Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:02, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и предмет административного (управленческое) права.
2. Особенности административно-правового регулирования.
...
90. Контроль Парламента и местных Советов депутатов.
91. Контроль органов исполнительной власти и его виды.
92. Общественный контроль за органами гос. управления.

Работа содержит 1 файл

АП вопрос-ответ.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

ВОПРОСЫ к экзамену по Части 1-ой курса "АП РБ" – УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРАВО

 

  1. Понятие и предмет административного (управленческое)  права.

АП – часть норм правовой системы РБ, обладающая всеми  ее признаками. Нормы АП предназначены  для всех членов общества, их организаций, не исключая государство в целом и его органы. Право РБ – это основной гос. регулятор соц. связей, это система правовых норм, которые получают свое выражение в официальной форме – гос. актах. АП – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством, преимущественно ОГУ в целях регулирования общ. отношений, которые складываются в процессе осуществления гос. управления.

Отличительные черты  АП: специфический круг общественных отношений. регулируемых его норами, регулирование гос. управления, из которого возникают указанные общ. отношения, особенность АП регулирования, динамичность, элементы публичности в его характере, охват всех отраслей гос. управления, включая межотраслевое управление и управление народным хозяйством, предприятиями, учреждениями и организациями, регулирование внутриорганизационных управленческих отношений во всех гос. органах, распространение его норм на сферы частного предпринимательства, некодифицированность норм. незаконодательный характер значительной части норм, преимущественная направленность на администрацию, органы гос. управления.

Нормами АП регулируются уже существующие, установившиеся, но еще не получившие правового обеспечения  управленческие отношения, устанавливаются  новые управленческие отношения, т.е. осуществляются новые управленческие отношения.

Главная характерная  черта АП: его нормы регулируют управленческие общ. отношения, составляющие предмет АП.

АП – это управленческое право, представляющее собой совокупность норм о гос. управлении. Действие норм АП распространено там, где присутствует гос. управление.

Гос. управление осуществляют органы гос. управления, и органы, выступающие  при определенных ситуациях в  качестве таковых. (например, органы прокуратуры  по отношению к нижестоящим).

АП регулирует порядок поступления на гос. службу и порядок ее прохождения, служебные, личные права и обязанности гос. служащих, поощрение, их ответственность.

Нормы АП распространяются и на сферу частного предпринимательства.

Выводы: АП – это самостоятельная  фундаментальная отрасль права РБ, норы которой регулируют отношения, складывающиеся в процессе гос. управления; предметом АП являются отношения. которые возникают при осуществлении гос. управления, т.е. государстенно-управленческие отношения.

  1. Особенности административно-правового регулирования.

Особенности носят относительный, условный характер. Здесь больше общего, чем особенного. Особенности: 1) регулирование  преимущественно в процессе осуществления  гос. управления; 2) регулирование с  использование особых методов; 3) оперативность в регулировании; 4) регулирование нормами различного уровня.

Метод правового регулирования  – способ воздействия норм права  на поведение людей, на регулируемые отраслью права общественные отношения. АП использует в качестве способов правового регулирования предписания. запреты. дозволения. рекомендации.

Предписания – возложение безусловной юр. обязанности совершать  определенные действия, при наличии  обстоятельств, предусмотренных правовой нормой.

Запреты – возложение обязанности не совершать соответствующих действий при обстоятельствах, предусмотренных правовой нормой.

Дозволение – правовое разрешение совершать при наличии  обстоятельств, предусмотренных правовой нормой, определенные действия или  отказаться от их совершения по своей  воле.

Рекомендации – советы, пожелания юр. характера, как наилучшим образом поступить в условия, предусмотренных правовой нормой.

Особенность метода административно-правового  регулировании определяется своеобразием регулируемых общественных отношений. а также сущностью исполнительной власти, которая осуществляется в процессе особого вида деятельности и особым видом гос. органов.

  1. Место административного права в правовой системе РБ.

Занимает одно из ведущих  мест. Тесно взаимосвязано с другими  отраслями права, имеет общие с ними и свои специфические черты. АП для ряда отраслей или отдельных институтов является основой их функционирования, напр. для финансового, трудового , природоохранного.

АП тесно взаимодействует  с КП, которое регулирует отношения  между человеком и государством. КП содержит нормы общего характера, АП детализирует их. КП определяет общие принципы организации и деятельности для всех гос. органов. АП руководствуясь этими принципами детализирует их применительно к гос. системам.

Финансовое право регулирует общ. отношения, складывающиеся в ходе финансовой деятельности государства. АП регулирует управленческие отношения в области финансов. Деятельность финансово-кредитных органов регулируется нормами АП. АП регулирует управленческие отношения в области финансов, а не сами финансово-кредитные отношения.

Осн. предметом трудового  право являются трудовые отношения, которые возникают на основе односторонних  административных актов, которые свидетельствуют  о юр. оформлении на работу. АП определяет полномочия служащих, их ответственность, проведение конкурсов и аттестаций, присвоение классных чинов, классов, рангов и т.д.

Гражданское право и  АП регулируют сходные общественные отношения. В первую очередь имущественные, которые могут являться предметом  регулирования как гражданского, так и АП. Гражданское право регулирует такие имущественные отношения, в которых стороны равноправны.

Административно-правовой метод применяется при отсутствии равенства сторон общ. отношений. В  АП отношениях одна сторона наделена гос-властными полномочиями по отношению к др.

  1. Понятие и виды административно-правовых норм.

Норма АП – это правило, мера поведения субъектов управления. Она устанавливается государством, выражает его волю и обязательна  к исполнению. АП нормы предназначаются  не для кого-либо конкретного случая или обстоятельства, а для совокупности, группы, вида, т.е для однородных управленческих общественных отношений. Они рассчитаны на более или менее длительное или постоянное бытие и применяются тогда. когда проявляются обстоятельства, предусмотренные ими, и не теряют силу после кратного применения.

Характерное отличительное  свойство АП норм – во многих случаях  они регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права.

Специфическая черта  норм АП – имеют свои средства обеспечения, охраны от возможного невыполнения или ненадлежащего выполнения их повелений.

Нередко АП нормы возникают  в результате правотворческой деятельности органов гос. управления.

Нормы АП имеют широкий  масштаб своего воздействия, их роль многообразна.

АП норма – установленное  компетентными гос. органами правило  поведения субъектов в сфере  гос. управления.

АП нормы по общему правилу не имеют обратной силы. Если же ими смягчается или отменяется ответственность граждан или  улучшается положение лиц, на которых распространяется действие этих норм. то они могут иметь обратную силу.

АП норма начинает действовать по общему правилу через 10 дней после опубликования немедленно или со специально названного в нем  срока.

Структура АП нормы: 1) гипотеза – та часть нормы. которая указывает на условия, при наличии которых следует руководствоваться данной нормой и применять ее, 2) диспозиция – модель поведения в условиях, для которых предназначена данная норма, 3) санкция – устанавливает меры административного воздействия на субъектов АП.

В зависимости от определенности структурных элементов нормы  выделяют различные виды АП норм. По определенности гипотезы: а) абсолютноопределенная  гипотеза, б) относительно определенная гипотеза в) неопределенная гипотеза, т.е. не закреплены условия и обстоятельства применения норм в данном норм. актов. По определенности диспозиции: а) абсолютноопределенная диспозиция, б)диспозиция с относительно определенным закреплением прав и обязанностей сторон административно-правовых отношений, в) диспозиция бланкетного характера. По определенности санкции а) абсолютноопределенного характера, б) с относительно определенной санкцией (альтернативная санкция, кумулятивная санкция, предполагает сочетания, накопление санкций).

  1. Формы выражения (источники) административно-правовых норм.

АП нормы практически  находятся в юридических актах. Подобные акты могут издавать различные  органы гос. власти. К их числу относятся: 1) Конституция РБ; 2) законы РБ; 3) нормативные  акты Президента РБ и Администрации Президента РБ; нормативные постановления Совета Министров РБ; 4) нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов; 5) нормативные акты республиканских органов; 6) межгосударственные соглашения; 7) нормативные акты руководителей гос. объединений, предприятий, учреждений.

 

Конституция РБ является источником лишь в той части, нормы  которой имеют административно-правовую направленность. Например, нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности  граждан, реализуемые преимущественно  в сфере гос. управления; норы, регулирующие вопросы формирования, полномочий и деятельности органов в сфере гос. управления.

Законы – важный источник АП норм. Законов, содержащих нормы  АП достаточно много. Например законы «О Совете Министров РБ и подчиненных ему гос органах», «О Национальной академии наук Беларуси». Среди них важное место занимают кодексы, имеющие статус законов, например, Кодекс РБ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РБ, Водный кодекс РБ. Трудовой кодекс РБ и др. Трудовой кодекс – фундамент трудового права, но нем наличествуют и нормы административного права.

Нормативные акты Президента, это в первую очередь декреты. Могут быть нормативными и содержать  нормы АП и указы Президента РБ.

Из постановлений Прав-ва РБ к источникам АП относятся те, которые содержат такие АП нормы.

К актам республиканских  органов гос. управления относят  приказы. постановления. инструкции, методические указания, отраслевые стандарты, указания и др. Нормативные акты республиканских  органов могут иметь общий характер, т.е. распространять свое действие как на организации. так и на граждан, надведомственный, т.е. распространяться на организации независимо от их подчиненности, и ведомственный, т.е. иметь юр. значимость только в своей системе.

Акты местных Советов и местных исполнительных и распорядительных органов также являются источниками АП норм. Например, решение Минского горисполкома «Об учреждении премий Минского горисполкома для учащихся детских школ искусства города» является таковым, т.к. оно содержит нормы АП.

Источниками норм АП могут  быть нормативные акты руководителей  гос. объединений, предприятий, учреждений и организаций.

  1. Система административного права.

Система АП – внутреннее его строение, состоящее из последовательно  расположенных взаимосвязанных компонентов правовых институтов.

Правовой институт –  это совокупность АП норм, регулирующих относительно самостоятельную однородную группу управленческих общественных отношений. В правовом институте могут быть нормы одного или разных видов: обязывающие. запрещающие. уполномочивающие, рекомендательные, дефинитивные. содержащие комплекс аспектов правового регулирования определенной совокупности управленческих общественных отношений.

АП – крупная и  сложная отрасль права, поэтому  она имеет и подотрасли права. Подотрасль права – это общность правовых норм, регламентирующих более широкий, чем правой институт, специфический вид управленческих отношений. Подотрасль состоит их институтов, определяющих ее содержание и характерные особенности.

Система АП – это совокупность находящихся в органической связи институтов, подотраслей, расположенных в определенной логической взаимосвязанной последовательности, образующая целостность и единство отрасли права.

АП делят на общую  и особенную части. В общую  часть включают нормы, регламентирующее основные принципы гос. управления, правовое положение субъектов АП, формы и методы управленческой деятельности, административный процесс, способы обеспечения законности и дисциплины в гос. управлении. В особенную часть входят нормы, регулирующие организацию управления в той или иной отрасли или сфере.

Нормы АП можно разделить  на четыре части. В первую часть включить институты:

определяющие правовой статус граждан в сфере гос. управления;

определяющие правовой статус негос. организаций в сфере гос. управления;

определяющие правовой статус гос. органов в сфере гос. управления;

определяющие правовой статус гос. служащих;

обеспечивающие контроль за субъектами АП.

Во второй части объединить нормы, регулирующие ответственность  по АП. В третьей части расположить нормы административного процесса. В четвертую часть включить нормы, определяющие административно-правовые основы управления экономикой. социально-культурной, административно-политической и иными сферами. Каждая часть состоит из соответствующих правовых институтов.

Информация о работе Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"