Юридические лица, как субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Наряду с гражданами субъ¬ектами гражданского права являются также юридические лица — осо¬бые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке.
Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.

Содержание

Введение
1.Понятие и виды субъектов административного права и его правовой статус.
2.Понятие и признаки юридического лица.
3.Юридические лица, как субъекты административного права.

Работа содержит 1 файл

Контрольная администр. право.doc

— 84.50 Кб (Скачать)
 

      Федеральное агентство по образованию

      Государственное образовательное  учреждение

      Высшее  профессиональное образование

      Кубанский государственный  университет

      Филиал  в г. Горячий Ключ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

      по  дисциплине: «Административное право»

      на  тему: «Юридические лица, как субъекты административного права» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                Выполнила: студентка 4 курса

                                                               ОЗО факультета управления и                   психологии группы 405                      Квития Е.В.

                                                              Проверил: Дмитриев О.В. 
 
 
 
 

      г. Горячий Ключ

      2009 г. 
 
 
 

С О Д  Е Р Ж А Н И Е 

Введение 

1.Понятие и  виды субъектов административного  права и его правовой статус. 

2.Понятие и  признаки юридического лица. 

3.Юридические лица, как субъекты административного права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются также юридические лица — особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке.

      Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.

      Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

      Так, уже во II—I в. до н.э. юристами Римской республики обсуждалась идея существования организаций (союзов), обладающих нераздельным, обособленным имуществом (частные корпорации: коллегии), выступающих в гражданском обороте от собственного имени (городские общины), существование которых в принципе не зависит от изменений в составе их участников. Само понятие “юридическое лицо” было неизвестно римским юристам, и его сущность ими не исследовалась, но идеей расширить круг субъектов частного права за счет особых организаций, союзов граждан мы, несомненно, обязаны римскому праву.

        Бурное развитие экономики середины — конца XIX века дало мощный импульс развитию учения о юридических лицах. Появились оригинальные исследования проблем юридических лиц таких авторов, как Савиньи, Иеринг, Гирке, Дерябург, Саллейль и других, преимущественно немецких и французских цивилистов, которые заложили основы современного понимания этого института.

      В XX веке значение института юридического лица еще более возрастает вследствие усложнения инфраструктуры и интернационализации предпринимательской деятельности, расширения государственного вмешательства в экономику, появления новых информационных технологий. Соответственно этому резко увеличивается объем законодательства о юридических лицах и, отчасти, повышается его качество. Наука гражданского права относит к числу центральных проблемы теории юридического лица, совершенствования и практического применения этого института.

      Какие же цели преследует законодательное регулирование статуса юридических лиц сегодня? Ответ на этот вопрос ясен из анализа тех функций, которые выполняет институт юридического лица":

      1) Оформление коллективных интересов. Институт юридического лица определенным образом организует, упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю в волю организации в целом, позволяя ей выступать в гражданском обороте от собственного имени.

      2) Объединение капиталов. Юридическое лицо, в особенности такая его разновидность, как акционерное общество, является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, без чего немыслима крупномасштабная предпринимательская деятельность.

      3) Ограничение предпринимательского риска. Конструкция юридического лица позволяет ограничить имущественный риск участника суммой вклада в капитал конкретного предприятия.

      4) Управление капиталом. Институт юридического лица создает основания для более гибкого использования капитала, принадлежащего

      одному  лицу (в том числе — государству), в различных сферах предпринимательской деятельности. Отлаженное законодательство о юридических лицах (прежде всего — акционерное законодательство), ценных бумагах и биржах служит одним из средств управления капиталами в масштабах всей страны и поэтому является мощным фактором саморегулирования, самоорганизации рыночной экономики, способствует интернационализации хозяйственной жизни. 

1.Понятие  и виды субъектов  административного  права и его  правовой статус. 

Понятие субъекта административного  права            Субъект  права  в  любой  отрасли  права - это обладательноситель определенных     прав    и   обязанностей  ,   которыми   он   наделен   в   связи   с необходимостью    реализации      своих      жизненных      потребностей  , полномочий , возложенных   на   него  правовым   актом   ,  участием   в    жизни   общества , коллектива ,   государства.        В административном    праве    нормы    реализуются    гражданами,  их объединениями , государственными  органами и т.д. ,  которые и являются в   этом   случае   субъектами   административного   права ,  носителями конкретных  прав и обязанностей.     Полномочия,    которыми     наделены     субъекты     административного права,  имеют определенные  особенности  по  своему  характеру,  объему,  формам выражения.      Полномочия    субъектов     административного    права     могут  выражать  право    гражданина   на    получение     высшего    образования  или  занятия  предпринимательской  деятельностью  или  только  обязанности , например , обязанность  граждан   и   организаций   блюсти   правила   общественного  порядка  ,  благоустройства , являться  в  правоохранительные  органы  по их вызову  и  т.д. Есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например, право обучаться в образовательном  учреждении  и  обязанность  получить  там  определяемый государством  обязательный  минимум  образования . Полномочия, которыми наделен  субъект  административного  права , предоставляются  ему  в  одних случаях  по    его  желанию , например , гражданин  обращается  с  заявлением  в государственный орган , в  другом  случае -  вопреки  его  желанию ,  например , лицо  при   привлечении  его  к  административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания, имея  при этом определенные  права  и  обязанности, в том числе по принудительному исполнению. Права  и обязанности субъекта  административного  права  образуют его правовой статус.       

       Правовой  статус - категория комплексная, отражающая  взаимоотношения личности и общества , гражданина  и государства , индивида  и  коллектива.       Правовой статус субъекта административного права образуют нормы общие для всех  субъектов, например , нормы о праве обращения субъектов в государственные   и иные  органы   с заявлениями , жалобами , предложениями . Наряду с общими нормами , правовой статус субъекта административного права объединяет  значительное  число   норм ,  которые  реализуются  только  данным субъектом ,  например , правила    учреждения   общественных   объединений , закрепленные   в   законодательстве  ,  адресованы   только   этим   субъектам административного   права . В зависимости от  вида  и объема  полномочий субъекты  административного права делятся на  группы  и виды.      Поэтому целесообразно с точки зрения практики правового регулирования и изучения данной проблемы  классифицировать субъекты административго права на группы, каждая из которых имеет свой административно- правовой статус. Субъекты административного права разделяются  на две группы : физические лица и организации . В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса , так и в наборе полномочий субъектов - многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот , например, право жалобы, право и обязанность иметь Устав  организации .    Физические лица , как субъекты административного права , категория родовая и охватывает четыре вида субъектов: личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). За основу выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица : у гражданина Российской Федерации один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего на территории РФ , иной объем , у иностранного гражданина на территории РФ - третий.     Организации как субъекты административного права , так же должны быть  разделены на виды и группы.      В первую очередь все организации следует разделить на государственные и не государственные .       Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством , базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти , исполнительной власти и другие ), государственные   предприятия и учреждения ( образовательные , научные  , учреждения культуры и другие ).        Организации не государственные не выполняют государственных задач и функций , хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им не управляются ,  профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан , кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация  не государственных организаций проводится  по их целям , форме собственности , территориальным масштабам деятельности .       Для системы министерства внутренних дел, как государственной системы, характерно наличие в ней субъектов административного права в виде государственных организаций . Но законодательство допускает участие личного состава и в организациях не государственных , например, в профсоюзах , спортивных организациях и других . 

2.Понятие  и признаки юридического лица. 

      Итак, любая организация, имеющая статус юридического лица, должна обладать определенными  признаками. Первым признаком юридического лица я думаю обозначить его  организационное единство. Оно состоит в том, что искусственное соединение лиц обладающих общим интересом или иначе организация, как одно лицо (субъект права), как единое целое способное решать определенные задачи должна иметь четкую внутреннюю структуру, а так же органы управления и соответствующие структурные подразделения для выполнения своих функций (их деятельность должна быть подчинена общему руководящему органу). Организационное единство юридического лица определяется действующим законодательством и должно быть закреплено учредительными документами (устав, учредительный договор). В уставе обязательно определяются – наименование организации, предмет и цели деятельности, его место нахождения, органы управления и контроля, их компетенция, порядок образования и расходования имущества, условия реорганизации и прекращения его деятельности. Здесь следует отметить что, в уставах предприятий (организаций) могут быть предусмотрены и другие пункты, в соответствии с особенностями их деятельности, но в любом случае они не должны противоречить закону. 

      Следующим признаком юридического лица можно  назвать наличие у него обособленного имущества, т.к.  имущество предприятия (организации) всегда отделено от имущества его учредителей и участников. В законе, в самом понятии юридического лица определяется наличие у него « … в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении» обособленного имущества которым оно отвечает по своим обязательствам. « В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а так же финансируемые собственником учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации союзы)». Здесь следует еще заметить, что наличие обособленного имущества выражается в самостоятельном балансе организации, на котором числится закрепленное за ней имущество.   

Информация о работе Юридические лица, как субъекты административного права