Государственный надзор за безопасностью дорожного движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение тенденции правового регулирования государственного надзора и системы надзорных органов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Разработка перспективных направлений организации административного надзора в условиях построения правового государства и развития рыночных отношений.
Задачи определения объекта государственного надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В предмет работы входят: содержание государственного надзора; система субъектов, осуществляющих государственный надзор в рассматриваемой сфере; деятельность Государственной автомобильной инспекции как органа, занимающего исключительное положение в данной системе государственных органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Раздел 1 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения как способ обеспечения законности………………………………………………..5
Раздел 2 ГАИ как субъект осуществления надзора за безопасностью дорожного движения ………………………………………………………………11
2.1. Полномочия и задачи Госавтоинспекции
2.2. Меры наказания Госавтоинспекции к нарушителям………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….25

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 127.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Экономико-правовой факультет

в г. Симферополе

 

 

 

 

Кафедра отраслевых юридических дисциплин             

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по административному праву

на тему:

Государственный надзор за безопасностью дорожного движения

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       студентки 2-го курса

                                                                       вечерней формы обучения

    Марковой Екатерины Сергеевны

 

 

             

              Научный преподаватель:

              к. ю. н., доцент кафедры                  

                                                                          отраслевых юридических дисциплин

Панова Наталья Сергеевна

 

 

 

 

 

 

Симферополь 2009

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

Раздел 1    Государственный надзор за безопасностью дорожного движения как способ обеспечения законности………………………………………………..5

Раздел 2  ГАИ как субъект осуществления надзора за безопасностью дорожного движения ………………………………………………………………11

2.1. Полномочия и задачи Госавтоинспекции

2.2. Меры наказания Госавтоинспекции к нарушителям………………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Актуальность темы обусловлена тем, что автомобилизация является важной составной частью прогресса общества. Роль автомобильного транспорта в современном мире имеет огромное значение для удовлетворения как экономических, так и социальных потребностей населения. Без автотранспортных средств невозможна работа промышленных предприятий, сельскохозяйственное производство, торговля, медицинское, бытовое и иные обслуживания населения. Без них стали не мыслимы перевозки,  отдых и общения людей. Развития транспорта во всех странах мира оказала огромное влияние, даже можно сказать, послужило толчком развитию экономики в целом.

   Однако процесс автомобилизации имеет негативные стороны. Хозяйству страны ежегодно наносится материальный ущерб в сотни миллионов гривен. Невозможно подсчитать ущерб, причиняемой гибели людей в трудоспособном возрасте, и, тем более, моральный вред. Безопасность дорожного движения стало серьезной государственной проблемой, имеющей огромное социальное политическое значение. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что проблема может быть решена только на государственном уровне. Сложившееся положение с аварийностью обусловливается отставанием дорожного строительства от темпов автомобилизации страны, низким качеством дорог, не достаточным их оснащением техническими средствами регулированием, конструктивными недостатками транспортных средств, плохой подготовкой водительских кадров и многими другими факторами. Процессы, происходящие в нашем обществе, лишь обострили эти причины,  но не породили их. Они складывались и усугублялись годами, в условиях господства административных методов управления деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения, фактического отсутствия ответственности и реальной заинтересованности министерств, ведомств, организации, предприятий, местных органов в снижении числа дорожно-транспортных происшествий.

      Целью данной работы является изучение тенденции правового регулирования государственного надзора и системы надзорных органов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Разработка перспективных направлений организации административного надзора в условиях построения правового государства и развития рыночных отношений.

   Задачи определения объекта государственного надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

     В предмет работы входят: содержание государственного надзора; система субъектов, осуществляющих государственный надзор в рассматриваемой сфере; деятельность Государственной автомобильной инспекции как органа, занимающего исключительное положение в данной системе государственных органов.

     Методологической основой данной курсовой работы является совокупность методов научного познания структурный, логический, функциональный, системный.

   На наш взгляд тема особенно актуальна в наше время, так как безопасность дорожного движения стало серьезной государственной проблемой, имеющей огромное социальное и политическое значение. Проблема предотвращения ДТП является комплексной требующей для своего решения совместных усилий министерств, ведомств, других государственных органов, многих предприятий и организаций.

      Структура работы состоит из: введения, двух разделов, подразделов, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

                                                                                                                                                                       Раздел 1. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения как способ обеспечения законности.

 

   Административный надзор является одним из важнейших способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
     В советской энциклопедическом словаре под редакцией А.М.Прохорова дается следующее понятие «Административный надзор – деятельность органов государственного управления по контролю за соблюдением организациями, должностными лицами и гражданами установленных государством правил в отдельных областях управления»1. Если обратиться к филологическому толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, то выясняется: «контроль» - учет, проверка счетов, отчетности; «надзор» - деятельность по присмотру, наблюдению. «Контроль» - наблюдение, надсмотр за чем-либо с целью проверки; «надзор» - деятельность по наблюдению, присмотру, сопряженная ответственностью за его ведением. «Контроль» - проверка деятельности кого-либо, чего-либо и наблюдение с целью проверки ; «надзор» - наблюдение с целью присмотра, проверки. На наш взгляд, видно явное смысловое совпадение, в первом и во втором случае речь идет о наблюдении за чем-либо и наблюдение с целью проверки; «надзор» - наблюдение с целью присмотра, проверки.2 На наш взгляд видно явное смысловое совпадение, и в первом и во втором случае речь идет о наблюдении за чем-либо.                        

    В юридической литературе нет единого мнения о сути административного надзора. Ряд ученых считают, что он является разновидностью контроля, имея при этом свои особенности. В противоположность этому мнению Овсянко Д.М.

считает, что административный надзор является самостоятельным видом

_______________________________________________________

1 Советский энциклопедический словарь Под ред. А.М. Прохорова 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1984. – С. 853

2 Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. – М., 1938. Т. 1. С. 1450

  Там же. – Т. 2. С. 335

контрольно-надзорной деятельности, которому присущи свои особенности. Битяк Ю.П. высказывает мнение о том, что «надзор осуществляет единственный государственный орган – прокуратура. Санитарный, пожарный надзор и некоторые другие виды деятельности неточно называют надзором. В действительности же это контроль»1. Такое разнообразие и противоположность мнений о природе административного надзора являются основанием для рассмотрения его сути в соотношении с контролем и другими видами надзора. Сравнивая административный надзор и контроль с точки зрения содержания, объема полномочий, субъектов и объектов проверок, правовых и организационных форм их осуществления, можно утверждать, что административному надзору присущи особенности, которые не характерны для контроля. В то же время есть основания считать, что административный надзор является специфическим видом государственного               контроля.
1. Контроль включает в себя проверку состояния дел, как с точки зрения законности, так и целесообразности. Принцип объективности контроля предусматривает анализ реальных фактов и всесторонность их рассмотрения. И хотя любое управленческое решение несет в себе элемент субъективности, однако оно должно базироваться на объективных, реальных фактах. Так и контрольная деятельность должна основываться на действительности, реальности, конкретности фактов. Объективность контроля вытекает из точного изучения фактов и документов, заслушивания пояснений, которые проверяются заинтересованными лицами, проведение необходимых подсчетов, анализов, измерений, сопоставлений, выявления причин нарушений, недостатков или ошибок. Административный надзор осуществляется только для               проверки               законности.
2. При осуществлении контроля соответствующие органы могут вмешиваться в оперативно-хозяйственную и производственную деятельность подконтрольного объекта, используя при этом меры дисциплинарного принуждения. Органы

_____________________________________________________________

1 Адміністративне право України: Підручник / За ред.. Ю.П. Битяка. – Х., 2000. – С. 222

административного надзора такими полномочиями не обладают. Они имеют право осуществлять наблюдение, проверку соблюдения определенных норм, выявлять, пресекать правонарушения, а также привлекать виновных к административной ответственности.   

3. Контроль, как правило, касается конкретных органов, предприятий, учреждений и их должностных лиц. В противоположность этому, административный надзор осуществляется в отношении:

        а) неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных правил;

         б) определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия);

        в) персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

4. Административный надзор, как правило, связан с применением мер административного предупреждения, административного пресечения и наложения административных взысканий. То есть органы административного надзора наделены административно-юрисдикционными полномочиями. В отличие от них контрольные органы такими полномочиями не наделены (как правило, имеют право применять меры дисциплинарного взыскания). Административной науке известно три вида надзора: судебный, прокурорский и административный. По сравнению с двумя другими видами надзора, административный надзор является наиболее объемным и разнообразным. Ему присущ ряд особенностей, которые отличают его от судебного и прокурорского надзора, а именно:  

- субъект административного надзора является субъектом исполнительной власти;

- основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства (а судебного и прокурорского – обеспечение законности в стране);

- специализированный характер, то есть он направлен на соблюдение специальных правил. К специализированным контролирующим органам относятся различные государственные инспекции и службы, основная задача которых – осуществление государственного контроля в той или иной достаточно узкой сфере деятельности. Наиболее известными среди инспекций являются автомобильная, пожарная, инспекция по контролю за ценами, среди служб – санитарная, налоговая, таможенная, контрольно-ревизионная и др. Все они – органы государственного управления или их самостоятельные структурные подразделения, имеющие юрисдикционные полномочия. Будучи контролирующими органами иной ведомственной принадлежности (относительно подконтрольных им структурам), они осуществляют межведомственный контроль. 

- проводится систематически за конкретным объектом;

-осуществляется, как правило, субъектами исполнительной власти, наделенными надведомственными полномочиями;

- связан с применением административного принуждения. Административный надзор осуществляется с целью охраны соответствующих общественных отношений, как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений.

      Административный надзор стал одним из активнейших способов обеспечения законности в управлении и наряду с контролем охватывает практически все сферы жизни общества. Деятельность органов административного надзора является правоохранительной, поэтому от научно-обоснованной специализации ее субъектов, четко определенной их компетенции и системы поднадзорных объектов зависит ее эффективность. От организационного и правового обеспечения административного надзора зависит правопорядок в стране в целом, поскольку надзор направлен на борьбу с административными правонарушениями в сфере дорожного движения, составляющими значительную долю правонарушений в стране. Органы административного надзора имеют богатую практику правоприменения, что определяет повышенные требования к соблюдению законности в процессе самого надзора, воздействующего на широкий круг объектов, включающий и граждан. Обеспечение прав и защита законных интересов человека и гражданина – важнейшая задача государства и органов административного надзора, в частности. Административный надзор в рассматриваемой сфере затрагивает деятельность множества объектов, не только непосредственно участвующих в дорожном движении, но и обеспечивающих его процесс (производство, ремонт и обслуживание транспортных средств, строительство, ремонт и содержание дорог и т.д.). Число субъектов общественных отношений, возникающих в процессе административного надзора настолько велико, что можно говорить об участии в них всего населения страны. Основные направления в сфере безопасности дорожного движения, специфика охраняемых общественных отношений обусловили существование широкого круга надзорных органов и должностных лиц, обладающих правом применения мер административного принуждения. Следовательно, необходимы особые требования к законности право применения, и к нормотворческой деятельности, устанавливающей реальные в исполнении правовые режимы охраняемых объектов. Административный надзор, прежде всего, тесно связан с таким понятием как безопасность дорожного движения, которая является составной частью общественной безопасности. Как правило, это понятие связано с источником повышенной опасности: «Общественная безопасность – система общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами социального или техногенного характера».1 Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения

Информация о работе Государственный надзор за безопасностью дорожного движения