Практическая деятельность социальных служб в аспекте работы с пожилыми людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение психологических особенностей людей пожилого возраста.
Объект исследования: пожилой возраст
Предмет исследования: особенности людей пожилого возраста
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
изучить специфику проблемы старения;
рассмотреть существующие типологии групп пожилых и самого процесса старения;
проанализировать особенности личности людей пожилого возраста;

Содержание

Введение 3
1. Проблема пожилого возраста в отечественной и зарубежной психологии 5
1.1. Специфика проблемы старения и основополагающие подходы к трактовке понятий «старость» и «пожилой человек» 5
1.2. Типологии групп пожилых и процесса старения 11
1.3. Особенности пожилых людей в современном обществе 15
2. Практическая деятельность социальных служб в аспекте работы с пожилыми людьми 24
2.1. Направления социальной работы с пожилыми людьми 24
2.2. Реализация направлений социальной работы с пожилыми людьми на современном этапе 28
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности людей пожилого возраста.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

Актуальность  темы. В последнее время в мире происходят изменения в возрастной структуре населения: общее постарение или «демографическая революция». Значительное увеличение доли пожилых людей и пенсионеров в общем составе населения остро ставит вопрос о том, как переживается старость в непосредственном социальном окружении. Поэтому изучение социально-психологических вопросов пожилого возраста представляет одну из насущных проблем современной науки, так как возможны различные личностные изменения у пожилых людей преимущественно непсихотического характера, приводящих к разной степени нарушения взаимодействия их с социальной средой.

Цикл человеческой жизни от рождения до смерти вызывает любопытство многих людей, которые имеют свой личный, уникальный опыт  взросления и старения.

В историческом прошлом, люди считались «старыми» или «пожилыми» в том возрасте, который сейчас мы относим к среднему или даже молодому.  Так, было время, когда люди жили в среднем до 25 лет. Например, многие люди верили, что существует секрет долгожительства, различные способы омоложения, испокон веков человек мечтал не только о бессмертии и долголетии, но и об «эликсире вечной молодости», избавлении от старческой немощи, недугов и страданий.

Менее века назад  в представлениях о старении и долгой жизни  доминировали мистика и суеверие. Те, кто переживал своих современников и доживал до 70-80 лет, получали специальный статус, называясь «Мудрыми».

В отличие от ранних ступеней онтогенеза, психология пожилого возраста  в целом разработана недостаточно. В то же время пожилой возраст – значительный этап онтогенеза человека и без его обстоятельного исследования невозможно построить концепцию  психологического развития, и, соответственно, формирования образа  «позитивного старения» у всех половозрастных групп населения.

В отечественной научной литературе, а именно в трудах М. Д. Александрова, Л. И. Анциферова, Л. В. Бороздина, О. В. Краснова, С. Г. Максимова, Н. Н. Сачук, Н. П. Петрова и др. период пожилого возраста рассматривается как один из феноменов жизненного пути, который характеризуется богатством накопленного в прошлом опыта и имеет ряд новых,  не встречающихся на ранних периодах развития, свойств и признаков. Вместе с тем,  пока ещё мало известно о  психологических механизмах старения и путях нейтрализации отрицательных проявлениях этого процесса. В частности, налицо знание необходимости социальной адаптации пожилых людей к позднему возрасту и незнание ее путей, способов и средств.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение психологических особенностей людей пожилого возраста.

Объект  исследования: пожилой возраст

Предмет исследования: особенности людей пожилого возраста

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

    • изучить специфику проблемы старения;
    • рассмотреть существующие типологии групп пожилых и самого процесса старения;
    • проанализировать особенности личности людей пожилого возраста;
    • выявить основные направления социальной работы с пожилыми людьми и оценить степень их реализации  в настоящее время.

Теоретическими основами настоящей работы выступают труды таких ученых как Е.И. Холостова, Р.С. Яцемирская, В.М. Васильчикова и др.

 

 

 

  1. Проблема пожилого возраста в отечественной и зарубежной психологии

    1. Специфика проблемы старения и основополагающие подходы к трактовке понятий «старость» и «пожилой человек»

Исследование  процесса старения, являющегося предметом изучения различных психологических и социологических школ, показывает, что в течение жизни наступает определенный момент, в котором процесс развития, то есть обогащения и усложнения функционирования внутренних органов, а также его соответствующего обеспечения замедляется, а впоследствии переходит в стадию регресса. Сам по себе процесс старения, очевидно, наблюдается с процесса становления и развития человека. Уже в возрасте 20-30 лет в человеческом организме протекают инволюционные процессы, которые геронтологи определяют, как длительный биологический процесс, наступающий задолго до старости и неизбежно приводящий к ограничению адаптационных возможностей организма 1.

Процесс старения заложен  в генетическую программу и обусловливает использование как энергетического, так и психологического запаса человека. При этом совокупность работы биологических органов человека выстраивается, таким образом, при котором интенсивное использование одних органов приводит к качественному изменению функционирования других, следствием чего является остановка функционирования системы в целом. А, следовательно, проблема старения – это проблема гармоничного функционирования биологической системы, которая невозможна без соответствующего социально-психологического отслеживания и соответствующей адаптации человека в окружающем его социальном пространстве.

Необходимо найти  и разработать пути для преодоления  и нейтрализации тех дисгармоний, которые возникают между биологической и социальной сторонами человеческой природы, между желаниями и возможностями старого человека служить общественным интересам и участвовать в жизни своих близких. В этом гуманистическая направленность геронтологии (науки, изучающей биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним (омоложение)).

Чисто биологический  подход к старению человека характеризует отношение к человеку как пассивному объекту экспериментального или терапевтического воздействия.  Б.Г. Ананьев обосновал необходимость комплексного подхода к процессу старения.

В философской, геронтологической, психологической литературе отсутствует четкое определение того, кого можно отнести к понятию «старый» 2.

Если первые 25-30 лет жизни человека детально изучены, разбиты на многочисленные стадии и этапы, в рамках которых выделены характерные для них проблемы и кризисы, то столь же длительный отрезок поздней жизни выступает недифференцированным, расплывчатым, во многом непознанным. Однако некоторые авторы пытались выделить отдельные стадии старения, которые мы рассмотрим ниже.

«Отрезок поздней жизни» можно лишь условно разделить на пожилой возраст, старость и долгожительство. Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения предложило возрастную классификацию, согласно которой пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 75 лет, у женщин – с 55 до 75 лет, семидесяти пятью годами датируется начало старости. Люди старше 90 лет считаются долгожителями. Но это лишь решение проблемы определения биологического возраста. Государство определяет свои рамки для регулятивных целей, например, возраст, когда люди прекращают работать и начинают получать пенсию. Нет четкой характеристики и определения «пожилой человек» 3.

Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. А. Швартц определяет его как «идиосинкратический» (уникальная характеристика личности).

И.С. Кон обращает внимание на то, что возрастные процессы протекают неравномерно и гетерохронно. При этом закон гетерохронности развития универсален и действует как на межличностном, так и на внутриличностном уровне. Межличностная гетерохронность выражается в том, что индивиды созревают и развиваются неравномерно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Внутриличностная гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития4.

Несмотря  на повышение внимания, которое привлекает к себе процесс старения человека, многие вопросы здесь до сих пор остаются неразработанными. Нет еще и точного определения самого понятия старость. Встречаются так же и такие синонимичные определения старости как: пожилой возраст, поздняя взрослость, старческий возраст.

В демографическом энциклопедическом словаре приводится следующее определение: «Старость – биопсихологическое и социально-историческое понятие с условными и меняющимися границами на разных этапах историко-эволюционного развития человечества и в различных эколого-популяционных и социальных группах»

В словаре  С.И.Ожегова  «пожилой», «начинающий стареть», «старость» – период жизни после зрелости, в который происходит ослабление организма, и, наконец «старый» – «достигший старости». Такие определения наводят на мысль, что где-то в нашем подсознании четко зафиксирована норма, мы примерно знаем, как должен выглядеть человек в пожилом или старом возрасте.

В самом  общем виде под старением понимают динамические явления, связанные с  преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными, а старость – достижение некоторого предела этих изменений. Причем эти изменения происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти; на социальном уровне – человек выходит на пенсию, меняется социальный статус, социальные роли, паттерны поведения; наконец, на психологическом, когда человек осознает происходящие изменения и приспосабливается к ним.

Как считает С. де Бовуар, в первую очередь старость это биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическими изменениями. Многие исследователи рассматривают старость как совокупность потерь или утрат – экономических, социальных, индивидуальных, которые могут означать потерю автономии в этот период жизни. С другой стороны, это своего рода кульминационный момент аккумуляции опыта и знаний, интеллекта и личностного потенциала пожилых людей5.

До  сих пор не существует общей теории старения, которая была бы приемлема для психологов. Все существующие теории являются не более, чем «микротеориями», объясняющими не процесс старения в целом, а только какие-либо его аспекты и уровни. В. Биррен считает, что современная психология старения кажется лишь коллекцией концепций и теорий.

В обыденном  сознании и системе ценностей западного человека биологическая интерпретация проблемы старения оказывается единственной или, по крайней мере, доминирующей. С этой точки зрения индивид рассматривается, главным образом, как субъект репродукции: реализовав эту функцию, он становится обременительным для своего биологического вида. Такой подход практически не оставляет места моральному аспекту проблемы старости. Существующие попытки общества облегчить пожилым заключительный этап их жизни слишком рациональны, они исчерпываются такими мерами, как пенсионное законодательство, медицинские услуги, дома престарелых и т.п. 6.

  Хотелось бы добавить, что эта  стратегия характерна и для  социальной политики нашего государства в настоящее время, причем уровень социального обслуживания пожилых у нас на порядок ниже, чем в других развитых странах.

Исключительно биологическое или исключительно  социальное определение старения – это узкий подход к самому процессу старения.

Шрутц и Биррен предложили рассматривать  старение как процесс, состоящий из трех компонентов. Процесс биологического старения, который ведет к возрастанию уязвимости организма и высокой вероятности смерти, они определили как senescing (от senescence – старение). Наравне с ним происходят изменения в социальных ролях, что влечет за собой изменение паттернов поведения и изменения социального статуса. Этот вид старения определен как eldering (от elder – старые люди, старшие). К этим двум процессам можно добавить психологическое старение, называемое geronting (от gerontology – учение о старости, геронтология). Этот процесс соответствует выбору адаптации к процессам старения, принятию решений и стратегий справляться с трудностями7.

Таким образом, старение – это результат  ограничения механизмов саморегуляции, снижения их потенциальных возможностей при первичных изменениях в регулировании генетического аппарата. Старение – внутренне противоречивый процесс, в ходе которого возникают не только нарушения обмена и функций. Существование биологического вида можно рассматривать как непрерывный и достаточно длительный процесс, а существование представителя данного биологического вида, как временный, ограниченный определенными условиями. В этом отношении существование человека как биологического вида ничем не отличается от существования других биологических видов, скорость роста, популяции которых в большой степени зависит от скорости обновления составляющих данный вид биологических особей. Вместе с тем особенность человека как биологического вида состоит в том, что помимо передачи определенных репрезентативных свойств, человек (Homo sapiens) передает не просто биологическую информацию для выживания данного вида, но и информацию, связанную с культурно-социальными свойствами существования данного вида. Эта особенность человека, в отличие от других биологических видов, существующих на Земле, предопределяет особую специфику процесса старения, где параллельно с отмиранием определенных биологически необходимых для существования факторов концентрируется набор социокультурных свойств, которые компенсируют, а подчас и определяют само существование биологического экземпляра.

О том, что познание старости есть долгий, сложный, мучительный процесс, писал семидесятилетний Дж. Холл – один из первых исследователей социально-психологических аспектов старости и основоположник нового междисциплинарного комплекса знаний, который в середине 50-х годов оформился в самостоятельную науку – социальную геронтологию. Если биологический подход акцентирует физиологическую сторону старости, психологический – мыслительные и психические аспекты старения, то социальная геронтология изучает старость в социальном контексте в трех направлениях:

Информация о работе Практическая деятельность социальных служб в аспекте работы с пожилыми людьми