Характеристика теорий происхождения права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 23:09, контрольная работа

Описание работы

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных бла

Содержание

Понятие, признаки и функции права………………………………5
Существенные признаки права…………………………………..5
Функции права…………………………………………………….6
Теории происхождения права………………………………………8
Теологическая или божественная теория………………………..8
Патриархальная теория…………………………………………...13
Договорная теория………………………………………………...14
Теория насилия……………………………………………………17
Психологическая теория………………………………………….18
Расовая теория…………………………………………………….19
Материалистическая (классовая)теория…………………………21

Работа содержит 1 файл

Правоведение.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВГОРОДСКИЙ  ФИЛИАЛ

ГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

Заочное отделение 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  курсу: «Правоведение»

на  тему: «Характеристика теорий происхождения права» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                               Работу выполнил           

                                                                                                                студент гр. З.09.4мо                    

Бажина  Дарья Сергеевна

                                                                                                            

                                                                                                           Проверил преподаватель:

  Рябов Антон Александрович 
 
 
 
 
 
 
 

Великий Новгород

2010 г.

Рецензия

 

Содержание

Введение……………………………………………………………..4

Понятие, признаки и функции  права………………………………5

   Существенные признаки права…………………………………..5

   Функции  права…………………………………………………….6

Теории  происхождения права………………………………………8

   Теологическая или божественная теория………………………..8

   Патриархальная теория…………………………………………...13

   Договорная теория………………………………………………...14

   Теория насилия……………………………………………………17

   Психологическая теория………………………………………….18

   Расовая теория…………………………………………………….19

   Материалистическая (классовая)теория…………………………21

Заключение ………………………………………………………….23

Список использованной литературы………………………………25 
Введение

    Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

    Изучение  процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции - основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

 

Понятие, признаки и функции  права

     Юристы, безусловно, могут иметь противоречивые представления относительно природы права. Но это различие мнений не является препятствием для его существования и развития.

Право - единая система норм (правил), обязательная для всех членов общества. Право, в узком значении — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право).

Существенные  признаки права.

 

     Одним из определяющих признаков, свойств  права является нормативность. Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила обращены к населению всей страны, всему обществу, ставшие типичными. Нормативность права носит общеобязательный характер, что выделяет право из других норм социального поведения. Право обязательно санкционируется (или устанавливается) государством. Также можно выделить следующие признаки права: гарантированную возможность государственного принуждения, формальную определённость, системность, публичность (соответствие в целом моральным взглядам общества).        

Функции права

         Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей.

     Право прежде всего выполняет регулятивную и охранительную функции. Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор. Регулятивная функция права воплощена в Конституции РФ. Охранительная функция заключается в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей. Охранительная функция воплощена в УК РФ.

Политическая  функция - право является регулятором, организующим политическую систему общества, устанавливает правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.

Воспитательная  функция – формирует политико-правовую культуру и политико-правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.

Теоретическая функция – выражается в её способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.

Методологическая  функция – оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета права.

Идеологическая  функция – воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось как общественное отношение или как правовое отношение.

     Есть  еще одна точка зрения на функции  права. По мнению американского юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция  права состоит в социальном контроле поведения людей в обществе. Правовая система рассматривается как часть системы социального контроля.

     Другая  функция – урегулирование спорных вопросов, конфликтов. Следующая – перераспределение между людьми товаров и услуг. Функция социального охранения состоит в том, что право можно рассматривать как мускулы и скелет общества. Закон защищает право каждого человека.

     Таким образом, право- это совокупность общеобязательных норм, санкционированных государством, и опирающихся в своей реализации на принуждение со стороны государства.

 

Теории  происхождения права

    Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются  государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями  и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:

        - теологическую  (божественную),

        - патриархальную,

        - договорную,

        - насилия,

        - психологическую,

        - расовую,

        - материалистическую (классовую) теории.

Теологическая или божественная теория

Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

    На  рубеже XII - XIII в западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «не от бога».

    Примерно  в тот же период появляется и развивается  учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития права аналогичен процессу сотворения богом мира.

    Религиозные учения о происхождении права  имеют хождение и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем  Риме о том, на возникновение права  решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти. «Что послужило главной причиной упадка римского государства?» - спрашивает римский историк первого века до н. э. Гай Саллюстий Крисп в известной его работе «Заговор Кастилины». И тут же отвечает: «упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам».

    После того пишет Саллюстий, когда «трудом  и справедливостью» возросло Римское государство, когда силою оружия были укрощены великие цари и смирились дикие племена, когда исчез с лица земли Карфаген - соперник Римской державы и «все моря, все земли открылись перед нами, судьба начала свирепствовать и всё перевернула вверх дном». Римляне, которые с лёгкостью и достоинством переносили лишения, опасности и трудности, не выдержали испытания досугом и богатством.

    В начале, подмечает Саллюстий, развивалась  жажда денег, за нею - жажда власти, и «обе стали как бы общим корнем всех бедствий». Так случилось потому, что корыстолюбие сгубило верность, честность и остальные добрые качества. Вместо них «оно выучило высокомерию и жестокости, выучило презирать богов и всё полагать продажным». Честолюбие многих сделало лжецами. Заставило «в сердце таить одно», а вслух говорить другое. Дружбу и вражду оценивать «не по сути вещей, а в согласии с выгодой, о пристойной наружности заботиться больше, чем о внутреннем достоинстве».

    Всё сказанное о падении нравов населения  окончательно подорвало моральные основы Римского государства и оно было обречено. Так может случиться с любым государством. Нравы - положительные и отрицательные, добрые и злые - несомненно играют и играли значительную роль в процессе становления и развития государства и права. Важную, но не решающую. Они являются скорее следствием, но не первопричиной, хотя и могут выступать на первый план.

    Как показывает исторический опыт главные  причины возникновения права лежат вовсе не в сфере морали и религии. Они коренятся в области экономики и в социальной жизни людей.

Информация о работе Характеристика теорий происхождения права