Финансовые взаимоотношения между центром и регионами Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:24, реферат

Описание работы

Цель реферата: определить финансовые взаимоотношения между центром и регионами Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:

1. определить сущность, цели и задачи региональной политики государства

2. рассмотреть взаимоотношения федерального центра с регионами России

3. выявить проблемы взаимоотношения центра и регионов России

Содержание

Введение


1. Сущность, цели и задачи региональной политики государства

2. Финансовые взаимоотношения федерального центра с регионами России

3. Проблемы взаимоотношения центра и регионов России

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

   Содержание 

Введение  
 

1. Сущность, цели и задачи региональной политики государства

2. Финансовые взаимоотношения федерального центра с регионами России

3. Проблемы взаимоотношения центра и регионов России  

Заключение  

Список использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Отношения между  регионами и федеральным центром - одна из тем, которая постоянно  в центре внимания научных дискуссий. Маятник суждений, обвинений, предположений  качается из стороны в сторону  в зависимости от политической и экономической ситуации в стране. Разумеется, центр и регионы находятся под воздействием друг друга и оно не всегда равное. Несомненно одно: в новой России субъекты Федерации получили возможности для самостоятельного развития, используя для этого природный, экономический, кадровый потенциал, геополитическое положение.

Актуальность  темы заключается в том, что в  современной России проблемы регионального  развития приобрели чрезвычайное значение, оказывая большое и противоречивое влияние на все стороны развития государства. В число этих неразрывно взаимосвязанных проблем-сторон входят как развитие регионов России, так и процессы, имеющие пространственные формы проявления (экономические, политические, социальные, демографические).

Все государства мира более свободны от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Все большее число государств может позволить себе (хотя никогда не позволяет) полностью отказаться от вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка, ограничиваясь косвенным регулированием через систему налогов, экологических, антимонопольных и прочих правовых ограничений, через законы о труде и государственно разрешенную деятельность профсоюзов и других общественных организаций. Но ни одно государство в мире, как бы не декларировало и не обеспечивало оно самостоятельность своих территориальных единиц, не может и, главное, не имеет права уйти от ответственности за территориальную целостность страны, за недопущение экологических, экономических, этнических и иных региональных кризисов, за развитие всех территорий государства как среды жизнеобеспечения всего народа.

Цель реферата: определить финансовые взаимоотношения между центром и регионами Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:

1. определить  сущность, цели и задачи региональной политики государства

2. рассмотреть взаимоотношения федерального центра с регионами России

3. выявить проблемы взаимоотношения центра и регионов России  
 
 

1. Сущность, цели  и задачи региональной политики  государства  

Региональная  политика - система мер, направленных на регулирование развития регионов ради достижения заданных целей. Важно  учитывать, что региональная политика "субъективна" и динамична. Ее сутью является частичное перераспределение ресурсов между регионами в целях сглаживания территориальных различий и на этой основе оптимизации территориальной структуры общества.

Основными элементами региональной политики являются следующие.

  1. Налоговая политика - определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.
  2. Бюджетная политика - механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.
  3. Ценовая политика - государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.
  4. Инвестиционная политика - мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.
  5. Структурная политика - система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.
  6. Социальная политика - определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.

Выделяют такие  уровни региональной политики:

  1. Федеральный - определение «объективных» критериев отношения центра к регионам разного типа в сочетании с системой «индивидуальных» мер, направленных на решение конкретных региональных проблем;
  2. Региональный - выбор модели поведения региональных властей: «либеральная» модель, предполагающая отказ от вмешательства власти в хозяйственную деятельность, и "консервативная" модель, предполагающая сохранение в той или иной форме государственного контроля.

Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:

- обеспечение  экономических, социальных, правовых  и организационных основ федерализма  в Российской Федерации, создание  единого экономического пространства;

- обеспечение  единых минимальных социальных  стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;

- выравнивание  условий социально-экономического  развития регионов;

- предотвращение  загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

приоритетное  развитие регионов, имеющих особо  важное стратегическое значение;

- максимальное  использование природно-климатических  особенностей регионов;

- становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Для достижения этой цели региональная политика призвана выполнять следующие основные задачи:

  1. сохранение единого внутреннего рынка России, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связей, общей денежно-кредитной системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории России, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;
  2. повышение благосостояния населения в каждом регионе, постепенное выравнивание уровня жизни, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях;
  3. расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынков капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;
  4. преодоление общего кризиса и реформирование экономики;
  5. преодоление нестабильности в политическом отношении, межэтнической напряженности и противоречивости национально-государственного устройства России и др.

Региональная  политика должна быть направлена на создание в каждом регионе ресурсно-финансового  потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития: обеспечение комплексного развития региональных инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и качестве жизни в городах различных категорий. 
 
 
 

2. Взаимоотношения  федерального центра с регионами России 

В основе формирования бюджетов субъектов Федерации лежит  принцип межбюджетных отношений.

Межбюджетные  отношения — это отношения  между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

В основе межбюджетных отношений лежит бюджетный федерализм. Он строится на следующих принципах:

  • сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;
  • самостоятельность бюджетов всех уровней;
  • законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;
  • объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;
  • единство бюджетной системы;
  • равенство бюджетов различных уровней. 

Далее рассмотрим формы межбюджетных трансфертов, предоставляемые из федерального бюджета уровням регионального и местного бюджета.

Статья 129. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета

Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета  предоставляются в форме:

  1. финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и иных дотаций и субсидий;
  2. субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций и иных субвенций;
  3. финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами;
  4. иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;
  5. бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации.

Статья 130. Условия  предоставления межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета 

1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Бюджетные  кредиты из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской  Федерации предоставляются при  условии отсутствия просроченной  задолженности соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом.

Использование бюджетных кредитов, полученных бюджетами  субъектов Российской Федерации  из федерального бюджета, для предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам не допускается.

3. Дотации из  Федерального фонда финансовой  поддержки субъектов Российской  Федерации и бюджетные кредиты  из федерального бюджета бюджетам  субъектов Российской Федерации,  для которых в двух из трех  последних отчетных лет доля  указанных дотаций в общем объеме собственных доходов превышала 50 процентов, в течение трех финансовых лет начиная с очередного финансового года предоставляются при условии подписания и соблюдения условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации.

Порядок заключения указанных соглашений и контроля за их исполнением устанавливается  Правительством Российской Федерации.

4. Федеральными  законами и принятыми в соответствии  с ними нормативными правовыми  актами Правительства Российской  Федерации могут быть установлены  дополнительные условия предоставления  субсидий из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации и (или) местным бюджетам.

5. При несоблюдении  органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления  условий предоставления межбюджетных  трансфертов из федерального  бюджета, определенных бюджетным законодательством, Министерство финансов Российской Федерации вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) соответствующим субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям).

6. Межбюджетные  трансферты бюджетам закрытых  административных территориальных  образований предоставляются с  учетом особенностей, установленных  Законом Российской Федерации  от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом  административном территориальном образовании".

Информация о работе Финансовые взаимоотношения между центром и регионами Российской Федерации