Формы и методы госудаственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 21:17, реферат

Описание работы

Основной целью данной контрольной работы является рассмотрение форм и методов управленческих действий, из которой вытекают следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и виды форм государственного управления;
- рассмотреть методы управленческих действий.

Содержание

Введение
I. Формы и методы управленческих действий
1. Понятие и виды форм государственного управления
2. Методы государственного управления
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

формы и методы гос и муниципального управления.rtf

— 189.71 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

I. Формы и методы управленческих действий

1. Понятие и виды форм государственного управления

2. Методы государственного управления

Заключение

Список литературы 

 

      Введение 

     Государственное управление - важнейший вид социально значимой деятельности, обеспечивающей организацию и системное взаимодействие всех заинтересованных субъектов в экономической, социальной, культурной деятельности, создающей гарантии реализации их прав и обязанностей при соблюдении интересов общества, государства, граждан и их объединений в рамках действующего законодательства.

     В процессе государственно - управленческой деятельности исполнительных органов и должностных лиц используются различные способы осуществления управляющего воздействия, в которых с наибольшей наглядностью проявляется содержание государственной деятельности по управлению важнейшими сферами жизни общества.

     Именно управленческие связи по универсальному типу «субъект-объект» в максимальной степени выражают содержание повседневного процесса функционирования всех звеньев государственно-властного механизма, созданного для претворения в жизнь управленческой миссии государства.

     Использование в рамках управленческой деятельности различных форм и методов управления обусловливается целями, задачами и функциями государственного управления. Формы управления призваны обеспечить наиболее целесообразное выполнение функций управления и достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.

     Управленческая деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц, служащих осуществляется в определенных формах, каждая из которых обусловлена задачами и функциями управления и имеет особое содержание. Всякая деятельность по управлению характеризуется собственным содержанием, то есть конкретными связями, принципами, процессами, участниками и элементами; всякое содержание управления имеет конкретную форму своего внешнего выражения.

     Основной целью данной контрольной работы является рассмотрение форм и методов управленческих действий, из которой вытекают следующие задачи:

     - охарактеризовать понятие и виды форм государственного управления;

     - рассмотреть методы управленческих действий. 

 

      I. Формы и методы управленческих действий 

     1. Понятие и виды форм государственного управления 

     Задачи и функции государственного регулирования реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. А осуществление ими функций государственного управления происходит в определенных формах управленческой деятельности, которые регламентируются правовыми актами в целях их упорядоченности и результативности.

     Таким образом, внешнее практическое выражение государственно- управленческой деятельности представляет собой форму этой деятельности.

     Поскольку правовые формы управления имеют юридическое установление и содержание, то они влекут соответствующие правовые последствия. Правовая форма управления «характеризуется следующими признаками:

     - установление в нормативном акте;

     - наличие государственно-властной природы;

     - подзаконность управленческих действий и подзаконный характер полномочий органов управления и их должностных лиц;

     - главное содержание - исполнительно-распорядительная деятельность» 1.

     Среди форм управления выделяют:

     - установление норм права (правотворчество);

     - применение норм права (издание индивидуальных актов управления);

     - проведение организационных действий;

     - осуществление материально-технического обеспечения этих действий.

     Выделяют следующие две наиболее общие и крупные группы форм управленческой деятельности:

     а) правовые формы, которые связаны с установлением, применением и защитой норм административного права;

     б) неправовые формы, в которых совершение тех или иных управленческих действий непосредственно не связано с изданием юридических актов управления.

     Возможна также смешанная или «организационно-правовая форма управления, например, разработка оптимальных организационных структур и штатной численности территориального органа исполнительной власти»2.

     Неправовые формы представлены организационными действиями и материально-техническими операциями. Последние не связаны с реализацией государственно-властных полномочий исполнительной власти, хотя и способствуют их осуществлению. Такие формы при их применении не влекут юридических последствий, не создают новых и не изменяют старых административно-правовых отношений.

     Неправовые формы управления традиционно включают:

     - организационные, организационно-инструкционные действия или мероприятия (проведение совещаний, распространение опыта), разработку методических рекомендаций, оказание практической помощи исполнителям на местах.

     - материально-технические действия: формы управленческой деятельности, обеспечивающие эффективность служебной деятельности и связанные с ведением делопроизводства, регистрацией, оформлением, размножением и рассылкой документов, обработкой информации.

     Правовые формы управления всегда связаны с осуществлением органами государственной власти и органами местного самоуправления властных полномочий правоустановительного, правоприменительного, регулятивного и правоохранительного характера. Правовые формы гос. управления классифицируются по своему содержанию, по целенаправленности и по способу выражения.

     По содержанию правовые формы подразделяются на правотворческую и правоприменительную деятельность. Правотворческая управленческая деятельность состоит в создании правовых норм, их изменении или отмене. Правоприменительная деятельность заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного жизненного факта под соответствующую норму права с целью принятия на этой основе индивидуального правового акта.

     По целенаправленности правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние (применяются внутри самой системы государственного управления) и внешние (связанные с реализацией задач государственного управления в соответствующей сфере общественной жизни).

     По способу выражения правовые формы управления делятся на словесные (устные и письменные) и конклюдентные (выраженные знаками, сигналами или иным несловесным образом).

     Также правовые формы могут быть квалифицированы следующим образом:

     - по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов, заключение административных договоров, выпуск ценных бумаг) и базирующиеся на них (регистрационные, разрешительные, контрольные, лицензионные);

     - по достигаемым результатам: позитивное регулирование либо реакция на негативные явления в сфере государственного управления;

     - по направленности: воздействие на общественные отношения в сфере государственного управления (внешняя направленность) либо на деятельность подчиненного управленческого персонала (внутренняя направленность);

     - по объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам;

     - по субъектному выражению: односторонне выраженные (правовые акты) либо многосторонне выраженные (административно-правовые договоры);

     - по инициативе применения: используемые субъектами исполнительной власти по своей инициативе либо по инициативе вышестоящих органов, либо по инициативе других участников управленческих отношений (н-р, по обращениям граждан, сообщениям средств массовой информации, результатам опросов населения)

     - по условиям применения: нормальная обстановка или режим чрезвычайного (военного) положения;

     - по отношению к другим субъектам государственной власти: используемые в отношениях с законодательными либо судебными органами;

     - по особенностям объекта управляющего воздействия: юр. лица, граждане РФ, иностранцы;

     - по юридическому содержанию: дозволительные, запретительные, предписывающие;

     - по характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные и процессуальные.

     Разграничивают также публично-правовые и частноправовые формы осуществления управления. Среди публично-правовых форм выделяют нормоустановление, волеизъявление и реальные административные акты.

     Нормоустановление - это появление норм права, адресованных публичным управлением внешней среде (субъектам права, связанным с управлением, или обязанным выполнять его предписания).

     К нормоустановлению можно отнести:

     а) правовые положения, которые являются абстрактно - всеобщими правилами органов управления;

     б) положения (уставы) - абстрактные правила субъектов непосредственного управления;

     в) внутренние административные предписания должностных лиц.

     Главными признаками нормоустановления являются абстрактно всеобщее действие, односторонность, установление для адресатов необходимого регулирования соответствующих отношений или правил.

     Волеизъявление публичного управления (администрации). К таким актам относятся:

     а) административный акт (типичная форма управленческих действий в системе юрисдикционного (принуждающего) управления).

     б) административный договор (форма управленческих действий в системе обеспечивающего управления).

     Основной признак волеизъявления - это сознательное объявление, причем воля субъекта получает правовое оформление (заявление о расторжении контракта в системе государственной службы).

     Реальные административные акты - это важнейшая форма управления, отличающаяся от волеизъявления тем, что не направлены на создание определенных правовых последствий, а влекут за собой практический результат (заявления прессы, отзывы (заключения), выдача справок).

     Основной признак реальных актов - появление практического результата управления.

     Формы управленческих действий носят организационный характер, «реализуя такие действия, как: «исполнение», «принятие мер», «согласование», «координация», «контроль», «учет», «подписание», «передача», «подготовка» и т.п.»3

     Самой общей организационной формой управления является подготовка и принятие управленческого решения, которое оформляется в виде правового акта - нормативного или индивидуального. Управленческое решение готовится соответствующими подразделениями органа управления, а принимается в установленной форме руководителем органа.

     Кроме того, важную роль играют такие организационные формы работы, как согласование, координация, получение и сбор информации, информирование.

     Орган управления, его персонал в пределах своей компетенции реализуют право получать информацию от других субъектов и обеспечивать доступ к своей информации, необходимой как другим органам управления, государственным и негосударственным, так и гражданам (ФЗ ОТ 27.07.2006 № 149-ФЗ 4, Постановление Правительства РФ от 12.02.2003 № 98 5).

     Все большее значение приобретают формы деятельности органов исполнительной власти, связанные с обеспечением непосредственного контакта с гражданами. Порядок приема населения, соблюдение процедур оформления их заявлений, просьб, предложений, результатов опросов и др. должен быть включен в функции субъектов управления. Многие органы управления, используя информационные технологии, осуществляют контакт с гражданами по форме «одного окна». Система «одного окна» состоит в том, что бы граждане могли обращаться за предоставлением информации в одну организацию, которая сама обеспечивает контакты с другими структурами, имеющими необходимую информацию.

Информация о работе Формы и методы госудаственного и муниципального управления