Государственная служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 04:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы анализ государственной службы в России: ее виды и правовое регулирование.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. рассмотреть понятие государственной службы в РФ;
2. изучить виды гражданской службы;
3. выделить действующие принципы гражданской службы в РФ;

Содержание

Введение …………………………………………………………………. ….3

Глава 1. Понятие государственной службы, её признаки,
цели и задачи ………………………………………………….. ……………..6

1.1. История развития государственной службы
в Российской Федерации..……………………………………………………. 6

1.2. Признаки государственной службы ………………………………… 10

1.3. Цели и задачи государственной службы……………………………… 14

Глава 2. Виды государственной службы …………………………………20

Глава 3. Должность государственной службы: понятие, категории, группы ………………………………………………………………………..26

Глава 4. Понятие, признаки и виды государственных служащих… .32


Заключение………………………………………………………………. ….37

Список использованных источников ………………………………. ….39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Адм право.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Административное  право РФ» на тему:

«Государственная служба»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………….   ….3

 

Глава 1. Понятие  государственной службы, её признаки,

цели и задачи ………………………………………………….. ……………..6

 

1.1. История развития государственной службы

в Российской Федерации..……………………………………………………. 6

 

1.2. Признаки государственной службы …………………………………   10

 

1.3. Цели и задачи государственной службы………………………………  14

 

Глава 2. Виды государственной службы …………………………………20

 

Глава 3. Должность государственной службы: понятие, категории, группы ………………………………………………………………………..26

 

Глава 4. Понятие, признаки и виды государственных служащих…   .32

 

 

Заключение………………………………………………………………. ….37

 

Список использованных источников   ………………………………. ….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Институт государственной  службы является неотъемлемой составляющей правовой системы государства, а  государственные служащие – основными  исполнителями проводимых в обществе демократических и социально-экономических преобразований.

В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих. Государственный аппарат – это, прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления или правящего режима. Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства. Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности с качеством государственного управления.

Данный институт присутствует во всех ветвях власти и на всех ее уровнях: в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, в том числе правоохранительных, реализующих от имени государства его цели и функции.

В современной России проблема модернизации государственного управления становится одной из приоритетных, учитывая ту большую роль, которую здесь всегда играло государство в обществе, а также особый характер российской бюрократии. Именно поэтому реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим ресурсом модернизации системы государственного управления. Ключевым же направлением реформирования данной сферы и одновременно необходимым средством, позволяющим закрепить эффективные организационно – правовые формы и управленческие механизмы, является создание адекватного законодательства.

Государство, являясь  особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего  народа), имеет свои задачи и функции. Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства – государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах, в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством служащих. От государственных служащих зависит работа государства.

После 1917 года вопросы  государственной службы не вписывались  в коммунистическую идеологию, и, по мнению одного из административистов 20-х гг. А. Колесникова, госслужба вполне могла регламентироваться «правилами Кодекса законов о труде». И не было «решительно никаких оснований для того, чтобы создавать особые правила о советской службе»1.

Первым юристом, отнесшим институт государственной службы к административному праву, был А.И.Елистратов. Его точка зрения закрепилась в юридической науке, определяя вопросы службы предметом исследования современных административистов2.

В России многие теоретико-правовые вопросы государственной службы, проблемы правового регулирования и организации государственной службы, административно-правовые проблемы государственной службы освещаются в диссертационных исследованиях известных ученых-правоведов Ю.Н. Старилова, А.А. Гришковца, Н.М. Казанцева, Д.Н. Овсянко3.

Определенный вклад  в изучение истории отечественного опыта организации советской  и российской госслужбы и современного состояния госслужбы внесли российские ученые – историки В.И. Куликов, В.П. Мельников, В.Г. Нечипоренко и др.4

Объектом данной курсовой работы является институт государственной службы РФ.

Цель работы анализ государственной службы в России: ее виды и правовое регулирование.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. рассмотреть понятие государственной службы в РФ;

2. изучить виды гражданской  службы;

3. выделить действующие  принципы гражданской службы  в РФ;

Предмет исследования – правовое регулирование гражданской службы.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

 

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, ЕЁ ПРИЗНАКИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 

 

    1. История развития государственной службы в Российской Федерации

 

История государственной службы России насчитывает несколько столетий. Она неразрывно связана с созданием русского централизованного государства, выживаемость которого в сложных геополитических условиях во многом обусловливалась службой всех социальных групп (сословий) на благо своей страны. В истории государственной службы можно выделить несколько периодов:

  • XV-XVII века период становления государственной службы как особой сферы профессиональной деятельности, складывание и развитие приказной системы, превращение поручений - "приказов" - в более или менее устойчивые должности.
  • XVIII век кардинальное изменение принципов организации государственной службы. Рубежное событие, придавшее службе подлинно государственное предназначение, стала утвержденная Петром I 24 января 1722 года "Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных".

Табель о рангах впервые  сформировал в России единую государственную  службу.

  • XIX в. - расцвет бюрократического государства, "отлаживание" государственной машины.

В годы правления Николая I (1825-1855гг.) произошло фактическое разделение государственной службы; государственная служба распалась на военную и гражданскую, каждая из которых стала постепенно приобретать свои специфические свойства.

В 1832 году был учрежден Свод Уставов о службе гражданской, который включал в себя три книги: Свод Устава о службе по определению от правительства; Свод Устава по выборам; Свод Устава о пенсиях и единовременных пособиях. В соответствии с этими документами гражданская служба и чиновничество получили свой правовой статус, порядок прохождения, профессиональные характеристики и многое другое, что стало их отличать от государственной службы.

В гражданскую службу постепенно вносились  изменения и дополнения, особенно много после отмены крепостного  права в 1861 году и проведения известных реформ Александра II (1855-1881гг.). Гражданская служба получила свою линию развития и итоговое закрепление в обобщенном законодательстве 1896 года. Тогда был утвержден Свод Уставов о службе гражданской, в которых больший крен был сделан в сторону так называемого гражданского общества, когда чиновник должен был оказывать услуги подданным.

  • XX в. - советский период, революционное новаторство и преемственность в организации государственной службы, складывание советской номенклатуры.

После Октябрьской революции 1917 г. были подписаны декреты Я.М. Свердловым (23 ноября 1917 года) «Об уничтожении  сословий и гражданских чинов», и  В.И.Лениным (16 декабря 1917 года) «Об уравнении  всех военнослужащих в правах», в  результате чего было отменено дореволюционное законодательство о государственной службе, при этом взамен не было выработано полноценной правовой базы госслужбы.

Сложившаяся "нормативная  база" госслужбы в советское  время представляла собой комплекс актов различной юридической  силы и разнообразной отраслевой принадлежности: одни из них распространялись на всех госслужащих, другие - на отдельные группы лиц, чаще всего занятых в конкретной отрасли управления.

Работа над правовым оформлением института госслужбы  началась в конце 80-х годов, но распад СССР приостановил ее. К решению данной проблемы вернулись уже в условиях независимой России.

  • Новейшая Российская история государственной службы.

Федеративный договор 1992 г., Конституция РФ 1993г. предусматривали  принятие на федеральном уровне основ законодательства о государственной службе, закона о федеральной государственной службе.

31 июля 1995 г. был принят  Федеральный закон № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", который впервые на законодательном уровне дал определение понятия государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также установивший категории государственных должностей, принципы государственной службы, перечень квалификационных требований к государственным служащим, основы их правового положения, основные обязанности государственных служащих и ограничения, связанные с государственной службой.

Сформировались уровни государственной службы - федеральная  государственная служба и государственная гражданская служба субъектов Федерации, а также фактически сложилось разделение федеральной государственной службы по видам - гражданская служба, военная служба, служба в правоохранительных органах. Отдельные виды федеральной государственной службы устанавливаются федеральными законами, исходя из функциональных признаков и особенностей ее прохождения.

Важным этапом реформирования государственной службы стало принятие в 2003 году Федерального закона "О  системе государственной службы Российской Федерации", в 2004 году Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Данными Федеральными законами определены новые подходы к формированию кадрового состава государственной гражданской службы, введен конкурсный отбор на вакантные должности государственной гражданской службы и конкретизированы квалификационные требования к государственным гражданским служащим, обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Опыт осуществления  мероприятий федеральной программы "Реформирование государственной  службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)", продленной на период 2006 - 2007 годов Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2005г. N 1437 "О продлении срока реализации федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)" на 2006 - 2007 годы", выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы.

В связи с тем, что  ряд направлений реформирования государственной службы оставался нереализованным, в том числе положения о формировании системы управления государственной службой, Указом Президента РФ была утверждена программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)". Цель Программы - создание целостной системы государственной службы посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

 

1.2. Признаки государственной службы

 

Служба как понятие  социальное применяется для определения  характера и рода деятельности людей, отражая факт общественного разделения труда. Понятием служебной деятельности охватывается работа тех людей, для которых служба на данный момент является основным видом общественно полезного труда, их профессией.

Государственная служба является комплексным институтом (публичным, социальным, правовым организационным) по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства, а также деятельности органов государственной власти, их аппаратов, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ, отдельных государственных учреждений и организаций или полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ, учреждаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, и конституционные (уставные) должности субъектов РФ, учреждаемые конституциями (уставами) субъектов РФ.

Государственная служба может быть теоретически представлена и рассмотрена в следующих аспектах:

-социальном, т.е. государственная служба как социальная категория – это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами, занимающими должности в государственных организациях;

Информация о работе Государственная служба