Юридическая служба федерального органа исполнительной власти: понятие, задачи, функции, права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:13, реферат

Описание работы

Юридическая служба федерального органа исполнительной власти создана для правового обеспечения его деятельности. Юридическая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, территориальными органами федерального органа исполнительной власти, а также организациями, входящими в систему этого федерального органа.

Работа содержит 1 файл

титульник.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

4. Юридическая служба  федерального органа  исполнительной власти: понятие, задачи, функции, права

     Юридическая служба федерального органа исполнительной власти создана для правового обеспечения его деятельности. Юридическая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, территориальными органами федерального органа исполнительной власти, а также организациями, входящими в систему этого федерального органа.

     Юридическая служба руководствуется в своей  деятельности Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, НПА федеральных органов исполнительной власти.

     Задачи:

    1. правовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти,
    2. осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства РФ, регулирующего вопросы, входящие в компетенцию федерального органа исполнительной власти,
    3. улучшение качества проектов НПА.

     Юридическая служба организуется в виде самостоятельного структурного подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти (департамент, главное управление, управление, отдел) и возглавляется  руководителем (начальником), назначаемым на должность и освобождаемым от должности в установленном порядке.

     Структура юридической службы и штатная  численность работников определяются руководителем федерального органа исполнительной власти.

     Юридическая служба подчиняется непосредственно руководителю федерального органа исполнительной власти.

     Руководитель (начальник) юридической службы должен иметь высшее юридическое образование  и соответствовать требованиям, установленным законодательством  РФ.

     Функции:

    1. подготавливает либо участвует в подготовке (анализирует, осуществляет правовую экспертизу) проектов федеральных законов, а также указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, других НПА, разрабатываемых федеральным органом исполнительной власти;
    2. проводит правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, постановлений, распоряжений и других нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;
    3. подготавливает самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями предложения об изменении или отмене (признании утратившими силу) приказов и других нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;
    4. подготавливает самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями заключения по проектам нормативных правовых актов, поступающим в федеральный орган исполнительной власти;
    5. визирует проекты нормативных правовых актов и заключения, представляемые на подпись руководителю федерального органа исполнительной власти;
    6. принимает участие в разработке предложений по совершенствованию государственного управления в сфере деятельности федерального органа исполнительной власти и по уточнению полномочий федерального органа исполнительной власти;
    7. обобщает совместно с другими структурными подразделениями практику применения законодательства РФ, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение руководителя федерального органа исполнительной власти;
    8. участвует в подготовке проектов международных договоров, по поручению руководителя федерального органа исполнительной власти проводит правовую экспертизу проектов международных договоров;
    9. участвует в проводимой структурными подразделениями работе по отбору и направлению нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти на государственную регистрацию в Министерство юстиции РФ;
    10. представляет в установленном порядке интересы федерального органа исполнительной власти в судах и других органах;
    11. осуществляет систематизированный учет и хранение нормативных правовых актов; 
      м) осуществляет методическое руководство правовой работой территориальных органов федерального органа исполнительной власти и организаций, входящих в систему этого федерального органа;
    12. оказывает работникам федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и организаций, входящих в систему этого федерального органа, правовое содействие по вопросам, относящимся к компетенции федерального органа исполнительной власти;
    13. подготавливает для руководства федерального органа исполнительной власти справочные материалы по законодательству;
    14. редактирует проекты НПА;
    15. подготавливает для издания сборники и собрания нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию федерального органа исполнительной власти;
    16. осуществляет иные функции в соответствии с положением о юридической службе конкретного федерального органа исполнительной власти и иными актами этого федерального органа.
    17. Юридическая служба имеет право:
    18. запрашивать у структурных подразделений и территориальных органов федерального органа исполнительной власти, а также организаций, входящих в систему этого федерального органа, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, справки и другие документы, необходимые для выполнения своих обязанностей;
    19. привлекать с согласия руководителей структурных подразделений федерального органа исполнительной власти работников этих подразделений для подготовки проектов нормативных правовых актов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых юридической службой в соответствии с возложенными на нее функциями;
    20. осуществлять иные права, предусмотренные законодательством РФ.

     Руководитель (начальник) юридической службы вправе принимать участие в совещаниях, проводимых руководством федерального органа исполнительной власти, при обсуждении на них вопросов, касающихся практики применения законодательства РФ и иных участков правовой работы. Руководитель (начальник) и другие сотрудники юридической службы несут персональную ответственность за соответствие визируемых ими проектов нормативных правовых актов законодательству РФ. Руководитель (начальник) юридической службы, обнаруживший нарушение законности в работе федерального органа исполнительной власти, обязан доложить об этом руководителю федерального органа исполнительной власти.

     Возложение  на юридическую службу функций, не относящихся  к правовой работе, не допускается.

    5.Правовая основа и процедура взаимодействия Администрации Президента РФ с палатами Федерального собрания РФ в законотворческом процессе

    1. Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства. Это выражается, в частности, в подготовке законопроектов для внесения их Президентом в Госдуму в порядке законодательной инициативы.
    2. подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;
    3. подготовка предложений о подписании Президентом Российской Федерации федеральных законов либо об их отклонении;
    4. подготовка материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и для его программных выступлений

     Президент РФ обращается к ФС РФ с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (ст. 84 КРФ). В послании Президента РФ обычно обобщаются итоги за прошедший год и формулируются цели и задачи, которые, по мнению главы государства, следует взять как ориентиры в деятельности всем государственным органам.

     Полномочия  и процедуры взаимодействия Президента РФ и палат ФС РФ при осуществлении законодательного процесса конкретизированы в Положении о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утвержденном Указом Президента РФ от 13 апр. 1996 и регламентах палат ФС РФ.

     Президент подписывает и обнародует законы о поправках к Конституции  РФ, федеральные конституционные  законы, федеральные законы.

     Президент вправе распустить ГД в случае, если она выразила недоверие Правительству  РФ, а Президент РФ не согласился с ее решением, и ГД в течение 3 месяцев повторно выразила недоверие Правительству РФ (ст. 117 Конституции РФ). Кроме того, роспуск ГД возможен, если Председатель Правительства РФ поставил перед ГД вопрос о доверии Правительству РФ и ГД отказала Правительству РФ в доверии, а Президент РФ предпочитает распустить ГД, нежели отправить Правительство РФ в отставку (ст.  117 Конституции РФ). Роспуск ГД возможен также после трехкратного отклонения палатой представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ст. 111 Конституции РФ).

     ГД  наделена полномочием по выдвижению обвинения против Президента РФ для  отрешения его от должности, а  СФ — полномочием по отрешению Президента РФ от должности (соответственно ст. 103, 102 Конституции РФ). 

6. Правовая основа  и процедура взаимодействия  Правительства РФ  с палатами Федерального  собрания РФ в  законотворческом  процессе.

Конституция РФ предполагает взаимодействие Федерального Собрания и Правительства:

во-первых. Правительство  является одним из субъектов законодательной инициативы (ст. 104);

во-вторых, оно дает заключения по законопроектам, которые  вносятся в Государственную Думу другими субъектами права законодательной  инициативы и в соответствии с  Конституцией РФ не могут быть внесены  без заключения Правительства, в том числе, по законопроектам, вносимым Президентом (ч. 3 ст. 104);

в-третьих, Правительство  вправе вносить в Государственную  Думу в соответствии с ее Регламентом  поправки к находящимся на рассмотрении Государственной Думы законопроектам;

в-четвертых, оно может  направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых  палатами федеральных законах и  законопроектах (абз. 6 ст. 36 Федерального конституционного закона “О Правительстве  Российской Федерации”), и именно Правительство организует исполнение законов, принимаемых парламентом (ст. 4 того же Закона).

     Во  взаимодействии Федерального Собрания и Правительства используются различные  парламентские процедуры и вводятся институты, способствующие участию  Правительства в законопроектной деятельности Федерального Собрания. Их основу составляет Конституция (ст. 94, 101-104, 106), Федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации”. Подробно процедуры контактов палат Федерального Собрания с Правительством определены в регламентах Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ и других актах.

Полномочное представительство  Правительства в Федеральном  Собрании действует в составе  полномочного представителя Правительства  в Государственной Думе Федерального Собрания, полномочного представителя Правительства в Совете Федерации Федерального Собрания, ответственного секретаря Представительства, статс-секретарей — заместителей (первых заместителей) руководителей федеральных органов исполнительной власти и иных лиц, включенных в его состав Правительством РФ.

Общее руководство  Представительством и координацию  участия федеральных органов  исполнительной власти в законопроектной  деятельности осуществляет Руководитель Аппарата Правительства РФ.

Представительство является постоянно действующим органом, образованным с целью совершенствования законопроектной деятельности Правительства, обеспечения его взаимодействия с палатами Федерального Собрания, субъектами права законодательной инициативы, а также координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере законопроектных работ.

формирование законопроектных  планов и программ, разработка предложений  по основным направлениям и приоритетам  законодательных инициатив Правительства  Российской Федерации;

создание пакетов законопроектов, в комплексе регулирующих соответствующие социально-экономические отношения;

анализ хода подготовки проектов законодательных актов, вносимых Правительством РФ в Государственную  Думу;

разработка предложений  и рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки законопроектов и механизмов использования Правительством права законодательной инициативы;

организация комплексной  оценки социально-экономических последствий  принятия намечаемых к разработке законопроектов, а также анализа результатов реализации принятых законов.

Важная роль Правительства  как участника законодательного процесса выражается в его работе по подготовке заключений на законопроекты в соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции РФ. Правительство дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Предоставление заключения Правительства — обязательное условие  внесения законопроекта субъектом  законодательной инициативы в соответствии с указанной статьей Конституции (ст. 105 Регламента Государственной Думы). Заключение Правительства направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство. По согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлен (абз. 5 ст. 36 Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации”).

     7. Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности: основные задачи, полномочия

Комиссия Правительства  Российской Федерации по законопроектной  деятельности образована в целях  обеспечения законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации  и его взаимодействия с палатами Федерального Собрания Российской Федерации. 

Задачи:

  1. совершенствование законопроектной деятельности Правительства РФ
  2. повышение качества законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере деятельности.
  3. формирование позиции Правительства по законопроектам и законам, рассматриваемым палатами Федерального Собрания России
  4. организация взаимодействия в законодательном процессе Правительства Российской Федерации с другими субъектами права законодательной инициативы, а также обеспечение их участия в работе по формированию планов и программ законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
  5. оказание субъектам Российской Федерации содействия по вопросам законотворческой деятельности

     Полномочия:

а) рассматривает  концепции развития законодательства Российской Федерации, вносит предложения  о приоритетных направлениях научно-исследовательских  работ в законопроектной сфере, выполняемых по заданию Правительства Российской Федерации;

б) рассматривает  проекты планов законопроектной  деятельности Правительства Российской Федерации, рассматривает и утверждает планы подготовки законопроектов, разработка которых предусмотрена федеральными конституционными законами и федеральными законами, и обеспечивает согласованность действий федеральных органов исполнительной власти по их реализации;

в) рассматривает  и утверждает концепции и технические  задания на разработку законопроектов;

г) заслушивает отчеты о ходе выполнения федеральными министерствами текущих планов законопроектных работ;

д) разрабатывает  предложения и рекомендации по совершенствованию  порядка реализации Правительством Российской Федерации права законодательной  инициативы;

е) вносит предложения  о приоритетных направлениях участия  Правительства Российской Федерации  в законодательной деятельности, рассматривает ход подготовки проектов законодательных актов, вносимых Правительством Российской Федерации в Государственную  Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

Информация о работе Юридическая служба федерального органа исполнительной власти: понятие, задачи, функции, права