Государственные закупки (способы осуществления)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:10, реферат

Описание работы

Цель работы - изучение действия механизма государственных закупок и способов их осуществления, анализ основных нарушений при осуществлении государственных закупок, обзор действующего законодательства РФ о размещении государственных заказов.
При написании работы была использована нормативные, специальные литературные источники, а также материалы юридической практики.

Содержание

Введение ………………………………………………………….. 3
1. Понятие государственных закупок и государственного заказа, основные принципы ……………………………………………… 4
2. Законодательство в области государственных закупок………... 8
3. Способы размещения государственного заказа………………… 11
4. Материалы судебной практики по основным нарушениям при проведении государственных закупок…………………………... 16
Заключение ………………………………………………………. 22
Список использованных источников ………………………… 23

Работа содержит 1 файл

Реферат госзакупки.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

  Введение ………………………………………………………….. 3
1. Понятие государственных  закупок и государственного заказа, основные принципы ……………………………………………… 4
2. Законодательство  в области государственных закупок………... 8
3. Способы размещения государственного заказа………………… 11
4. Материалы судебной практики по основным нарушениям при  проведении государственных закупок…………………………... 16
  Заключение ………………………………………………………. 22
  Список  использованных источников ………………………… 23

ВВЕДЕНИЕ

 

     В России система проведение тендеров начала активное развитие в конце 90-х годов, поэтому сейчас этот способ государственного регулирования находится в своем разгаре. Тема очень актуальна и интересна для изучения. Госзакупки - это хороший способ как для государства выбрать наиболее эффективный  метод удовлетворения государственных нужд, так и для поставщика получить заказ и шанс рекомендовать себя с лучшей стороны.

     Государственное регламентирование позволяет если не избежать, то хотя бы снизить уровень  коррупции и произвола властей.

      Государственные закупки в судебной практике сегодня  относятся к разряду особо  сложных дел и вызывают громкий  общественный резонанс.

     Таким образом, на сегодняшний момент, данная тема является весьма актуальной для  изучения

      Цель  работы - изучение действия механизма государственных закупок и способов их осуществления, анализ основных нарушений при осуществлении государственных закупок, обзор действующего законодательства РФ о размещении государственных заказов.

      При написании работы была использована нормативные, специальные литературные источники, а также материалы юридической практики. 

 

1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ЗАКУПОК И ГОСУДАРСТВЕННОГО  ЗАКАЗА, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ 

     Одним из главных рычагов  влияния государства на экономику страны является система государственных заказов, закупок товаров и услуг для различных нужд. Государственные закупки занимают довольно ощутимую часть бюджета, поэтому они являются действенным инструментом управления экономикой. Организация и управление закупками направлена на получение необходимого по качеству и количеству сырья, материалов или товаров и услуг в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, с отличным сервисом и, естественно, по выгодной цене.

     Государственные закупки - это совокупность различных функций и действий, которые ориентированы на повышение централизованной управляемости, уменьшение расходов государственного бюджета, контроль над материальными потоками и обеспечение нужд государственных учреждений1

     Органы государственного управления путем закупок осуществляют размещение государственного заказа. Существует несколько определений понятий государственный и муниципальный заказ2. Под государственным заказом понимают совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров или оказанию услуг за счет государственного бюджета. Также государственный заказ может выступать в качестве предложения, которое дается уполномоченной государственной организацией другой организации-поставщику для федеральных и региональных государственных нужд. Муниципальный заказ - заказ со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ3

     В качестве государственных и муниципальных заказчиков могут выступать органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, или органы местного самоуправления, или другие уполномоченные лица. Полномочия государственного закупщика определяются законами, регулирующими правилами и статусами. Набор четких правил проведения госзакупок позволяет сделать прозрачным расходование средств налогоплательщиков на удовлетворение государственных нужд. Государственное регламентирование позволяет если не избежать, то хотя бы снизить уровень коррупции и произвола властей. Лица, которые претендуют на заключение государственного или муниципального контракта, называются участниками размещения заказов. Они могут быть юридическим лицом (с любой организационно-правовой формой и любой формой собственности) и  физическим лицом (в том числе индивидуальный предприниматель)4.

     Принципы  государственных закупок:

  • принцип эффективного расходования бюджета. Государство обязано произвести всестороннюю оценку выгод от приобретения того или иного товара. Например, автомобиль импортного производства дороже, чем отечественного, но его обслуживание много дешевле. Поэтому в конечном итоге, приобрести «иномарку» становится целесообразнее.  При этом ни в коем случае нельзя забывать о том, что покупка отечественного автомобиля  вложение денег в отечественную экономику. Только рассмотрев этот вопрос со всех сторон, государство принимает решение о закупке5;
  •   принцип равноправия и справедливости ко всем поставщикам. Этот принцип в России осуществляется путем предоставления равных возможностей участия в госзакупках всем поставщикам - унитарным предприятиям и обществам с ограниченной ответственностью, предприятия, принадлежащие российским гражданами открытым акционерным обществам с иностранным капиталом. Конечно, государство устанавливает довольно жесткие требования к качеству товара, наличию лицензий для того, чтобы поставлять товары и услуги мог никто угодно, а надежные поставщики с хорошим качеством продукции. Например,  опыт работы поставщика в определенной области должен быть от 3 до 5 лет, а объем продаж на уровне 500-1000% от объема государственного контракта, высокие требования к квалификации персонала и качеству специального оборудования. Стоит отметить интересный момент - использование торговых и фирменных наименований, ссылок на лицензии и патенты. Использование таких ссылок недопустимо, так как это ограничивает конкуренцию между поставщиками. Например, нельзя в наименовании закупки лекарств указывать: «Аспирин UPSA», нужно «Ацетилсалициловая кислота»6;
  • принцип открытости и прозрачности выражается в проведении конкурсов, публикации информации и объявлений. Объявление о проведении открытых конкурсах должно быть размещено в специальных изданиях (в России – «Конкурсные торги»);
  • принцип подотчетности. Вся письменная отчетность по важным этапам осуществления закупок и принимаемых решений предоставляется заинтересованным органам (проверяющим, общественным организациям, СМИ);
  • принцип ответственности. Все органы государственной власти, отдельные чиновники несут административную, гражданскую и уголовную ответственность. Контроль за федеральными и государственными закупками осуществляет федеральная антимонопольная служба - ФАС, и в случае сговора при осуществлении госзакупки ответственность несут обе стороны - закупщик и поставщик. Поставщик в данном случае попадает  список недобросовестных поставщиков.

 

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

     В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из указанного выше федерального закона, также иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ7.

     В случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации о размещении заказов, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов (в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 53-ФЗ)

     Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены ФЗ № 94 от 21.07.2005 г. и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

     В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ФЗ № 94 от 21.07.2005 г., применяются правила международного договора.

      Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изменениями) на сегодняшний день является основным законом регулирующим систему государственных закупок в РФ, но стоит отметить, что с 1 января 2012 года вступает в силу Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»8. Теперь сайт госзакупок будет объединять в себе заявки госкорпораций, их «дочек», компаний-субъектов естественных монополий, электро-, газо- и теплоснабжающих организаций и других предусмотренных законом субъектов.

      В отличие от вступившего в силу в 2005 году ФЗ №94, который регламентирует порядок госзакупок для государственных  и муниципальных нужд, ФЗ №223 – скорее рамочный закон (Общие принципы регулирования какой-либо сферы). В нем не содержится жестких норм и определенного регламента совершения закупок. ФЗ № 94 можно назвать процедурным, в нем четко прописан весь механизм: что должно быть в документации, каков порядок совершения закупок. ФЗ № 223 не дает настолько детального описания процедуры, ФЗ № 223 наведет порядок в сфере, которая сейчас законодательно не регулируется.

      ФЗ  № 223 введет информационный стандарт для  закупок госсектора, повысив их прозрачность. С 1 января будущего года госкомпании обяжут публиковать информацию о закупках на своих сайтах, а с 1 июля - на едином госпортале. Кроме того, они должны будут разработать свои положения о закупках, публиковать планы закупок, а также извещения о проведении торгов.

      Стоит отметить следующее, 1 сентября 2011 г. на официальном сайте Минэкономразвития России был опубликован проект Федерального закона «О федеральной контрактной системе»9. Законопроект направлен на регулирование закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

      Законопроект  в случае принятия внесет существенные изменения в правила осуществления государственных закупок. Вся система государственных закупок будет преобразована в федеральную контрактную систему (ФКС). Существенным отличием федеральной контрактной системы от существующей системы госзакупок будет долгосрочное планирование государственных и муниципальных нужд. Законопроект предусматривает изменение правил определения начальной цены госконтракта, правил оценки заявок на участие в госзакупках.

      Законопроект  определяет принципы федеральной контрактной  системы. Федеральная контрактная  система будет базироваться на принципах открытости, конкуренции, профессионализма заказчика, единства и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств.

      Также Законопроект предусматривает внедрение новых способов проведения госзакупок: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Одновременно с этим предлагается ликвидировать такой способ госзакупок, как аукцион, оставив только электронный аукцион.

      Одним из принципов Федеральной контрактной  системы будет принцип прогнозирования  и планирования государственных  и муниципальных нужд. Планирование будет долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.

Информация о работе Государственные закупки (способы осуществления)