Государственный служащий: понятие, административно-правовой статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 07:41, курсовая работа

Описание работы

В данной работе освещено понятие госслужащего, правовой статус, классификация госслужащих. Таким образом, на основе системного анализа законодательства приводится полная картина правового положения госслужащих. Это поможет выявить существующие пробелы в законодательстве, определить пути дальнейшего реформирования данного важнейшего института в системе государственного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОССЛУЖАЩИХ……………………………………….5
Понятие государственного служащего…………………….5-9
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО……………………………………………………………….…..10
2.1. Права государственного служащего……………………….10-13
2.2. Обязанности государственного служащего……………….13-15
2.3. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой……………………………………………………………………….15-19
2.4. Государственные гарантии при прохождении государственной службы………………………………………………………………………...19-25
2.5. Ответственность государственных служащих……………25-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31-32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….33-34

Работа содержит 1 файл

Готово..doc

— 176.00 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации

    Национальный  Исследовательский Иркутский Государственный Технический Университет

    Заочно - вечерний факультет

    Кафедра государственно-правовых дисциплин 
     
     
     
     

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    ПО  АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ

    «Государственный служащий: понятие, административно-правовой статус» 
     
     
     
     
     
     
     

                                         Выполнила: студентка группы ЮРзу-09-1

                                                               Бартенева Яна Викторовна

                                          Проверил:   к.ю.н., доцент кафедры

                                                               государственно-правовых дисциплин

                                                               Татарников Владимир Германович 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Иркутск-2011г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОССЛУЖАЩИХ……………………………………….5

      1. Понятие государственного служащего…………………….5-9

ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО……………………………………………………………….…..10

                  2.1. Права государственного служащего……………………….10-13

                   2.2. Обязанности государственного служащего……………….13-15

                   2.3. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой……………………………………………………………………….15-19

                   2.4. Государственные гарантии при  прохождении государственной службы………………………………………………………………………...19-25

                   2.5. Ответственность государственных служащих……………25-30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31-32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….33-34

ВВЕДЕНИЕ

   В последнее время, в пору относительной макроэкономической стабильности у власти появилось, наконец, время и средства, для того, чтобы обратить свой взор на проблему реформирования института государственной службы. Данный институт долгое время находился в состоянии стагнации, вынужденного застоя, связанного с тем правовым вакуумом, который сложился в конце прошлого века в нашей стране, пережившей острые политические и, как следствие, социально - экономические потрясения. В начале 90-х годов XX века сложилась такая ситуация, при которой старый административно - командный режим уже изжил себя, а новый, едва зародившийся, еще недостаточно окреп. Государственная служба является неотъемлемой частью государства, ибо благодаря её существованию достигается две цели: осуществляется государственное управление, а также обеспечивается конституционное право каждого гражданина принимать участие в этом управлении. Рассмотрение административно - правового статуса госслужащих, а также их классификация позволит нам более полно понять ту важность данного института для нашего общества и государства, которую трудно переоценить в условиях непрерывно меняющегося времени. Государственная служба - важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль «локомотива» для обеспечения «движения» государственного управления.

   Целью данной работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его административно - правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач: определение понятия государственного служащего; на основе понятия проследить принципы классификации госслужащих; изучение нормативно - правовой базы государственной службы в настоящий момент; определение и оценка всех элементов правового статуса госслужащего; выявление пробелов и недостатков и определение перспектив развития российского законодательства и правоприменительной практики в данной области в XXI веке.

  Посредством изучения нормативно - правовой базы при написании данной курсовой применялись различные общенаучные и частнонаучные методы исследования. Был применен системный подход к рассматриваемой проблеме, анализировалось законодательство о государственной службе, история его развития на современном этапе. На основе формально-юридического метода были даны общее определение и классификация понятий, исследовались их признаки. Использовался сравнительно-правовой метод для выявления общих закономерностей данного правового явления. Применялся исторический метод, который позволил установить, что управленческие отношения, лежащие в основе деятельности государственного аппарата, возникли намного раньше, чем юридические нормы, регулирующие отношения в сфере государственной службы.

   При написании работы также применялись структурно - функциональный, социологический, статистический, логический и сравнительный методы. При написании работы учитывалась диалектика общего, особенного и единичного.

   В ходе написания работы применялись и иные методы исследования.

   В данной работе освещено понятие госслужащего, правовой статус, классификация госслужащих. Таким образом, на основе системного анализа законодательства приводится полная картина правового положения госслужащих. Это поможет выявить существующие пробелы в законодательстве, определить пути дальнейшего реформирования данного важнейшего института в системе государственного управления.

1.ПОНЯТИЕ  ГОСУДАРТСВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И  КЛАСИФИКАЦИЯ ГОССЛУЖАЩИХ

     1.1. Понятие государственного служащего

     Долгое время понятия «служащий» и «государственный служащий» не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин (колхозник), служащий. Стало быть, понятием «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и др. общественных организаций). При этом в повседневной деятельности никто и никогда не пытался выяснить различия между «служащим» и «государственным служащим». Одним словом, эти понятия не имели сколько-нибудь конкретного содержания и потому использовались в значительной мере некорректно.

   Вместе с тем, начиная с конца 50-х годов, в литературе предпринималось немало попыток охарактеризовать понятие «государственный служащий». В конечном итоге все авторы приходили к выводу, что следует различать понятия «государственный служащий» в широком и узком смыслах слова.

Если  строго следовать положениям Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»1, то государственный служащий - это лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а также получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ. Несколько иное определение государственного служащего дает Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»2: гражданский служащий - это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность, где на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

   Между государственным служащим и государством (государственным органом) на определенном этапе возникает конкретное государственно-служебное правоотношение, характеризующееся наличием взаимных прав, обязанностей, ограничений и запретов, ответственности и других атрибутов правового статуса государственного служащего.

   Федеральный государственный служащий является гражданином, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получает денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственным гражданским служащим субъекта РФ считается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. В предусмотренных федеральным законом случаях государственный гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет федерального бюджета.

   Российская Федерация является нанимателем федерального государственного служащего, а соответствующий субъект РФ - нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ.

В узком  понимании государственный служащий - это лицо, занимающее должность государственной службы, т. е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание). Функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).

   Итак, понятие «государственный служащий» можно определить следующими признаками:

  1. Государственный служащий - это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор,3 согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства. А государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.
  1. Государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе, т.е. положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы.
  1. Государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Должности государственной службы могут занимать только государственные служащие.
  1. Государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.
  1. Государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).
  1. Государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.
  1. Деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.

   Совокупность упомянутых признаков позволяет сформулировать следующее определение. «Государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно- властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус»4.

Информация о работе Государственный служащий: понятие, административно-правовой статус