Философия права Петражицкого

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:51, реферат

Описание работы

Одним из основоположников психологической теории права является Л. Петражицкий (1897-1931). Психологическая теория права характеризуется следующими чертами – она подразделяет право на позитивное и интуитивное. Позитивное право «определяется как совокупность норм права». Оно представлено в виде официально действующих в государстве нормативно-правовых предписаний. Интуитивное или неофициальное право – это чисто психическое явление, особое состояние души человека. Охватывая эмоции, представления, переживания и т.п., оно отходит от однообразного шаблона поведения людей, который диктуется позитивным правом

Содержание

Введение
1. Петражицкий Л.И. – один из основателей психологической
теории права
2. Общая характеристика теории права Петражицкого Л.А.
2.1. Деление права на интуитивное и позитивное
2.2. Интуитивное право
2.3. Справедливость
2.4. Позитивное право и его виды
2.5. Законное право
2.6. Обычное право
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

реферат_философия права Петражицкого.doc

— 75.00 Кб (Скачать)
">     Справедливость  отличается индивидуальной изменчивостью по содержанию, имеет различное содержание у разных классов людей и индивидов, обладает большей способностью приспособляемости к конкретным обстоятельствам, чем позитивное право, развивается постепенно и незаметно. Нормы справедливости представляются с наивно-проекционной точки зрения, вследствие независимости от местных законов, обычаев вечными, неизменными, имеющими всеобщее значение. 

     2.4. Позитивное право  и его виды 

     Под позитивным правом, как реальным явлением Л.И. Петражицкий разумеет «императивно-атрибутные переживания, содержащие в себе представления нормативных фактов как оснований обязанностей».

     В области позитивного права можно  различать несколько видов и  разновидностей, смотря по тому, на какого рода нормативные факты имеется ссылка в данных позитивно-правовых переживаниях.

     Учение  о видах права заимствовано у  древних римских юристов, но оно  скрывается под своеобразным и, по-видимому, означающим нечто иное именем учения о так называемых «источниках  права». По мнению Л.И. Петражицкого к источникам права относят законное и обычное право.

     В области позитивного права следует  различать три различные вещи:

    • нормативные факты, соответствующие поступки людей, постановления законодателей и т.д.;
    • императивно-атрибутивные переживания, связанные с представлениями этих фактов – само позитивное право как реальный феномен;
    • соответствующие нормы, эмоциональные фантазии, порожденные этими переживаниями.

     В области изучения позитивного права  и отдельных его видов –  дело зависит от психического состояния подлежащих индивидов или народных масс, от их психических склонностей, психических привычек и диспозиций, убеждений разного рода, так что восприятия и представления соответствующих фактов, например, изданных в надлежащей форме государственных законов, обычаев предков иногда возбуждают в их психике позитивно-правовую реакцию, вызывают соответствующее позитивное право.

     С точки зрения психологической теории права как императивно-атрибутивных переживаний круг факторов, могущих  играть роль нормативных в области позитивного права, значительно шире, и видов позитивного права значительно больше. 

     2.5. Законное право 

     Законы, или законные правовые нормы –  выражения и понятия с точки зрения Петражицкого Л. И. Однозначащие – суть, по господствующему определению, нормы, установленные государством, или ведения, выражения воли государства (или органов государственной власти). При этом подразумевается или особо указывается в определении, что подлежащие предписания должны быть составлены и изданы в надлежащем, установленном правом данного государства, порядке.

     Далее, законы в тесном смысле автор делит  на основные, или конституционные, и  обыкновенные. Основные, или конституционные  законы, определяются обыкновенно как  такие законы, которые определяют основные начала государственного устройства страны и издаются особым осложненным порядком. Правильнее говорить не об особом порядке издания этих законов, а о существовании особых правил для их отмены или изменения, затрудняющих эти акты и способствующих прочности и постоянству соответственного права. Следует притом заметить, что в число конституционных законов могут включаться и включаются не только законы, определяющие основные начала государственного устройства, а и разные другие законы, пересмотр коих создатели конституции желают по таким или иным соображениям затруднить. Таким образом различие между основными и обыкновенными законами имеет чисто формальный, касающийся порядка их изменения, характер.

     В процессе образования законов Петражицкий  Л. И. Различает пять стадий: 1) почин, или инициативу закона, 2) обсуждение, З) утверждение, или санкцию закона, 4) промульгацию и 5) обнародование, или публикацию.

     Под законодательною инициативою в  техническом смысле подразумевается  внесение в законодательное учреждение предложения об издании, изменении или отмене закона, имеющее то значение, что законодательное учреждение обязано обсудить и так или иначе решить возбужденный законодательный вопрос.

     Промульгацией называется повеление со стороны  главы государства обнародовать и исполнять утвержденный им закон.

     Закон вступает в действие, признается обязательным для граждан, не раньше обнародования. Момент начала действия закона может  быть установлен в самом законе; в частности, в области обширных и заключающих в себе много  новшества законов момент начала действия отлагается нередко на более или менее продолжительное время, для доставления населению возможности надлежащего ознакомления с содержанием нового права . Если в самом законе не назначен момент вступления в действие, то этот момент определяется общими, в разных государствах различными правилами. Содержание этих правил определяется, с одной стороны, тем соображением, что законы нельзя считать известными народонаселению с момента выхода в свет того номера официального издания, в котором он напечатан.

     И здесь следует сказать: центр  тяжести понятия и учения о  законном праве и законах должен быть перенесен в область право-психологического действия; существенно не то, от кого исходит закон, от данного государства, его органов или от кого-либо другого, а то, что соответственный акт получает в данном государстве силу нормативного факта, т. е. Вызывает соответственное императивно-аттрибугивное сознание.

     Петражицкий Л. И. Определяет:

     1. Законное право, как императмвн-аттрибутивные  переживания со ссылкою на представляемые односторонние правовые распоряжения кого-либо, как на нормативные факты.

     2. Законы – как представляемые  односторонние правовые распоряжения  кого-либо, поскольку они являются  нормативными фактами (т. е.  Поскольку подлежащие представления оказывают соответственное влияние на чью-либо правовую психику, возбуждая или устраняя, или изменяя императмвн-аттрибутивные переживания)

     Установленные массы и классовые понятия  законного права и законов, объемлющие несоразмеримо более явлений, чем ходячие представления о законах, допускают деление на разные виды, подвиды т и разновидности с различных точек зрения и для различных теоретических и практических надобностей, в том числе для получения более узких классов и классовых понятий, удовлетворяющих потребностям офиииально-правовой и практическо-догматической юриспруденции.

     Петражицкий допускает деление права:

     1. По тем представляемым существам,  от которых они представляются  исходящими на божеские и человеческие.

     2. Смотря по разным общественным сферам действия, можно различать законы и законное право: семейственные, родовые, общинные, государственные, церковные и т. д.

     3. Смотря по наличности или отсутствию  официального значения в государстве,  законы и законное право можно  делить на официальные и неофициальные. Официальное значение могут иметь и имеют не только государственные законы, а и разные другие, например, церковные законы, поскольку подлежащее право пользуется официальным признанием со стороны государства, уставы и иные постановления разных частных, признаваемых государством, обществ, например, акционерных компаний, клубов, ученых обществ и проч.

       Характерною особенностью законодательства  и законного права по отношению  к другим видам нормативных  фактов и позитивного права,  в частности по отношению к обычному праву, является то, что здесь одно лицо или известная группа лиц может по своему усмотрению вызывать в психике других, в частности в психике более или менее обширных народных масс, такое право на будущее время, какое ему или ей представляется с какой-либо точки зрения желательным, а равно устранять, отменять существующее право и производить разные другие изменения в чужой правовой психике и жизни (впрочем, разумеется, в пределах своего законодательного авторитета и соблюдения других условий успешного нормативного действия законодательных постановлений, избегания резких противоречий с интуитивным правом и т. д.). При этом подлежащие правовые изменения, в том числе такие, которые могут происходить в виде медленного и постепенного развития и без законодательного вмешательства, например, путем соответственного развития обычного права, в области законодательства могут быть произведены внезапно, сразу, в избранное по усмотрению время. С этими особенностями связаны разные дальнейшие характерные свойства законодательства и законного права, в частности разные его достоинства и недостатки по сравнению с другими видами нормативных фактов и позитивного права. 

     2.6. Обычное право 

     Обычное право обыкновенно определяется как такое право, которое, не будучи установлено законом (или государством), фактически соблюдается, или — которое выражается в постоянном однообразном соблюдении известных правил поведения.

     Петражицкий различает два вида обычного права: 1) право обычаев предков, старых традиций, старины и 2) право современных обычаев, обычно соблюдаемого, общепринятого.; для краткости первое можно назвать условно старообразным, второе новообразным; в области обычно-правовой психика первого вида престиж, авторитет (эмоциональная сила) обычного права, при прочих равных условиях тем выше, чем старее, древнее представляется данный обычай: чем старее, тем святее.; в области обычно-правовой психики второго рода она при прочих равных условиях тем выше, чем более общепринятым и неуклонно соблюдаемым в подлежащей сфере представляется данное правовое поведение.

     Человеческая  культура, в том числе хозяйственная  жизнь, орудия и способы производства материальных благ и т. д. движется вперед не пропорционально времени, а в  ускоряющейся прогрессии по отношению  ко времени на низших, примитивных стадиях развития жизнь относительно неизменна, процесс культурных изменений происходит весьма медленно, на высших стадиях развития изменения делаются все быстрее и быстрее. Столь сильные изменения человеческой жизни, для которых на примитивных стадиях требуются десятки тысяч лет, происходят на последующих ступенях в течение тысячелетий, затем столетиями, а теперь, в частности, под влиянием могучего фактора человеческого прогресса — науки, десятилетия вносят более сильные изменения, чем какие прежде достигались в течение тысячелетии, а отсюда по отношению к обычному праву вытекают следующие положения:

     1. Косность и архаичность обычного  права, медленность развития и  относительная неподвижность.

     2. Чем выше ступень культуры, тем  более консерватизм обычного права делается отрицательным фактором социальной жизни и культуры и ее прогресса.

     3. Сообразно великой ценности обычного  права и вообще обычаев предков  (в том числе нравственных, технических  и иных) на низших ступенях  культуры, как основного разумного руководства социальной и индивидуальной жизни имеют великий престиж и ореол. Обычное право имеет великую мотивацию иную и культурно воспитательную силу и ценность, а законодательство относительно бессильно и малоценно.

 

      Заключение 

     .И. Петражицкий (1867-1931) был одним из самых выдающихся теоретиков права в России. Он явился создателем оригинальной психологической теории права, идеи которой получили признание не только на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, где ученый долгие годы преподавал, но и за рубежом, продолжая и сегодня оказывать влияние на мировую юриспруденцию. В творчестве Петражицкого модельный ряд вариантов правопонимания, описывающих отдельные элементы правовой структуры, себя исчерпал. Общую направленность движения западной правовой мысли можно представить следующим образом: идея аксиологически наполненного права, существующего независимо от субъекта (естественное право), была заменена идеей права как текстуально выраженной воли государства, существующей также автономно от субъекта социального действия, но уже имеющей с ним связь через государственную власть, через аппарат государства. В социологическом варианте правопонимания право впервые оказалось непосредственно связанным с социальными субъектами и фактически понималось как результат их социальной коммуникации, но Петражицкий пошел еще дальше и замкнул право на индивидуальном субъекте. Круг оказался завершенным: от максимально реифицированной правовой действительности, существующей вне субъекта (юснатурализм), был совершен переход к праву как к созданию самого человека, эмоции, не выходящей за границы его субъективности.

     Как известно, Петражицкий понимал под  правом переживаемые субъектом специфические  эмоции. Их отличие от других эмоций мыслитель видел в двустороннем характере: с одной стороны, они авторитетно (императивно) возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно отдают другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас. Такие эмоции Петражицкий называл императивно-атрибутивными, в отличие от императивных моральных эмоций, которые, предписывая определенное поведение как обязанность, не предоставляют никому права требовать ее безусловного исполнения.

     Наличие атрибутивной, управомочивающей составляющей и является сутью права, отличающее его как специфическое явление от всех других явлений. В этой части своей теории Петражицкий осуществил, фактически, феноменологический анализ права, выявив его неизменную структуру как связь правомочия и обязанности и это, несомненно, является его непреходящей заслугой. Но общие субъективистские предпосылки его теории не позволили сделать из этого положения научно корректные выводы. Право, по сути, сводилось Петражицким к индивидуальным эмоциям (части правосознания) и тем самым создавался обедненный и ложный образ права, а сама сфера правового непомерно расширялась.

Информация о работе Философия права Петражицкого