Формы и методы государственного управления

Автор: a***********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение форм и методов управленческих действий, из которой вытекают следующие задачи:
- раскрыть понятия и дать общую характеристику форм и методов государственного управления;
- изучить правовые акты управления: понятие и юридическое значение, классификацию правовых актов управления; порядок подготовки, издания, вступления в силу и действия актов государственного управления; требования, предъявляемые к актам управления, и последствия их несоблюдения; порядок отмены, изменения и приостановления актов государственного управления; особенности актов с административными санкциями

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.1. Понятие и характерные черты административно-правовых
форм государственного управления………………………………………………5
1.2. Классификация форм управленческой деятельности……………………….8
2.1. Виды административно-правовых методов
государственного управления……………………………………………………..13
2.2. Характеристика методов государственного управления……………………14
3.1. Административно-правовые акты управления……………………………...
3.2. Отличие административно-правовых актов управления
от смежных правовых форм………………………………………………………
3.3. Классификация административно-правовых
актов управления…………………………………………………………………..
3.4. Лицензирование как метод контроля
в государственном управлении……………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………………..

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ1.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

    Письменный  акт управления рассматривается как надлежащим образом оформленный официальный письменный документ. Во многих случаях акт имеет юридическую силу лишь тогда, когда соответствующим образом письменно оформлен.

    Наряду  с письменными актами существуют устные (приказы, распоряжения, указания, команды и т.п.). Чаще всего они издаются в процессе оперативного решения вопросов управления, особенно в силовых структурах. Так же как и письменные, они влекут юридические последствия.

    Конклюдентные акты. Воля субъекта управления может выражаться посредством сочетания определенных жестов, сигналов, движений, знаков, звуков и других конклюдентных действий. Таковы, например, жесты милиционера, регулирующего движение транспорта и пешеходов, сигналы и специальные знаки, подаваемые работниками железнодорожного, водного, воздушного транспорта в целях регулирования и обеспечения безопасности движения, сигналы светофоров, дорожные знаки и разметка дорог.

    Несоблюдение  предписаний, выраженных конклюдентным  способом, также может повлечь  за собой определенные юридические  последствия.

    Профессор Д.Н. Бахрах предложил дополнительно  классифицировать правовые акты управления по функциональной роли, в зависимости от объема полномочий, порядка принятия, по степени сложности и другим критериям. Имеются и иные классификации. В основном они отражают содержание перечисленных выше подходов. 

3.4. Лицензирование как метод контроля

в государственном  управлении

    В целях упорядочения процесса рыночных отношений государство формирует соответствующее законодательство. Основным является Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности.

    Сферой  применения этого Федерального закона определены отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов (103 вида) деятельности в соответствии с установленным перечнем (п. 1 ст. 17).

    Действие  рассматриваемого Закона не распространяется на следующие виды деятельности: деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность в области связи; биржевая деятельность; деятельность в области таможенного дела; нотариальная деятельность; страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; осуществление внешнеэкономических операций; осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров; приобретение оружия и патронов к нему; использование результатов интеллектуальной деятельности; использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации); использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира; деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии; образовательная деятельность.

    Основными принципами осуществления лицензирования являются: обеспечение единства экономического пространства на территории РФ; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; установление единого порядка лицензирования на территории РФ; установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

    Правительство при осуществлении лицензирования в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом основными направлениями внутренней политики государства наделяется следующими полномочиями: утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Законом (ст. 6) определены полномочия лицензирующих органов, которые выражаются в следующем: предоставление лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий; возобновление действия лицензий; прекращение действия лицензий; ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании; контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

    Законодательно  определено, что лицензирующие органы формируют открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством РФ ограничен.

    Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Законодатель определил следующие критерии по определению территориальной сферы действия лицензий.

    Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Законодательством Российской Федерации определен  конкретный круг общественных отношений, к которым применяется институт лицензирования. Помимо получения лицензий в отношении ряда видов экономической  деятельности, при осуществлении которых требуется соблюдать различные требования в целях обеспечения безопасности определенного вида (экологические, противопожарные, эпидемиологические, санитарные и другие), действует практика выдачи со стороны государства разовых разрешений на определенный срок.

    Такие разрешения, являясь дополнительным основанием для совершения юридически значимых действий определенного вида, позволяют государству более  эффективно осуществлять централизованную политику, направленную на обеспечение соблюдения конкретных норм и правил, вытекающих из действующих предписаний различных нормативных правовых актов или нормативных решений органов местного самоуправления. 
 
 
 
 
 

    Заключение

    В соответствии с задачами в работе были охарактеризовано понятие формы государственного управления, изучены признаки правовой формы управления, рассмотрены виды форм государственного управления, а также рассмотрены методы управленческих действий.

    Можно сделать вывод, что практическое значение форм управления заключается  в том, что посредством использования их в управленческой практике осуществляются полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, создаются и обеспечиваются порядок управления, права и свободы граждан, законность совершения управленческих процедур, гласность и учет общественного мнения.

    На  рубеже третьего тысячелетия идет переосмысление парадигмы государственного управления, что вызвано глобальными социальными реформами, осуществляемыми в разных странах. Процессы трансформации привели к переходу цивилизации на постиндустриальные рельсы. Общество становится все более информационно открытым, при этом происходит принципиальное обновление понимания роли государственного управления, его социальной обусловленности, масштабности и эффективности.

    Задачи  и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях  органов государственного управления и должностных лиц, осуществляемых в определенных формах и соответствующими методами.

    В основе административно-правовых методов  проявляются два универсальных метода воздействия на волю, сознание, поведение людей и их коллективов, а именно – убеждение и принуждение. 

    «____»______________2011г.

    _____________________

Список  использованных источников и литературы

  1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. Изд. 2-е, дополненное. М.: Омега-Л, 2007.
  2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2006.
  3. Административное право Российской Федерации / Отв. ред. ред. Н.Ю. Хаманева. – М.: Юристъ, 2005.
  4. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2005.
  5. Тимошенко И.В. Административное право: конспект лекций / И.В. Тимошенко – Изд. 2-е. доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  6. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ
  7. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года N 118 "Об утверждении Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту"
  9. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2007 года N 123н "Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета"
  10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П.
  11. Федеральный закон от 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах"
  12. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Информация о работе Формы и методы государственного управления