Дисциплинарная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 05:45, реферат

Описание работы

Одним из важнейших средств обеспечения дисциплины и законности в сфере государственной службы является дисциплинарная ответственность. Укрепление уровня исполнительской и служебной дисциплины в рядах государственных служащих имеет первостепенное значение для создания нормальных условий функционирования государственной власти.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ административное право.docx

— 34.32 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ.

    Одним из важнейших средств обеспечения  дисциплины и законности в сфере  государственной службы является дисциплинарная ответственность. Укрепление уровня исполнительской  и служебной дисциплины в рядах  государственных служащих имеет  первостепенное значение для создания нормальных условий функционирования государственной власти. Неисполнение и ненадлежащее исполнение государственными служащими федеральных законов, указов Президента РФ и решений судов  не только дискредитирует государственную  власть, создает условия для коррупции  и злоупотреблений, но и нарушает права и свободы граждан, подрывает  основы конституционного строя России. Премьер-министр РФ В.В. Путин говорил: "Ключевой вопрос любой власти - это доверие граждан государству. Степень этого доверия напрямую определяется тем, как оно защищает своих граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников. Однако ни орган законодательной и исполнительной власти, ни суд, ни правоохранительные структуры здесь еще не дорабатывают. В результате - нарушаются права и интересы граждан, подрывается авторитет власти в целом. И потому проблема эта носит политический характер".

    Развитие  правового регулирования и эффективность  практического применения дисциплинарной ответственности к государственным  служащим невозможно без подробного и всестороннего изучения ее основания - должностного проступка.

    Актуальность  исследуемой проблемы также определяется тем, что становление новой российской государственности нередко тормозится в результате слабой исполнительской  дисциплины и безответственности должностных  лиц и работников федеральных  органов исполнительной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления, приводящих к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и решений  судов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

    Законность - это конституционный принцип  функционирования всех ветвей государственной  власти Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны  соблюдать Конституцию РФ и законы. 

    Законность - это точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов и подзаконных  актов государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, гражданами и их объединениями.

    Законность  основывается на следующих принципах:

    1) верховенство Конституции РФ  и законов (ст. 4 Конституции РФ), то есть обязательное исполнение  и соблюдение на территории  РФ Конституции и законов, которые  должны быть первичными; подзаконные  акты производны от них, следовательно,  принимаются в соответствии с  законами и во их исполнение;

    2) недопустимость противопоставления  законности и целесообразности. Законы определяют общие правила  поведения, подзаконные акты конкретизируют  указанные предписания с целью  решения поставленных задач при  осуществлении деятельности. В этих  случаях целесообразность действий  не должна выходить за рамки  закона. Деятельность осуществляемая  не в рамках закона, неприемлема  и противоправна; 

    3) гарантированность прав и свобод  личности. Человек, его права и  свободы являются высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защита  прав и свобод человека и  гражданина - обязанность государства  (ст. 2 Конституции РФ). Это достигается  путем создания условий (гарантий) для реализации прав и свобод  гражданина и человека. Гарантированность  прав и свобод личности связана  с гарантиями законности: политическими,  экономическими, социальными и правовыми  (юридическими);

    4) создание обстановки неотвратимости  ответственности в случае нарушений.

    Одним из средств обеспечения законности в сфере публичного права является привлечение к дисциплинарной ответственности  должностных лиц и работников органов исполнительной власти. 
 
 
 
 
 
 

    2. СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И УСЛОВИЯ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

    Служебная дисциплина заключается в правильном, своевременном, целесообразном и, наконец, законном выполнении всеми государственными служащими государственных органов  должностных обязанностей, установленных  российским законодательством: федеральными законами; иными нормативными правовыми  актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти и субъектов  РФ; правилами внутреннего трудового  распорядка в государственном органе; должностными инструкциями государственных  служащих; приказами начальников  государственных органов; условиями  контракта о службе в государственных  органах.

    К основным условиям, обеспечивающим служебную  дисциплину, относятся:

    1) персональная ответственность государственного  служащего за исполнение своих  должностных обязанностей;

    2) соблюдение государственными служащими  законов и иных нормативных  актов, устанавливающих формы,  методы и содержание управленческой  деятельности, административных процедур;

    3) соблюдение правил внутреннего  распорядка в государственном  органе;

    4) соблюдение установленного порядка  работы со служебной информацией;

    5) признание, обеспечение и правовая  защита прав и свобод граждан;  корректное поведение при исполнении  должностных обязанностей;

    6) постоянное соответствие квалификационным  требованиям, предъявляемым к  занимаемой государственной должности  государственной службы; поддержание  каждым государственным служащим  уровня квалификации, необходимого  для исполнения своих должностных  обязанностей;

    7) постоянный контроль руководителя  государственного органа за исполнением  подчиненными должностными лицами  и государственными служащими  своих должностных обязанностей; умелое, справедливое, обоснованное  и законное применение руководителем  государственного органа по отношению  к подчиненным мер стимулирования (поощрения) и дисциплинарной  ответственности.

    Систематическим нарушением служебной дисциплины является повторное совершение в течение  года государственным служащим, имеющим  дисциплинарное взыскание, другого  дисциплинарного (должностного) проступка. 
 
 
 

    3. ПОНЯТИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

    Дисциплинарная  ответственность – вид юридической  ответственности, следовательно, для  нее характерны все признаки юридической  ответственности. Она наступает  за противоправное, виновное, наказуемое деяние и заключается в применении мер государственного принуждения.

    Основные  отличительные черты дисциплинарной ответственности в том, что она  налагается во внесудебном (административном) порядке и, поскольку является ответственностью перед работодателем, то налагается только в порядке подчиненности  по службе.

    Сущность (содержание) дисциплинарной ответственности  заключается в наложении дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой или служебной дисциплины на подчиненных  уполномоченными на то органами (должностными лицами).

    Ее  важнейшие отличительные особенности:

    1) применяется, как правило, за  дисциплинарные проступки, но  может наступить и за совершение  иных правонарушений (например, на  основании ст. 2.5 КоАП РФ);

    2) состоит в применении карательных  санкций — дисциплинарных взысканий;

    3) право на ее применение принадлежи  т субъектам линейной власти; она, как правило, реализуется  в рамках линейной власти, в  отношении линейно подчиненных  руководителю членов коллектива;

    4) основания и порядок наступления  дисциплинарной ответственности  регулируются различными отраслями  права. Но наибольшее число  лиц несут дисциплинарную ответственность  по трудовому и административному  праву. 
 
 

    4. ОСНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

    Дисциплинарный (должностной) проступок — основание  дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность заключается в  наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий  властью представителей администрации (руководителей, начальников). Противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей (нарушение служебной (или трудовой) дисциплины), не влекущее уголовной ответственности, принято именовать должностным (дисциплинарным) проступком. То или иное действие (или бездействие) служащего является нарушением трудовой дисциплины лишь при одновременном наличии следующих трех условий:

    а) если действие (бездействие) является противоправным (например, не может  считаться должностным проступком отказ государственного служащего  исполнять дополнительные обязанности  по другой государственной должности  государственной службы без его  согласия);

    б) если противоправное действие (бездействие) является виновным, т. е. совершенным  умышленно или по неосторожности (иначе говоря, неисполнение лицом  служебных обязанностей по причинам, от него не зависящим, — недостаточная  квалификация или трудоспособность, отсутствие надлежащих условий работы, неполучение служащим информации и  материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей и т. д. — не может рассматриваться как  неисполнение служебных обязанностей, ибо здесь нет вины служащего  в их неисполнении);

    в) если не исполнены именно должностные  обязанности, т. е. обязанности, вытекающие из данного государственно-служебного правоотношения (примерами таких  нарушений должностных обязанностей, в частности, являются несоблюдение государственной и иной охраняемой законом тайны, разглашение ставших  известными государственному служащему  в связи с исполнением должностных  обязанностей сведений, затрагивающих  частную жизнь, честь и достоинство  граждан).

    Классификация дисциплинарных проступков должностных  лиц по степени тяжести совершенного деяния с соответствующей дифференциацией  дисциплинарных взысканий выглядит следующим образом:

    - незначительные дисциплинарные  проступки – это проступки,  совершенные впервые или после  снятия ранее наложенного дисциплинарного  взыскания и не повлекшие нарушения  охраняемых законом прав и  законных интересов физических  и юридических лиц, а также  не причинившие материального  ущерба государству;

    - значительные проступки – проступки,  совершенные впервые или после  снятия ранее наложенного дисциплинарного  взыскания и повлекшие нарушение  охраняемых законом прав и  законных интересов физических  и юридических лиц и (или)  причинившие материальный ущерб  государству;

    - серьезные проступки1.

    Государственный служащий, допустивший должностной  проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения  вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, имеющего право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы. 
 
 

    5. НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ДИСЦИПЛИНАРНОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

    Дисциплинарная  ответственность реализуется в  дисциплинарных взысканиях, которые  устанавливаются: 1) федеральными законами; 2) законами субъектов Российской Федерации; 3) Трудовым кодексом Российской Федерации; 4) дисциплинарными уставами и специальными положениями о дисциплине; 5) Правилами  внутреннего трудового распорядка. Некоторые должностные лица подлежат ответственности также и за проступки, не совместимые с назначением  и сущностью отдельных видов  государственной службы. Дисциплинарные уставы некоторых категорий государственных  служащих устанавливают ответственность  за недостойное поведение в местах, расположенных в пределах функционирования соответствующих государственных  органов, предприятий и учреждений, если оно имело место и не при  исполнении служебных обязанностей (законы "О прокуратуре Российской Федерации", "О Федеральной  службе безопасности Российской Федерации" и др.).

Информация о работе Дисциплинарная ответственность