Государственное управление и административное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:46, реферат

Описание работы

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЯЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ. 4
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД, ФОРМЫ И СТРУКТУРА. 5
ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ И СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 6
СИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ. 7
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, АСПЕКТЫ, ОСНОВАНИЯ СИСТЕМЫ. ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ. 8
ЗАКОННОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: СУЩНОСТЬ, СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ. 9
ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ. 10
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ФУНКЦИЙ, ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ. 11
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. ЦЕЛОСТНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗДЕЛЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ. 12
СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 13
ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИ РОССИЙСКИЕ. 14
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ПОДСИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 15
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 18

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.DOC

— 148.50 Кб (Скачать)
 

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

  «ГОСУДАРСТВЕННОЕ  УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРАВО»  
 
 
 
 
 

                                                    Выполнила студентка  гр. 97-61

                      Фасхетдинова З. Р.

                                          Принял:  
 
 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ

           Административное право занимает  особое место в системе   правового регулирования, поскольку   выступает  необходимым и важным  инструментом управления социальными  процессами в обществе. Ему присущи  соответствующие границы  правового  регулирования  - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера,  которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других  государственных  органов,  связанных  с функцией управления,  а  также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

           Административное право охватывает  широкий круг общественных отношений,  которые возникают в связи  с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти.      Наиболее тесную связь административное право  имеет  с  государственным правом,  которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место.      Административное право  тесно  связано также и с гражданским правом. Прежде всего потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях,  когда стороны равноправны (например,  договор поставки продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений,  которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой (например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у  административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно-служебные отношения.

           Административное право граничит  с финансовым, земельным, аграрным  и другими отраслями права.

           Таким образом,  анализ  взаимодействия  административного права с другими  отраслями права позволяет установить,  что его предметом  есть сфера  государственного  управления.  Другими словами административное право регулирует общественные отношения в сфере  государственного  управления.

 

Понятие государственного управления. Особенности государственно-управляющих  воздействий.

     Государственное управление (ГУ) - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности ГУ выступает социальность - наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

     Свойства  государственного управления:

     В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.

     Распространяется  на все общество, на каждую сферу  деятельности общества, даже за его  пределы, на другие общества людей в  рамках проводимой государством международной политики.

     Объективно, системно, организовано.

     Субъектом ГУ выступает не аппарат, а государство, как политико-правовая организация  общества, совокупность всех граждан  и др. жителей страны. ГУ - это управление в масштабе общества, призванное создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности.

     ГУ, как сложное социальное явление  многоэлементно и многомерно. ГУ субъективно, оно плод мыслей и действий людей, с другой стороны объективно, наполнено  объективно необходимым содержанием (цели и функции) и имеет объективно целесообразные формы (структура и процесс).

     ГУ  существует чтоб познавать потребности  и интересы управляемых объектов, оценивать и структурировать  их, совершать действия по их практическому  удовлетворению.

     Цепь  социального механизма формирования и реализации ГУ:

ПОТРЕБНОСТИ - ИНТЕРЕСЫ - ЦЕЛИ - РЕШЕНИЕ (воля) - ДЕЙСТВИЯ - РЕЗУЛЬТАТЫ

   ГУ  по отношению к управляемым объектам в широком смысле можно рассматривать  как:

   

субъект управления (управляющая система)

 
взаимодействие (подсистема прямых и обратных связей)
 
общественная  система (подсистема элементов общества, подверженных ГУ)

   

 

     В узком смысле преимущество будет  на стороне субъекта, а объекты  только воспринимают его действия и  трансформируют их в процесс собственного функционирования.

     

субъект
воздействие управляемые объекты

     

     На  схемах видны прямые и обратные управляющие  воздействия, которые занимают центральное  место в ГУ. В прямых связях выделяют управляющие воздействия и те элементы ГУ, которые связаны с  их формированием и реализацией.

     Особенности управляющих воздействий:

     Момент  целепологания (выбор цели идеального состояния ресурсов и др.).

     Организационное (количество людей для реализации определенной цели).

     Момент  регулирования в рамках данной организации  данных людей для достижения конкретных целей.

 

Правовое регулирование  государственного управления: предмет и метод, формы и структура.

     Правовое  регулирование государственного управления - это деятельность государства по организации государственных органов  и установлению правил их функционирования (деятельности). Его предназначением является упорядочение целепологания, функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов.

     Предмет правового регулирования:

     1. Отношения между государством (его  органами) и обществом, благодаря  которым формируется государственно-управляющее воздействие.

     2. Отношения внутри государства,  между его органами по поводу  распределения предметов их ведения  и государственной власти, необходимой  для управления ими (полномочий), т.е. правовой статус государственных органов вообще и в сфере управления в частности.

     3. Волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие  процессы - либо по причине профессионального  несения государственной службы, либо обращающихся в государственные  органы при решении каких-либо своих проблем.

     Метод правового регулирования - совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия социальных управляющих систем, входящих в гос. аппарат, на социально-правовую сферу в целом и на составляющие ее элементы.

     Способы правового регулирования:

     - позитивное обязывание - возложение на лиц прямой обязанности совершать определенные положительные действия;

     - запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода ;

     - дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия.

     Формы правового регулирования (должны быть согласованы как по своему характеру, так и по содержанию; должны создавать в совокупности систему правового регулирования государственного управления:

     Конституция государства - нормативный правовой акт высшей юридической силы.

     Законы, определяющие как статусные положения, так и юридический порядок  ведения тех или иных дел.

     Указы и распоряжения Президента.

     Подзаконные правовые нормативные акты - нормативно юридические акты компетентных органов: а) общие федеральные (постановление Правительства); б) общие субъектов федерации (акты глав правительств (администраций) субъектов федерации); в) ведомственные (министерство, комитет, служба, и т.д.); г) местные, в том числе и органов местного самоуправления (уставы городов и районов, уставы местного самоуправления);) локальные (внутриорганизационные) - издаются государственными органами и органами местного самоуправления в целях упорядочение своей внутренней управленческой жизнедеятельности (регламенты, положения, должностные инструкции)

     Структура правового регулирования должна быть такой, чтобы каждому из элементов ГУ была придана та правовая форма, которая соответствует его сущности и предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию:

     а) законодательное регулирование;

     б) нормативное определение ряда элементов  государственного управления посредством  органов районного и городского государственного управления и местного самоуправления;

     в) внутриподсистемное нормативное регулирование управленческих процессов, осуществляемое органами исполнительной власти общей и специальной компетенции;

     г) самоуправленческое регулирование  в рамках небольших территорий, где  можно непосредственно выразить волю населения;

     д) правоохранительное регулирование  управленческих процессов, идущее по линии  контрольных и правоохранительных органов, призванное гарантировать  и защищать права и свободы  людей, установленные принципы и  институты в государственном  управлении.

Объективные основы и субъективный фактоР государственного управления.

     Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.

     В качестве объективных основ государственного управления следует назвать:

     Природно-географические условия. Каждый народ занимает свою территорию на земном шаре, и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф, водные ресурсы, географическое расположение и т.д. диктуют людям отвечающие им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни.

     Естественно-общественные условия, которые сформировались вследствие длительного взаимодействия человека и природы. География расселения людей, типы градо- и домостроений, характер поселений, технологии земледелия, виды коммуникаций, способы и приемы труда и быта, ценности общежития, традиции, обычаи и менталитет.

     Культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором (сознанием и деятельностью людей) и выступает на сегодня объективной жизненной опорой. Общественные формы жизнедеятельности людей: в России такие формы как веч, собор, казачий круг, дума, артель, община товарищество. и др., отличающиеся коллективистским началом.

Информация о работе Государственное управление и административное право