Финансирование избирательных кампаний и деятельности избирательных комиссий

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 21:31, лекция

Описание работы

Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» устанавливает общие положения системы финансирования избирательной кампании для федеральных органов. Согласно статье 12, Центральная избирательная комиссия и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации уполномочены распределять предусмотренные федеральным бюджетом средства на подготовку и проведение выборов и осуществлять контроль за использованием этих средств. ЦИК уполномочена издавать инструкции по вопросам применения закона.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Дополнительные  расходы на товары и услуги

Несмотря на отсутствие положений закона, регулирующих данную область, инструкциями Центральной избирательной комиссии предписывалось составление письменных контрактов и соответствующей документации, подтверждающей соглашения между кандидатами и лицами, предоставляющими товары и услуги (такие как эфирное время на ТВ и услуги издательств). Очевидно, что в этих контрактах стоимость предоставляемых товаров и услуг часто занижалась. Вместо этого, контракты служили прикрытием расходования денежных средств, предоставленных лицами или заинтересованными группами, прямые пожертвования от которых были запрещены или ограничены в размерах. Представляется сложным выявить такие соглашения, отчет о которых поступил, и которые предполагают значительный, но скрытый, рост объемов финансирования избирательной кампании кандидата.

Уклонение от очевидных политических целей

Сложно отличить чисто политическое выступление - изложение  взглядов на общественно-важные проблемы или комментарии по поводу деятельности правительства и отдельных должностных лиц - от выступлений или деятельности, явно направленных на оказание поддержки определенному кандидату, и являющихся предметом регулирования законодательством о порядке финансирования политических кампании. В Соединенных Штатах после двадцатилетней практики применения действующих федеральных законов о финансировании политических кампаний продолжаются дискуссии и споры относительно значения понятий «поддержка определенному кандидату» или «выступления против него». Должно ли сочетание «выражение поддержки» сопровождаться словами «голосуйте за» или «голосуйте против»; или же такой смысл может быть вложен в обращения к общественности, единственной целью и результатом которых является оказание влияния на избирателей?

С этой проблемой  определения мы столкнулись и при проведении последних выборов в России. Политические деятели заявили, что агитационные объявления и деятельность, якобы имеющая отношение к выборам, не предназначались для активной поддержки того или иного кандидата. Некоторые выступления на телевидении и в печатных изданиях являлись, по утверждению этих людей, политическим комментарием, а не имели целью оказать влияние на избирателей, чтобы побудить их голосовать за или против какого-либо кандидата, хотя такие выступления проводились по просьбе или при взаимодействии с кандидатами, избирательными группами или их доверенными лицами. Таким образом, эта деятельность не учитывалась и отчетов о ней не поступало.

Преимущества  пребывания в должности

Трудно переоценить  влияние нахождения у власти на ход  предвыборной кампании и результаты президентских выборов 1996 года. Органы исполнительной власти, администрация Бориса Ельцина оказывали большое влияние на ход избирательной кампании благодаря преимуществам своего положения: возможности принимать решения, изменять политику и санкционировать правительственные действия и расходы, что оказывает требуемое влияние на определенные демографические группы избирателей и целые регионы. Исполнительная власть также может привлекать внимание средств массовой информации к подобным действиям. У действующей администрации есть организация и личная заинтересованность в сохранении своей власти вплоть до местного уровня. Некоторые действия администрации по оказанию поддержки средствам массовой информации находятся вне прямой юрисдикции законов и нормативных актов, регламентирующих порядок финансирования избирательной кампании (кроме случаев взяточничества, которые имели место).

Кроме естественных преимуществ пребывания у власти и оказания политического давления у действующей администрации есть возможность использования государственных фондов, ресурсов, сооружений и служащих для оказания поддержки одному кандидату и влияния на результаты выборов. Злоупотребление властью в развитых демократических странах категорически признано неэтичным и незаконным. Несмотря на это, даже в самых совершенных демократических системах происходят нарушения, по которым производятся расследования и которые преследуются по закону. В ходе последних выборов Президента многие обозреватели убедились в том, что в кампании Ельцина напрямую использовались средства федерального правительства в размерах, превышающих официально учтенные расходы.

Обстоятельства, при которых стало возможным  неофициальное и не учтенное использование  средств, сложились под влиянием ряда факторов, среди которых выделяются:

- огромное влияние  лиц, обладающих властью; 
- заговор молчания среди политических лидеров, боявшихся привлечь к себе пристальное внимание; и 
- как минимум, молчаливое согласие средств массовой информации.

В общественном сознании общества наблюдается полное отсутствие оценки данной проблемы и  необходимости осуществления взаимоконтроля противоборствующими избирательными организациями и кандидатами  через средства массовой информации.

Таким образом, ограничения, установленные законом, и требования по ведению финансовой отчетности соблюдались формально и многократно нарушались как в ходе президентских выборов 1996 года, так и при проведении выборов в Государственную Думу 1995 года. Ограничения, наложенные на источники поступления средств, размеры пожертвований и полную сумму расходов кандидатов, могли часто нарушаться как в результате сознательного уклонения от исполнения законов, так и в результате предоставления неполной отчетности. В результате, финансовые отчеты были, по крайней мере, неполными. Предоставленные данные о финансировании избирательной кампании не получали широкой огласки и не подвергались тщательному контролю со стороны общественных деятелей, которые имели возможность осуществить такой контроль.

Информация о работе Финансирование избирательных кампаний и деятельности избирательных комиссий