Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

административное право.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К  ЭКЗАМЕНУ

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРАВО» 

  1. Управление  как социальное явление.
 

В самом широком  смысле управление означает руководство  чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в  наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального значения.  

Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для  следующих выводов:  

  • Управление  есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.
 
  • Управление  служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляет единое целое с общими для всех элементов задачами.
 
  • Управление  по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием  которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.
 

Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы и для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальное образование, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты, семья и т. п.) 

  1. Понятие и  особенности административно –  правовых отношений.
 

Административно-правовое отношение - представляет собой урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой. 

Сторонами этих правовых отношений могут быть граждане России, иностранцы и лица без гражданства, общественные объединения, государственные и негосударственные предприятия и учреждения, государственные служащие, органы исполнительной власти.

Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления.  

Стоит отметить также, что административные правоотношения характеризуются определенным субъектом. Всегда одной из сторон является официальный или полномочный субъект исполнительной власти (в широком смысле государственного управления). 

  1. Государственное управление: понятие, принципы, субъекты, значение.
 

Государственное управление - деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса. 

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

  • правовой подход - ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.
  • политический подход - основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.
  • управленческий подход - основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в измеримой форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах.
 

Субъект управления есть структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействующая на объект с целью перевода его в новое состояние. Субъектами государственного и муниципального управления являются соответствующие органы, должностные лица. 

Сущность государственного управления проявляется в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности. Необходимость государственного управления вытекает из необходимости обеспечения реализации политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных, информационных ресурсов, гарантирование прав и свобод человека. 

  1. Виды административно  – правовых отношений.
 

Административно-правовые отношения различаются :

  • по своему содержанию - делятся на материальные и процессуальные. К материальным административно-правовым отношениям относятся возникающие в сфере управления и регулируемые материальными нормами административного права общественные отношения. Административно-процессуальные отношения - это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами. Например, административно-процессуальными являются отношения, связанные с разрешением заявлений и жалоб граждан органами исполнительной власти и их должностными лицами. Связь материальных и процессуальных административно-правовых отношений состоит в том, что материальные отношения реализуются посредством процессуальных. Кроме того, посредством процессуальных административно-правовых отношений реализуются и правоотношения других отраслей права (финансового, земельного, экологического и др.).
  • по соотношению прав и обязанностей их участников - делятся на две группы: отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения), и отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения).
  • по характеру порождающих их юридических фактов .
 
 
  1. Исполнительная  власть: понятие, функции, место в  системе разделения властей.

Исполнительная  власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. 

Функции исполнительной власти :

  • подзаконодательное регулирование;
  • осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
  • административное правоприменение;
  • осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
  • административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
  • охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
  • информационное обеспечение органов государственной власти
 

В настоящее  время, начиная с момента вступления в силу Конституции РФ 1993 г., в  основе определения сущности исполнительной власти лежит принцип (теория) разделения властей. В практическом воплощении данная теория представляет собой структурно-функциональную определенность каждого из высших органов власти, степень которой зависит от установленных нормами права полномочий того или иного субъекта государственной власти, а также от его реального функционирования в случае недостаточной регламентации его полномочий в нормах права. Исполнительная власть обладает значительным числом как конституционных, так и закрепленных в иных нормативных правовых актах полномочий во всех сферах осуществления государственной власти. Возрастание роли исполнительной власти — это закономерный процесс, происходящий не только в нашей стране, но и других государствах. Главным средством исполнения должно служить основанное на законе распорядительство, т.е. осуществление практических мер по реализации (в первую очередь) законодательных норм. Нормотворчество, иными словами разработка и издание подзаконных нормативных актов органами исполнительной власти должны служить средством правоприменения (исполнения). 
 

  1. Основания возникновения, изменения, прекращения  административно – правовых отношений.
 

Возникновение конкретного административного правоотношения между его субъектами обусловливается определенными событиями или действиями, которые предусмотрены административно–правовыми нормами. Эти события, действия называются юридическими фактами, т.е. такими фактами, с которыми государство связывает возникновение, изменение или прекращение административно–правовых отношений.

Юридические факты, возникающие в результате сознательного поведения людей, проявления их воли, именуются юридическими действиями. Они подразделяются на законные (правомерные) действия и незаконные (неправомерные) действия (или бездействие) субъектов административного права. Юридические факты могут возникать и независимо от воли людей. В этом случае они обычно именуются юридическими событиями.

Юридическими  фактами являются такие события, как рождение, смерть человека. К  событиям относятся стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, эпизоотии, эпидемии, пожары и т.п.). 
 

  1. Понятие административного  права как отрасли права.
 

Отрасль административного  права – это система административно – правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного управления, организации и реализации исполнительной власти.

Административное  право является одной из основных, самостоятельных, крупных, публичных  отраслей российского права.

Отрасли права  разграничиваются по предмету, то есть кругу общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.

Предмет отрасли  административного права включает в себя две группы общественных отношений  управленческого характера :

  • Отношения, непосредственно связанные с организацией и реализацией исполнительной власти, государственного управления в хозяйственной, социально – культурной и административно – политической областях
  • Внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в системе законодательных и судебных органов.

Метод – совокупность приемов  и способов.

Выделяют следующие  методы: 

  • императивный (метод властных предписаний) - Установление определенного порядка действий, предписание к действию соответствующих условий, надлежащим образом оформленные в административно-правовой норме. несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма.
 
  • диспозитивный (взаимодействие сторон) - Он проявляется в административном праве при заключении административных договоров и при перераспределении или делегировании полномочий одних органов управления другим.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"