Характеристика производства по делам об административных правонарушениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 23:45, контрольная работа

Описание работы

Административное право – это отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Содержание

Стр.


Введение ............................................................................................... 3
1.
Задачи, принципы и общие положения производства по делам об административных правонарушениях……………………………… 4
2.
Участники производства по делам об административных правонарушениях……………………………………………………. 7
3.
Стадии производства по делам об административных правонарушениях……………………………………………………. 11
3.1.
Административное расследование………………………….. 12
3.2.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях. 13
3.3.
Обжалование, опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях………………………. 15
3.4.
Исполнение постановлений………………………………….. 18
Заключение…………………………………………………………… 21
Задачи…...……………………………………………………………. 22
Литература…………………………………………………………… 25

Работа содержит 1 файл

КР по Характеристика производства по делам об административных правонарушениях.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

      Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами  дела, заявлять ходатайства, приносить  жалобу на постановление по делу об административном правонарушении.

      Потерпевший может быть допрошен в качестве свидетеля (КоАП ст. 248).

      Адвокат, участвующий в рассмотрении дела об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами  дела; заявлять ходатайства; по поручению  лица, пригласившего его, приносить  от его имени жалобы на постановление по делу. Полномочия адвоката удостоверяются орденом, выдаваемым юридической консультацией (КоАП ст. 250).

      Законные  представители вправе представлять интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего (КоАП ст. 249).

      Свидетель обязан по вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится  дело, явиться в указанное время, дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и  ответить на поставленные вопросы (КоАП ст. 251).

      Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

      Эксперт вправе:

      а) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

      б) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

      в) с разрешения органа (должностного лица), в производстве которого находится  дело об административном правонарушении, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся  к предмету экспертизы;

      г) присутствовать при рассмотрении дела (КоАП ст. 252).

      Переводчик  обязан явиться по вызову органа (должностного лица) и выполнить полно и точно  порученный ему перевод (КоАП ст.253).

      Кроме того, потерпевшим, свидетелям, экспертам  и переводчикам возмещаются в установленном порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

      За  лицами, вызываемыми в качестве потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков, сохраняется, в установленном порядке, заработок по месту их работы за время их отсутствия в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении (КоАП ст. 254). 
 
 
 
 
 

  1. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
 

      Производство  по делам об административных правонарушениях  предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных стадиях. На каждой стадии совершаются определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели производства. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия.

      Стадии органично связаны между собой: последующая, как правило, начинается лишь после того, как закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.

      Производство  состоит из четырех частей (стадий):

      а) возбуждение дела об административном правонарушении;

      б) рассмотрение дела;

      в) пересмотр постановления;

      г) исполнение постановления.

      На  первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка, данные о виновном и составляется протокол. На второй - компетентный орган рассматривает дело и принимает постановление. На третьей – факультативной – стадии постановление пересматривается по жалобе гражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. На четвертой – реализуется принятое постановление.

      На  каждой стадии существуют этапы –  группы взаимосвязанных действий. Схематически система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях  может быть представлена так:

  1. Возбуждение дела об административном правонарушении:

      а) возбуждение дела;

      б) установление фактических обстоятельств;

      в) процессуальное оформление результатов  расследования;

      г) направление материалов для рассмотрения по подведомственности.

  1. Рассмотрение дела:

      а) подготовка дела к рассмотрению и слушанию;

      б) анализ собранных материалов, обстоятельств  дела;

      в) принятие постановления;

      г) доведение постановления до сведения.

  1. Пересмотр постановления:

      а) обжалование, опротестование постановления;

      б) проверка законности постановления;

      в) вынесение решения;

      г) реализация решения.

  1. Исполнение постановления:

      а) обращение постановления к исполнению;

      б) фактическое исполнение;

      в) окончание исполнения (дела).

3. 1. Возбуждение дела об административном правонарушении

 

      Основанием  возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного нарушения.

      Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного  расследования принимается должностным  лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится это дело, этот срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом не более чем на один месяц, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа до шести месяцев.

      В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного проступка, которые можно разделить на три группы. Первую составляют обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава проступка. В другую группу входят обстоятельства, находящиеся за рамками состава нарушения, но имеющие значение для определения вида и размера взыскания. Одна из задач административного производства заключается в выявлении причин и условий, способствующих совершению нарушений, их предупреждении (третья группа).

      Дело  об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.

      Протокол  не составляется также в случаях, если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора (КоАП ст. 237).

      Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных правонарушениях  является направление материалов расследования  на рассмотрение.

  1. 2. Рассмотрение дел  об административных  правонарушениях
 

        Рассмотрение дел об административных  правонарушениях – центральная  стадия, в рамках которой проявляются  важнейшие черты, свойственные  юрисдикционной административно  - процессуальной деятельности.

      Судья, орган, должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административном правонарушении, осуществляет подготовку к рассмотрению. При этом они решают вопросы важного юридического значения, а именно: 1) относится ли данное дело к их компетенции; 2)имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3)правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие предусмотренные законодательством протоколы, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы (ст.29.1 КоАП РФ).

      При этом учитывается, что данное дело не может рассматриваться в случаях  родственных связей между участниками  производства либо наличия личной, прямой или косвенной заинтересованности в решении дела судьи или должностного лица, рассматривающего дело. При наличии этих обстоятельств они обязаны заявить самоотвод, а другие участники производства вправе заявить отвод этим официальным лицам (ТК РФ ст.316, 319).

      В процессе рассмотрения дела важное значение имеют анализ и оценка фактической ситуации (деяния), выбор и анализ правовой нормы и принятие постановления. Анализируя ситуацию, субъект административной юрисдикции определяет характер совершенного деяния, степень виновности деликвента, оценивает все доказательства; он обязан внимательно разобраться в существе дела, принять меры для объективного разрешения вопроса. Объективная истина по делу устанавливается на основании представленных материалов, а также в соответствии с данными, полученными в ходе слушания дела.

      По  результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление (о назначении административного  наказания или, в установленных  законом случаях, о прекращении  производства по делу об административном правонарушении) либо определение (о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с федеральным законодательством, а также о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица).

      На  заключительном этапе стадии рассмотрения дела чаще всего совершаются следующие действия: постановление доводится до сведения субъектов производства, имеющих личный интерес в деле, о принятом решении сообщается администрации или общественной организации по месту работы, жительства или учебы виновного, вносятся предложения об устранении причин и условий нарушений.

      Постановление должно быть доведено до сведения лиц  или организаций, которым оно  адресовано. Оно объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия  постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. По просьбе потерпевшего, прокурора ему тоже должна быть выдана такая копия.

    1. Обжалование, опротестование постановлений  по делам об административных правонарушениях
 

      Пересмотр постановлений и решений по делам  об административных правонарушениях по жалобам и протестам прокурора достаточно четко регламентируются статьями главы 30 (ст.30.1-20.11) КоАП РФ.

      Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано наказанным правонарушителем, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитниками и представителями: 1) вынесенное судьей – в вышестоящий суд; 2) вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; 3) вынесенный должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенные иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации – в районный суд по месту рассмотрения дела. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

      Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом  или частным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Информация о работе Характеристика производства по делам об административных правонарушениях