защиту является презумпция добропорядочности гражданина и  ее юридический вариант — презумпция невиновности. Она заключается в  том, что индивидуальный субъект, привлекаемый к административной ответственности, считается невиновным до тех пор, пока иное не будет доказано и зафиксировано  в установленном законом порядке. Отсюда следует также, что бремя  доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый к ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя и имеет на это право. Из презумпции невиновности вытекает и такое важное положение: всякое сомнение толкуется в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Оно относится к случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных постановлений.

Иначе обстоит  дело при решении вопроса об ответственности  коллективных субъектов и иных субъектов  предпринимательства. Они привлекаются к ответственности в ряде случаев  независимо от наличия вины, презумпция невиновности на них распространяется не всегда. Бремя доказывания действия непреодолимой силы, как обстоятельства, освобождающего от ответственности, лежит  на них. А если законом установлена  ответственность организации за виновные действия, она обязана доказывать отсутствие вины, здесь действует  презумпция виновности в совершении противоправных действий.

Кстати, в ст. 401 ГК РФ сказано: отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Это  значит, что презумпция виновности существует и в гражданско-правовых отношениях.

Право граждан  на защиту включает в себя следующие  общие права:

1)    требовать  доказывания предъявляемого обвинения;

2)   лично  участвовать в совершении ряда  процессуальных действий (осмотре  помещений, изъятии имущества,  рассмотрении дела и др.). а значит быть извещенным о времени и месте их совершения;

3)    получать  в трехдневный срок копии основных  документов, отражающих позицию  субъекта власти по делу (протокола,  постановления, решения по жалобе);

4)   «быть  выслушанным» (давать объяснения);

5)   заявлять  ходатайства (о вызове свидетелей, приобщении документов и др.);

6)   заявлять  отводы должностным лицам, экспертам  (такое право пока существует  только по таможенным и частично  по налоговым делам);

7)   знакомиться  со всеми материалами дела;

8)   обжаловать  действия субъектов власти;

9)   на юридическую  помощь;

10)  на содействие (переводчика, законного представителя  и др.). Жаль, что еще нет норм, регулирующих право потерпевшего  на содействие адвоката, переводчика. В наше время у него слишком мало возможности для защиты.

Производство  по делам об административных нарушениях складывается из действий ряда органов  и лиц. Важную роль в этой деятельности играют государственные и муниципальные  органы, их должностные лица, которые  уполномочены принимать предусмотренные  законом меры по выявлению и предупреждению административных проступков, применению и исполнению взысканий. В производстве действуют и другие участники: одни защищают свои интересы, другие привлекаются лишь при производстве отдельных  процессуальных действий, содействуют  производству. Всех субъектов производства можно разделить на несколько  групп.

1.  Компетентные  органы и должностные лица, наделенные  правом принимать властные акты, составлять правовые документы,  определяющие движение и судьбу  дела (лидирующие субъекты). К ним  относятся также представители  общественности, наделенные соответствующими  полномочиями (общественные инспектора, народные дружинники).

2.  Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший и их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители, руководители организаций, адвокаты). В отличие от субъектов первой группы никто из представителей данной группы не пользуется властными полномочиями.

3.  Лица и органы, содействующие осуществлению производства, выявлению объективной истины: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые. Одни из них (свидетели, эксперты) сообщают данные полномочному органу или должностному лицу. Другие (переводчики, понятые) — нужны для закрепления доказательств либо обеспечения необходимых условий административного производства.

4.  Иные лица  и органы, способствующие исполнению  постановлений, профилактике правонарушений. Например, ст. 297 КоАП РСФСР предоставила общественным организациям право ходатайствовать о сокращении срока лишения прав на управление транспортными средствами, а соответствующие работники организаций обязаны удерживать суммы наложенного штрафа из зарплаты виновного (ст. 286).

Информация о работе Система органов исполнительной власти