Государственное принуждение: понятие, сущность, признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:59, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении понятия государственного принуждения и его видов.
Задачи:
Рассмотреть понятие государственного принуждения;
Изучить виды государственного принуждения на примере административного принуждения.
Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе — на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Государственное принуждение и его виды
1.1. Государственное принуждение………………………………………4
1.2. Административное принуждение – один из видов государственного принуждения……………………………………………………………………..8
Глава 2. Меры государственного принуждения
2.1. Соотношение социальной и юридической ответственности ……13
2.2. Правонарушение как основание юридической ответственности, её принципы и виды ………………….18
Заключение…………………………………………………………..23
Список источников…………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Административное право.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский  государственный университет» 
 
 

Кафедра «Теории и истории государства и права»

По  дисциплине: Административное право 
 
 

Контрольная работа 
 

Тема: «Государственное принуждение: понятие, сущность, признаки»

                                                                                                        
 
 
 
 

                                                                         Исполнитель: 

                                                                         Студент 6210 группы    

                                         Юришинец Е.А. 

                                                                                     Научный руководитель:

                                     Иванова Е.Н. 
 
 
 
 
 
 
 

Сыктывкар 2011 

Содержание 

Введение………………………………………………………………3 

Глава 1. Государственное  принуждение и  его виды

         1.1. Государственное принуждение………………………………………4

         1.2. Административное принуждение – один из видов государственного принуждения……………………………………………………………………..8 

Глава 2.  Меры государственного принуждения

    2.1. Соотношение социальной и юридической ответственности ……13

    2.2. Правонарушение как основание юридической ответственности, её принципы и виды ………………………………………………………..18 

Заключение…………………………………………………………..23

Список  источников…………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Тема  моей контрольной работы является государственное принуждение. Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений.

     Цель работы состоит в изучении понятия государственного принуждения и его видов.

     Задачи:

  • Рассмотреть понятие государственного принуждения;
  • Изучить виды государственного принуждения на примере административного принуждения.

     Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе — на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Государственное принуждение и его виды 

     1.1. Государственное  принуждение 

     Для каждой стадии социально-экономического развития общества свойственна собственная основа формирования государственных учреждений (государственной власти), системы права, методов управления и т.п. Таким образом, объективные закономерности определяют как те цели, которые мы перед собой ставим, так и возможности, в том числе способы и средства, т.е. методы воздействия на общественные отношения, имеющиеся для достижения этих целей.

     Управление  делами государства, реализация исполнительной власти, обеспечение дисциплины и  правопорядка осуществляются с помощью  активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В современных условиях в качестве этих способов выступают два универсальных метода государственного управления — убеждение и принуждение.

     Проблема  убеждения и принуждения в  современном обществе — это проблема методов социального (государственного и негосударственного) управления экономическими, политическими, социальными, духовными процессами, это проблема методов регулирования взаимоотношений между людьми.

     Я считаю, что убеждение и принуждение  как методы государственного управления — это явления социальные, поскольку они реализуются в связях между участниками конкретных общественных отношений. Эти методы, представляя собой систему способов организующего воздействия государства (органа управления, должностного лица) на сознание и поведение людей, являются необходимым условием нормального функционирования общества в целом, любого государственного объединения, любого процесса управления.

     Социальное  назначение и эффективность этих методов определяется тем, что они:

     а) обусловлены общими социально-экономическими закономерностями развития современного общества;

     б) должны находиться в неразрывном единстве;

     в) зависят от того, насколько правильно, социально адекватно 
отражают требования жизни, экономические и политические потребности развития общества;

     г) основаны на соотношении убеждения и принуждения, обусловливаемом сущностью и состоянием общества и государства, 
которое может быть тоталитарным, полицейским или демократическим, правовым.

     Я убеждена в том, что Российское государство, будучи по самой своей природе демократическим государством, не может строить отношения с населением на каких-либо иных основах, кроме убеждения граждан в правильности своей политики и принуждения в отношении тех, чьи устремления и действия расходятся с волей большинства. Убеждение и принуждение используются государством не во имя каких-то абстрактных целей, а в интересах создания необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

     Следовательно, суть соотношения убеждения и принуждения состоит в том, что они взаимно дополняют друг друга, способствуя достижению одних и тех же целей.

     Главное заключается в том, что Российское государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют не карательную, а творческую, созидательную деятельность, и именно в этом ключ к пониманию сущности и назначения убеждения и принуждения в современном обществе.

     В качестве основного метода своей  деятельности государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления используют убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения Конституции РФ, законов и иных правовых актов РФ. Однако в условиях, когда совершаются правонарушения, возникают различные угрозы гражданам, обществу и государству, органы государственного управления, их Должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены принуждать к соблюдению правовых норм лиц, нарушающих существующий порядок.

     При воздействии на сознание людей путем  убеждения у личности создаются внутренние моральные стимулы, потребность правомерного поведения, принуждение же заставляет гражданина изменить свое поведение в угодную для общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и интересов лиц, совершивших противоправные поступки, а также обеспечивает предупреждение правонарушений со стороны других граждан.

     Таким образом, на мой взгляд, под содержанием убеждения и принуждения следует понимать систему мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов административного права.

     Содержание  метода убеждения весьма разнообразно и выражается в воспитательной, организаторской  и пропагандистской работе, в разъяснении решений, принимаемых органами государственной власти, в широкой системе поощрений.

     Убеждение далеко не всегда оказывается достаточным  средством воздействия в отношении отдельных лиц, нарушающих нор мы поведения в обществе. Поэтому государство, защищая права и свободы граждан, интересы общества, принуждает лиц, не поддающихся мерам убеждения и общественного воздействия, к соблюдению порядка, устанавливает различные виды ответственности за совершение правонарушений. Убеждение при этих обстоятельствах перестает быть единственным средством воздействия. Возникает объективная необходимость применения принуждение. При этом органы государственного управления используют принуждение в целях искоренения антиобщественных явлений, охраны собственности, воспитания дисциплины труда и организованности.

     Принуждение обусловлено объективными потребностями  развития   общества, является свойством  государственной власти, поскольку  оно — необходимый элемент всякой социальной организации и «качество всякой власти».

     Государственное принуждение, в зависимости от характера общественно опасного деяния (события) и непосредственного объекта воздействия подразделяется на физическое и психическое (угроза, страх наступления неблагоприятных последствий). Его цель — заставить конкретные субъекты права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий. Принуждение является методом, формирующим состояние подчиненности субъектов, и представляет собой властное веление или прямое действие. Достижение желаемого результата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки воле субъекта, при его внутреннем, а подчас и внешнем сопротивлении.

     Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. К ним относятся:

     1. меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, материальной);

     2. меры пресечения и административно-предупредительные меры принудительного характера (например, таможенный досмотр, меры карантинного характера, принудительное медицинское освидетельствование и др.).

     В качестве непосредственного объекта  физического принуждения выступают личность и материальное положение юридического лица. Физическое принуждение может выражаться в конкретных мерах, т.е. в определенных ограничениях, лишении некоторых благ, имеющихся в распоряжении субъекта.

     Принуждение характеризуется рядом признаков. Оно является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления  оснований, порядка и процедуры реализации, конкретных мер принудительного воздействия. Тем самым гарантируются права и свободы граждан, интересы общества и государства.

     Таким образом, из вышесказанного можно сделать  вывод, что назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. В этих условиях особое значение приобретает неизбежность наказания. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчиненный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших. 

     1.2. Административное принуждение – один из видов

     государственного  принуждения 

     Решающая  роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения «(основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения.»1 Государственное принуждение, «опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм.»2 В праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения:

Информация о работе Государственное принуждение: понятие, сущность, признаки