Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:12, шпаргалка

Описание работы

№ 1. Понятие и предмет административно-деликтного права
№ 2. Отличие административно-деликтного права от иных отраслей белорусского права
№ 3. Задачи и система административно-деликтного права

Работа содержит 1 файл

Ekzamen_-_ADP.docx

— 219.16 Кб (Скачать)

5. Гражданин Республики Беларусь и лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, совершившие административные правонарушения вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности по настоящему Кодексу, если совершенные ими деяния признаны в Республике Беларусь административными правонарушениями и наказуемы в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были привлечены к ответственности в этом государстве. В указанных случаях административное взыскание налагается на лицо в пределах санкции статьи настоящего Кодекса, но не должно превышать верхний предел санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено правонарушение.

Статья 1.5. Действие Кодекса  Республики Беларусь об административных правонарушениях во времени

1. Противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния.

Временем совершения деяния признается время осуществления  противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления  последствий.

(в ред. Закона Республики  Беларусь от 28.12.2009 N 98-З)

2. Акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. Со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.

3. Акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица, обратной силы не имеет.

№ 7. Виды административно-деликтных норм

В зависимости от функциональной роли в механизме правового регулирования нормы административно-деликтного права следует разделить на:

    1. общие;
    2. специальные;
    3. нормы-примечания;
    4. нормы, устанавливающие меры административно-правового принуждения.
  • Общие нормы применительно к КоАП образуют Общую часть.
  • Специальные нормы и нормы-примечания образуют Особенную часть КоАП.
  • Нормы, устанавливающие меры административно-правового принуждения частично находятся в Особенной части, частично – в иных НПА.

Нормы Общей  части КоАП регулируют общие положения об АПР и АО и в той или иной мере имеют отношение ко всем нормам Особенной части.

Нормы особенной  части определяют: конкретные виды АПР; меры АО за совершение их; примечания к отдельным статьям или их частям.

Большинство Норм общей части не имеют никакого юридического значения. И они не адресуются лицам как возможным  субъектам АПР.

№ 8. Нормы Общей части (КоАП) и их основное назначение

Нормы общей  части КоАП не представляются в качестве соответствующих запретов, подобно нормам Особенной части и непосредственно не направлены на охрану общественных отношений, регулируемых нормами других отраслей права. Они преимущественно предназначены для обслуживания норм-запретов или иных норм Особенной части.

Нормы Общей  части КоАП неоднозначны. По функциональной роли их можно разделить на:

    • нормы-основы;
    • нормы-принципы;
    • нормы-дефиниции;
    • устанавливающие нормы.

Нормы-основы определяют начала, рубежи, стартовые позиции. Такие нормы, как правило, находятся в первых статьях КоАП (ст. 1.1; ст. 1.2). – исходные. Являются базой для рассматривания иных норм закона.

Нормы-принципы – это такие предписания, которыми следует руководствоваться как при установлении административно-деликтных норм, так и при их применении, исполнении (ст. 4.2). + правовой идеал, высшая цель деятельности законодательных органов и лиц в сфере АДО-ий

Нормы-дефиниции– это правила-определения, которыми истолковываются соответствующие категории и понятия (ст. 1.3; 2.1).вносят ясность. Уясняют суть.

Устанавливающие нормы определяют соответствующие общие требования, которые следует учитывать при выяснении наличия административного правонарушения и руководствоваться ими при привлечении к административной ответственности (ст. 4.3 – 4.8).

Обуславливают применение норм, формулирующих конкретные виды АПР.

Нормы-запреты. Сущность.

Главные и наиболее важные нормы. Ими  определяется смысл и назначение АДП. В них формулируется деяние, устанавливается запрет, несоблюдение которого может повлечь АО. Сопровождается установлением мер АО.

Это правила поведения, адресованное физ и юр лицам как исполнителям и возможным участникам АДО-й.

№ 9. Нормы Особенной части (КоАП) и  их основное назначение. Нормы - запреты: сущность, виды. Нормы, устанавливающие меры административно-правового принуждения и их виды. Действие административно-деликтной нормы

Нормы запреты:

  • Простые. В них обозначается лишь административное деяние без указания особых его признаков (ст. 17.5).
  • Обыкновенные (описательные). Это такие правила, в которых не только дается название административного деяния, но и раскрываются его признаки (ст.9.2).
  • Отсылочные. В них не называются все признаки административного правонарушения, а делается отсылка, предписывается обратиться к другим правовым актам или другим статьям (частям) КоАП. По адресату отсылки нормы в свою очередь делятся на:
      • бланкетные. Отсылает к другим НПА, не относящимся к административно-деликтным (ст. 23.55 ч. 2 и 4);
      • ссылочные. Предписывается обратиться норме, находящейся в другой статье КоАП или в другом пункте этой же статьи.
  • Смешанные. Одновременно является и описательной и бланкетной или описательной и ссылочной (ст. 9.4 ч.1; ст. 18.4 ч.1; ст. 23.35 ч.1).
  • Несложные. В них дается название административного правонарушения и раскрываются его основные признаки
  • Сложные. Нормы, состоящие из нескольких слагаемых частей: несложной, отсылочной и смешанной.

Нормы-примечания. Это правила, определяющие или истолковывающие отдельные термины, категории, употребляемые в норме-запрете Особенной части (ст. 10.5; ст. 11.36). – схожи с нормами-дефинициями, но они носят конкретно-индивидуальный хар-

Нормы, устанавливающие меры административно-правового  принуждения как правило адресованы к правоприменителям, поэтому нарушителями их могут быть лишь лица, ведущие административный процесс.

  • Абсолютно-определенные. Устанавливают точно вид и размер взыскания (ст. 18.31);
  • Относительно-определенные. Устанавливают пределы, при которых орган, учтя все обстоятельства, определяет по своему усмотрению меру и размер наказания (ст. 9.2);
  • Альтернативные.

По субъектам:

    • Общие (распространяют действие на всех субъектов);
    • Индивидуальные (гражданин или инд. предприниматель, или юр. лицо);
    • Специальные (субъекты, обладающие специальными признаками (пешеход, призывник, кассир, медработник, плательщик налогов, пассажир и т. д.).

№ 10. Административно-деликтные отношения. Метод правового регулирования административно-деликтных отношений и его способы

  • Обычные АД отношения – соблюдение вступившей в юридическую силу административно-деликтной нормы (НПА, содержащего АД нормы);
  • Предупредительные АД отношения – применение административно-правовых мер принуждения в целях недопущения нарушения АД запретов (таможенный досмотр, проверка документов);
  • Фактические (конфликтные) АД отношения – складываются лишь в момент применения АД норм при их нарушении.

Метод АДП – это совокупность средств (способов) воздействия права на общественные отношения с целью придания им соответствующего порядка.

  1. Запрет – запрещение законодателем нежелательных для общества деяний под угрозой применения мер административной ответственности в случаях их совершения.

Запрещается совершение общественно-вредных деяний, установленных нормами Особенной  части КоАП и актами Президента РБ. Нормы Общей части и процессуально-исполнительные нормы существуют лишь постольку, поскольку  есть нормы Особенной части – нормы-запреты. Запрет – это главное средство воздействия на общественные отношения, способом не позволения совершения общественно вредных деяний.

  1. Принуждение – это способ воздействия посредством установления и применения мер административного правового принуждения, мер, ущемляющих свободу субъектов административно-деликтных отношений, причиняющих им определенные лишения.

Меры административно-правового  принуждения:

    1. административно-предупредительные меры;
    2. меры административного пресечения;
    3. меры обеспечения административного процесса;
    4. меры административной ответственности;
    5. административно-восстановительные меры.
  1. Обязывание (предписание) – это средство правового регулирования, выражающееся в воздействии на общественные отношения путем наложения на соответствующих субъектов обязанности действовать в установленном правом порядке и руководствоваться сформулированными правовыми определениями при применении норм Особенной части КоАП. (ст. 8.4; ст. 7.1 ч.1)

Возникает при применении норм Особенной части  КоАП.

  1. Дозволение – это такой способ воздействия на общественные отношения, при котором предоставляется возможность действовать по своему усмотрению, но с соблюдением условий, установленных административно-деликтным законом.

Используется  при установлении обстоятельств, наличие  которых исключает признание деяния административным правонарушением (необходимая оборона: ст. 5.1; крайняя необходимость: ст. 5.3; обоснованный риск: ст. 5.4) и при определении оснований для освобождения от административной ответственности (малозначительность правонарушения: ст. 8.2; болезнь: ст. 8.6).

  1. Метод поощрения – это способ воздействия на субъектов административно-деликтных отношений путем их стимулирования снижением меры административной ответственности, освобождением от ее применения или непризнания деяния административным правонарушением.

Чистосердечное  признание (ст. 7.2 п.1 ч.1) служит основанием для снижения административного взыскания до минимального размера, а также, например, при добровольном возмещении или устранении причиненного вреда (ст. 7.2 ч.3 п. 2).

№ 11. Понятие и общие признаки административного  правонарушения. Сущность противоправного  деяния и его формы. Отличие административного  правонарушения от иных видов правонарушений

Статья 2.1. Понятие административного правонарушения

1. Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

2. Административным правонарушением может быть деяние в виде:

1) оконченного  административного правонарушения;

2) покушения на  административное правонарушение.

Из этого  определения вытекают три признака административного правонарушения:

  1. Противоправность;
  2. Виновность;
  3. Наказуемость.

Противоправное деяние

Сущность

Виды

Общественная вредность

Противоправность

Действие

Бездействие

Совершение сопровождается нарушением, разрушением установленных правом отношений 

Деяние запрещено нормами АДП  под угрозой административной ответственности

Активное воздействие на объект правонарушения

Пассивное отношение к объекту  правонарушения

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"