Государственное управление юстицией

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 16:24, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение государственного управления юстицией.

Задачи работы:

1.Рассмотрение понятия управления юстицей
2.Определение черт управления юстицией

Содержание

Введение 3
1.Государственное управление юстицией 5
2.Регистрация актов гражданского состояния 7
3.Организация юстиции нотариальной службы, судебной власти и адвокатуры 8
Заключение 13
Список используемой литературы 15

Работа содержит 1 файл

админ.право..doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Тверской  государственный  технический университет

Кафедра социологии и социальных технологий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРЕДМЕТ: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО 

ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННОЕ  УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИЕЙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент группы  
 
 
 
 
 
 
 

Тверь, 2010 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение 3
1.Государственное управление юстицией 5
2.Регистрация актов гражданского состояния 7
3.Организация юстиции нотариальной службы, судебной власти и адвокатуры 8
Заключение 13
Список  используемой литературы 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Реализация  провозглашенного Конституцией Российской Федерации приоритета прав и свобод личности потребовала создания эффективного механизма их защиты, что определило одно из важнейших направлений государственно-правовых преобразований - реформирование юстиции. Проводимая в условиях трансформации экономической и политической систем реформа юстиции не могла быть сведена к оптимизации и адаптации существующей системы применительно к новым условиям - изменение основных принципов, определяющих взаимоотношения государства и личности, требовали радикальной ее перестройки. Обеспечение реальной правовой защищенности личности представляет собой многоплановую, многоаспектную задачу, не сводимую лишь к созданию эффективной судебной системы; перед исполнительной властью в этом отношении стоят не менее важные задачи, определяемые ее функциональным назначением в системе разделения властей. Без создания условий реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь никакая, даже совершенная, судебная система не сможет обеспечить адекватную реализацию права на судебную защиту; без создания действенного механизма исполнения судебных актов деятельность судов попросту теряет смысл. Именно поэтому реформа юстиции не может быть сведена к реформе судебной юстиции, ибо, будучи непременным атрибутом правового государства, независимый и беспристрастный суд является лишь одним из элементов системы правовой охраны субъективных прав и свобод.1

     В силу изложенных причин в настоящее  время наблюдается процесс принципиального  изменения роли органов исполнительной власти в сфере юстиции. Расширение предметной компетенции, усиление полномочий органов юстиции в ходе административно-правовой реформы в различных сферах государственной и общественной жизни постепенно превратили Минюст из «второразрядного» в советские времена ведомства в орган, реализующий одну из базовых функций современного государства.. Проведены реформы систем исполнения судебных актов и уголовных наказаний, создана система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако, оценивая эффективность преобразований, следует отметить, что реальное состояние дел в сфере защиты прав  и свобод личности остается близким к критическому. На наш взгляд, одной из причин этого является отсутствие в проводимой государством политике в сфере юстиции четкого и ясного представления о системном характере стоящих перед ним задач. К огромному сожалению, следует констатировать, что оно отсутствует и в научной литературе: имеющиеся публикации затрагивают проблемы реформирования отдельных институтов юстиции, исследование вопросов эффективности чаще всего замыкается анализом решения частных задач вне взаимосвязи с эффективностью юстиции в целом.  Отсюда отсутствие единой концептуальной основы государственного управления юстицией, обусловленное не в последнюю очередь недостаточной теоретической разработкой административно-правовых аспектов механизма его реализации в новых политико-правовых условиях. 2

     Целью настоящей работы является рассмотрение  государственного управления юстицией.

     Задачи  работы:

  1. Рассмотрение понятия управления юстицей
  2. Определение черт управления юстицией
 
 
 
 

1..ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИЕЙ 

    Управление юстицией — это деятельность, направленная на выполнение задач укрепления законности, организации защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, предприятий, учреждений, организаций и государства.

    Одной из особенностей юстиции является многообъективность в этой области управления. К объектам юстиции относятся судебные учреждения, нотариальные конторы, органы регистрации актов гражданского состояния, судебно-экспертные учреждения и адвокатура. Все они имеют разное правовое положение, различаются своим назначением и характером компетенции. Другая особенность юстиции обусловлена предыдущей и заключается в разнообразии форм и методов управления, которые применяются органами юстиции.3

    Так, в отношении государственных  нотариальных органов и органов  регистрации актов гражданского состояния применяется метод  управления; в отношении судов  — метод руководства путем  организационного и материального  обеспечения судов, с соблюдением принципа независимости судей и подчинения их только закону; в отношении органов адвокатуры — метод регулирования. В целом же управляющее воздействие органов управления юстицией носит рекомендательный характер и сводится в основном к решению организационных вопросов, поскольку большинство объектов в этой сфере являются самостоятельными и независимыми в своей практической деятельности.4

    Систему органов юстиции составляют Минюст РФ, министерства юстиции в субъектах  Федерации и организации, обеспечивающие их деятельность. Минюст РФ подотчетен и подконтролен Президенту РФ, осуществляет следующие полномочия:

     - разрабатывает проекты нормативных  актов, которые вносятся Правительством  РФ в порядке законодательной  инициативы;

     - проводит экспертизу проектов  законов и действующих норм; - осуществляет координацию нормотворческой деятельности ФОИВ, регистрацию их нормативных актов;

      - руководит уголовно-исполнительной  системой;

     - осуществляет организационное руководство  деятельностью службы судебных  приставов; 

     - обеспечивает исполнение актов судебных и других органов; - является уполномоченным ФОИВ в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

      - координирует деятельность по  государственной регистрации актов  гражданского состояния, разрабатывает необходимые бланки, осуществляет методическое руководство, издает инструкции и разъяснения по вопросам организационного обеспечения деятельности органов загса. 5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.РЕГИСТРАЦИЯ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

 

    Акты гражданского состояния — это удостоверенные государством факты рождения, смерти, бракосочетания, расторжения брака, установления отцовства, изменения фамилии, имени, отчества. Они являются юридическими фактами, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение соответствующих прав и обязанностей. Акты гражданского состояния подлежат обязательной регистрации в органах регистрации актов гражданского состояния. В соответствии с Законом Украины от 24 декабря 1993г. «Об органах регистрации актов гражданского состояния» их систему составляют отделы регистрации актов гражданского состояния, а в сельской местности — исполнительные комитеты сельских и поселковых советов. Органы регистрации актов гражданского состояния обеспечивают своевременную и правильную регистрацию актов гражданского состояния; вносят в актовые записи необходимые изменения, дополнения и исправления; восстанавливают утраченные и аннулируют повторно составленные актовые записи; выдают гражданам свидетельства о регистрации; сохраняют архивный фонд. К работникам отделов регистрации актов гражданского состояния предъявляются соответствующие требования. Руководителем и специалистом отдела регистрации актов гражданского состояния может быть назначен гражданин, который имеет высшее юридическое образование и рекомендован квалификационной комиссией для работы в органах регистрации актов гражданского состояния. В соответствии с Положением о квалификационной комиссии органов регистрации актов гражданского состояния такие комиссии создаются и действуют при Главном управлении юстиции.6 

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ЮСТИЦИИ НОТАРИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ, СУДЕБНОЙ ВДАСТИ И АДВОКАТУРЫ

 

    Нотариат — это система органов и должностных лиц, на которые возложены обязанности удостоверять права, а также факты, которые имеют юридическое значение, и совершать другие нотариальные действия с целью предоставления им юридической достоверности.7

    Главными  задачами нотариальной службы являются: охрана прав и законных интересов  граждан, юридических лиц и государства, их собственности путем осуществления  определенных нотариальных действий; профилактика правонарушений; укрепление законности.

    Правовые  основы организации и деятельности нотариальной службы закреплены Законом. В соответствии с этим Законом совершение нотариальных действий возлагается на нотариусов, которые работают в государственных нотариальных конторах, государственных нотариальных архивах (государственные нотариусы) или занимаются частной нотариальной практикой (частные нотариусы).8

    Закон предоставил государственным и частным нотариусам право заверять соглашения; выдавать свидетельства о праве собственности на часть в общем имуществе супругов; выдавать свидетельства о приобретении жилых домов на публичных торгах; выдавать дубликаты документов, которые сохраняются в делах нотариальной конторы; удостоверять правильность перевода документов с одного языка на другой; заверять факт, что гражданин является живым; заверять факт нахождения гражданина в определенном месте и совершать другие нотариальные действия.

    В населенных пунктах, где нет государственного или частного нотариуса, определенные нотариальные действия осуществляют должностные лица исполнительных комитетов сельских, поселковых и городских советов. Исчерпывающий перечень нотариальных действий, которые совершаются этими должностными лицами, закреплен Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских советов, утвержденной приказом Минюста. За границей выполнение нотариальных действий возложено на консульские учреждения. Их полномочия по осуществлению нотариальных действий закреплены в Законе.9

    Органы  юстиции обеспечивают надлежащий уровень  профессиональной подготовки лиц, которые  занимаются нотариальной деятельностью. На должность нотариуса назначаются граждане, которые имеют высшее юридическое образование и прошли стажировку на протяжении шести месяцев в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, который занимается частной нотариальной практикой, сдали квалификационные экзамены и получили свидетельство о праве занятия нотариальной деятельностью.10

    Контроль  за деятельностью квалификационных комиссий нотариата осуществляет Высшая квалификационная комиссия нотариата при Минюсте, Положение о которой утверждено постановлением Кабинета Министров Состав комиссии (четыре нотариуса, три представителя от Минюста и два представителя от нотариальной палаты) утверждается приказом Минюста. Комиссия рассматривает жалобы на решения квалификационных комиссий нотариата об отказе в допуске лица к нотариальной деятельности; решает вопрос о возможности сдачи повторного квалификационного экзамена комиссии лицом, которое направило жалобу; разрабатывает и утверждает программу и порядок сдачи квалификационных экзаменов лицами, которые изъявили намерение заниматься нотариальной деятельностью. Назначение на должность государственного нотариуса и освобождение от должности производятся Главным управлением юстиции. Это управление также осуществляет регистрацию частной нотариальной деятельности и прекращает ее в указанных Положением о порядке регистрации частной нотариальной деятельности случаях. Основанием для назначения на должность государственного нотариуса или регистрации частной нотариальной деятельности является свидетельство, которое выдается Минюстом в соответствии с Положением о порядке выдачи свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью.11

    Органы  юстиции и судебная власть 

    Одним из важнейших направлений деятельности Минюст, его органов на местах является организационное руководство судами, содержание которого заключается в кадровом, ресурсном и методическом обеспечении деятельности судебной системы.

    Министр юстиции входит по должности в  специальный конституционный орган  — Высший совет юстиции. Основным назначением Высшего совета юстиции являются формирование высокопрофессионального судейского корпуса и обеспечение функционирования судебной власти. Кроме того, он выступает единственным органом, которому предоставляет право осуществлять дисциплинарное производство в отношении судей Верховного Суда и судей высших специализированных судов.

    Минюст  осуществляет нормирование и методическое обеспечение управленческой деятельности председателей судов, организует и  осуществляет контроль за ведением делопроизводства в судах, обеспечивает ведение судебной статистики.

    Органы  юстиции и адвокатура

    Специфика взаимоотношений органов юстиции  и адвокатуры определяется тем, что  последняя является общественной организацией, которая действует на основах  самоуправления, самостоятельно разрешая все свои внутренние вопросы. Поэтому основной чертой этих взаимоотношений является сотрудничество. Правовое положение адвокатуры, ее задачи, права и обязанности закреплены Законом. Адвокатура является добровольным профессиональным общественным объединением, призванным оказывать содействие защите прав, свобод и представлять законные интересы граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, предоставлять им другую юридическую помощь. Адвокаты дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки относительно законодательства; составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера; осуществляют представительство в суде, других государственных органах, перед гражданами и юридическими лицами и др. Адвокат имеет право заниматься адвокатской деятельностью индивидуально, объединяться с другими адвокатами в коллегии, адвокатские фирмы и иные адвокатские объединения. Порядок образования, деятельности, реорганизации и ликвидации адвокатских объединений, структура, штаты, функции, порядок расходования средств, права и обязанности руководящих органов, порядок их избрания и другие вопросы, которые относятся к их деятельности, регулируются Законом и уставом соответствующего объединения. Вместе с тем организующее воздействие на адвокатскую деятельность осуществляют и органы юстиции. В соответствии с Положением о порядке регистрации адвокатских объединений Минюст регистрирует адвокатские коллегии, фирмы, конторы и иные адвокатские объединения. Представители органов юстиции входят в квалификационно-дисциплинарные комиссии адвокатуры и участвуют в определении уровня профессиональных знаний лиц, которые намерены заниматься адвокатской деятельностью, и в решении вопросов о дисциплинарной ответственности адвокатов. Комиссии создаются и действуют в соответствии с Положением. Представитель Минюста входит в состав Высшей квалификационной комиссии адвокатуры, которая создается при Кабинете Министров, и действует в соответствии с Положением о ней. Минюст обеспечивает необходимое финансирование оплаты труда адвокатов за счет государства в случае участия адвоката в уголовном деле по назначению и при освобождении граждан от оплаты юридической помощи; обобщает статистическую отчетность об адвокатской деятельности; содействует проведению мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственное управление юстицией