Государственная дума XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:46, реферат

Описание работы

В рамках истории российского парламентаризма белым пятном для современной науки остается тема выборов в Государственную Думу. Выборы в 1 Государственную Думу были первыми общероссийскими выборами: ни у власти, ни у политических партий подобного опыта еще не было.
Первые 2 избирательные кампании проходили в условиях революции: как поведет себя избиратель, насколько реально смогут оценить ситуацию партии, какую роль возьмет на себя в этом событии власть и как избранные депутаты смогут отстоять интересы своего избирателя, вот неразрывно связанные между собой вопросы, ответы на которые могут дать характеристику российскому конституционализму.
На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа, а именно Государственной думы, ограничивающего монархическую власть и Основные законы 23 апреля 1906 года, определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти.

Содержание

Введение 2
Государственные думы в России в начале XX века 4
История появления Государственной Думы в России 4
Изменения в государственном управлении в 1905 – 1906 гг. 6
I Государственная дума 9
II Государственная дума 11
III Государственная дума 13
IV Государственная дума 16
V Государственная дума 18
VI Государственная дума 19
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Государственная дума в начале XX века.docx

— 66.36 Кб (Скачать)
Санкт-Петербургский  Государственный

Университет Водных коммуникаций

Кафедра отечественной истории, политологии  и социологии

 
Реферат на тему: «Государственная дума XX века»
 
 
 
 
 
 
 
 

      Работу  выполнил:

      Студент группы ИЗ-12

        Гренишин А.В. 

      Работу  принял:

      Д-р ист. наук, доцент кафедры ОИПиС

      Бунакова В.А. 
       

Санкт-Петербург

2011

 

Оглавление

Введение 2

Государственные думы в России в начале XX века 4

    История появления Государственной Думы в России 4

    Изменения в государственном управлении в 1905 – 1906 гг. 6

    I Государственная дума 9

    II Государственная дума 11

    III Государственная дума 13

    IV Государственная дума 16

    V Государственная дума 18

    VI Государственная дума 19

Заключение 20

Список использованной литературы 22

 

Введение

     В рамках истории  российского парламентаризма белым  пятном для современной науки  остается тема выборов в Государственную  Думу. Выборы в 1 Государственную Думу были первыми общероссийскими выборами: ни у власти, ни у политических партий подобного опыта еще не было.

     Первые 2 избирательные кампании проходили  в условиях революции: как поведет  себя избиратель, насколько реально  смогут оценить ситуацию партии, какую  роль возьмет на себя в этом событии  власть и как избранные депутаты смогут отстоять интересы своего избирателя, вот неразрывно связанные между собой вопросы, ответы на которые могут дать характеристику российскому конституционализму.

     На  пути конституционного строительства  в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший  введение гражданских свобод и организацию  законодательного органа, а именно Государственной думы, ограничивающего  монархическую власть и Основные законы 23 апреля 1906 года, определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы  для императорской власти.

     В Основных законах отмечалось, что  вместе с Думой и Государственным  советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает  силы. Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года, а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух парламентов, двух присутствий и канцелярии.

     В течение многих десятилетий изучение истории Государственной думы всех ее четырех созывов (1906 - 1917 гг.) имело академический характер. Но когда в стране появилась Государственная дума, это изучение приобрело и большое практическое значение.

     Основная  задача исторической науки заключается  в том, чтобы, опираясь на объективный  анализ выявленных факторов, дать оптимальный  прогноз развития того или иного  явления, вскрыть причины тех  или иных явлений в настоящем.

     Поэтому в настоящей работе сделана попытка  описать историю появления и существования Государственной думы.

 

Государственные думы в России в начале XX века

История появления Государственной  Думы в России

 

     К народному представительству люди стремились с далекой древности. В Новгороде и Пскове, Москве и  Рязани, в Киеве и Владимире  собиралось народное вече, чтобы решить, кого призвать на княжение, собирать ли в поход дружину, увеличивать  ли подати и т.д. В известной степени  продолжением этой формы представительства  был Земский собор. Постепенно в обществе вызрела идея выборности соборов: к концу XIV в. Земские соборы стали выбирать по сословиям. А к концу XVII в. деятельность соборов отмирает. На смену им приходит Сенат Петра I, который взял на себя функции законодательного органа. Через Сенат Петр проводил все свои реформы. Столь же самодержавно правила и Екатерина II, она предприняла некоторые шаги в сторону формирования выборных общественных органов, в первую очередь в лице «Уложенных комиссий».

     Попытка поставить  страну на конституционный путь была предпринята при Александре I. На 1 сентября 1810 г. было даже запланировано  открыть Государственную Думу, созданную, по идеям М.М. Сперанского. Активное конституционное брожение в кругах дворянства после победоносного марша в 1813 году по Европе испугали царя. Активный поиск конкретных форм конституционного устройства был отложен до начала XX века.

     В августе 1905 года, император Николай II издал манифест, провозгласивший создание в России Государственной Думы как «законосовещательного представительного органа». Монарх дал знать всем просвещенным слоям Российской империи и всему цивилизованному миру, что он согласен с идеей создания в стране парламента.

     Это было знаковое событие в политической истории России, ведь после упразднения  Петром I земских соборов страна очень долгое время жила вообще без  общенационального представительного  учреждения.

     Николай II не отличался  волевым характером и не придерживался  прогрессивных политико-правовых взглядов. Он решился встать на путь конституционной  реформы не по зову реформаторства, которого у него просто не было, а  под напором революционных событий. Царское правительство не смогло устоять перед «воспалением страстей и крайними обстоятельствами» и в спешном порядке разработало правовые акты о создании Государственной Думы. Это стало возможным благодаря русской революции 1905 года. Одна из газет того времени назвала учреждение Думы «великим даром революции». Этот «дар» предназначался не царю с его властвующей бюрократией и, разумеется, не народу, а повзрослевшей российской элите. Именно она давно желала заполучить реальные политические права для участия в управлении государственными делами.

     Само название будущего парламента – «Государственная Дума» - было взято у М.М. Сперанского. Еще в 1809 году великий реформатор предложил создать в России стройную и единую по вертикали и горизонтали представительную систему власти от волостных дум вплоть до Государственной Думы. Но этому предложению не суждено было сбыться. Государственная Дума образца августа 1905 года выглядела «как древо без корней, ибо не имела, в отличие от проекта Сперанского, соответствующих структур в губерниях, уездах, волостях».

     В России в начале XX века исполнительная и законодательная власти не обособлялись: император возглавлял правительственную  власть, он же сохранял высшую законодательную  власть. В этом отношении возникновение  совещательных государственных  структур (Государственного Совета, Кабинета Министров, Сената, а потом и Государственной  Думы) означало начало внедрения в  государственную жизнь империи  принципа разделения властей.

     Историческое  значение утвержденных правовых актов  об учреждении и избрании Государственной  Думы заключалось в том, что в  систему верховного управления, наряду с единодержавием, была введена новая  представительная структура власти, которая опиралась на избрание. Несмотря на свой совещательный характер, Государственная Дума наделялась правом отклонения законопроектов большинством в две трети голосов. А это уже было, пусть и умеренным, но ограничением абсолютной власти монарха в области законодательства.

     Это был самый  первый шаг к установлению в России конституционной монархии. Именно за ним последовало издание манифеста 17 октября 1905 года, принятие новых более  прогрессивных актов о формировании Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, утверждение  новой редакции Основных законов  Российской империи.

     Восхищенный изданием царского манифеста об учреждении Государственной Думы, известный  русский публицист А.С.Суворин  писал 20 августа 1905 года в «Новом времени»: «Зажглась заря нового дня, когда голос русского народа будет слышен не только во всей России, но и во всем мире. Русский народ выстрадал этот призыв к законодательной работе множеством лет своего роста и своей работы в поте лица, в напряжении всех сил, физических и нравственных».

     Однако  «заря нового дня» светила недолго. Благодаря революции 1905 года Государственная Дума появилась на свет, но в результате февральской революции 1917 года она была упразднена.

Изменения в государственном  управлении в 1905 – 1906 гг.

 

     Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 года и кончая Основными государственными законами 23 апреля 1906 года. По первоначальному проекту (6 августа 1905 года) Государственная дума предполагалась как законосовещательное установление, избираемое на основе цензового представительства от трёх курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта. 17 октября 1905 года принимается Манифест об усовершенствовании государственного порядка, провозгласивший: дарование свободы совести, слова, собраний и союзов; привлечение к выборам широких слоёв населения; обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.

     19 октября 1905 года был утвержден указ «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений». В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение. Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров.

     11 декабря 1905 года  в разгар вооруженных столкновений  в Москве был издан закон  о выборах в I Государственную  думу. По этому закону выборы  были не прямые, не равные, не  всеобщие и не демократические.  И все же данный закон расширил  избирательные права путем установления  четвертой курии – рабочей,  от которой избиралось около  3% депутатов. Более 40% депутатов  Думы избирало крестьянство, которое  царские сановники по-прежнему  считали главной опорой государства  и престола. Была сохранена цензовая  система и сословный принцип.

     Так же были сохранены  общие ограничения в избирательном  праве, установленные в августе 1905г. Целые слои населения – женщины, военнослужащие, так называемые «бродячие  инородцы» (т.е. кочевники – скотоводы) – лишались права избирать и быть избранными. Выборы предполагались двухступенчатые, отдельные по губерниям и областям и по крупным городам. Число выборщиков, участвующих в собраниях по губерниям и областям, было установлено специальным списком по каждой административной единице отдельно. Для собраний выборщиков по городам устанавливалась единая квота: по 160 человек в столицах и по 80 человек в остальных городах.

     Что касается членов Государственной думы, избираемых выборщиками на собраниях, то их число было определено отдельным  списком по каждой губернии, области, городу. Всего в списке значилось 412 мандатов, в том числе 28 от городов.

     Хотя ряд ограничений  на участие в выборах в Думу нельзя признать разумными, в частности, отстранение от выборов лиц администрации  и полиции, тем не менее их общая  социальная направленность очевидна: не допустить в Думе смуты и  вольнодумства. Этим целям в первую очередь служили высокий имущественный и возрастной ценз и недопуск к участию в выборах студентов, ограничение числа членов Думы, избираемых от городов.

     20 февраля 1906 г. было принято  новое положение о Государственной  Думе, призванное реализовать обещания, данные в Манифесте 17 октября  1905 г. Однако в полной мере  это сделано не было. Дума наделялась  законодательными правами (а не  законосовещательными, как это было  по Закону от 6 августа 1905 г.), но  законопроекты, принятые Думой  подлежали утверждению в Государственном  Совете и императором. Дума  рассматривала бюджет и отчет  по нему, что ограничило право  императорской власти бесконтрольно  распоряжаться финансами.

Информация о работе Государственная дума XX века