Анализ индивидуальных субъектов и раскрытие их административно-правового статуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение индивидуальных субъектов и раскрытие их административно-правового статуса.
Задачи курсовой работы:
более широко осветить различные взгляды на административно–правовой статус субъектов административно–правовых отношений.
определить место участников административно–правовых отношений в системе административного права Республики Беларусь.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 39.59 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Норма административного права, как  и норма любой другой отрасли  права, представляет собой правило  общего характера, определенную меру (масштаб) должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.

Административно-правовая норма - это  норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения  управленческого характера, возникающие  в иных областях государственной  деятельности. Виды административно-правовых норм: материальные и процессуальные, обязывающие, уполномочивающие, запретительные и поощрительные, территориальные, межтерриториальные и местные, срочные и бессрочные. Элементами (составными частями) административно-правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты. Вопрос о субъектах отрасли права относится к числу наиболее важных и сложных в юридической науке. Его правильное решение влияет на предмет и метод правового регулирования, четкое определение адресатов правовых норм, объема их прав и обязанностей, пределов действия правовых норм отрасли и ее принципов. Научные исследования, посвященные гражданам как субъектам административного права, способствуют выработке рекомендаций для законодательной и правоприменительной деятельности, они также необходимы для организации научной работы ученых.

Целью работы является рассмотрение индивидуальных субъектов и раскрытие  их административно-правового статуса.

Задачи  курсовой работы:

    • более широко осветить различные взгляды на административно–правовой статус субъектов административно–правовых отношений.
    • определить место участников административно–правовых отношений в системе административного права Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

1 ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

 

 

Правовой статус субъектов административного  права образуют нормы общие для  всех субъектов, например, нормы о  соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного  права объединяет нормы, которые  реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или  только к охотникам. Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного  права могут быть классифицированы на группы и виды.

По своему административно-правовому  статусу субъекты административного  права делятся на две группы: физические лица и юридические лица (организации). Физические лица в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин, иностранный гражданин и лицо без гражданства. В основу этой классификации принята степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей конкретного лица.

Организации как субъекты административного  права прежде всего надо разделить  на государственные и негосударственный  организации. Различие их состоит в  том, что государственные организации: 1) выполняют задачи, функции и  полномочия, порученные им государством, 2) они базируются на государственной  собственности, 3) управляются государством. К числу государственных организаций  относятся органы государственного аппарата — представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации — производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.

Организации негосударственные отличаются тем, что они не выполняют задач  и функций государства, хотя могут  и способствовать этому. Они не финансируются  государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления. К таким организациям можно отнести объединения граждан  — профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные  организации и т.д., а также  коммерческие организации — частные, кооперативные, акционерные, смешанные  и др.

 

1.1  Правовой статус граждан Республики Беларусь

 

 

 

Административно-правовой статус граждан  Республики Беларусь является, с одной  стороны, элементом более широкой  правовой категории, именуемой «правовое  положение», или «правовой статус»  гражданина (эти понятия используются в юридической литературе, как  правило, как синонимы). С другой стороны, он является частью такого важного  правового явления, как «правовой  статус личности». Этим понятием, по мнению большинства авторов, занимающихся проблемой, охватываются все институты, определяющие место и роль гражданина в обществе и государстве. По сути, данная категория представляет собой  комплексный государственно-правовой институт, а административно-правовой статус граждан в этом случае является его подинститутом. Однако административно-правовой статус граждан может рассматриваться  и как самостоятельный институт, включающий в совокупность предоставленных  гражданам прав, свобод и гарантий их реализации в сфере административного  права. Содержание и сущность административно-правового  статуса граждан проявляются  в ряде признаков.

Во-первых, он складывается в рамках системы «государство (прежде всего, в лице его административных органов) — гражданин». При этом данные отношения  и связи носят основополагающий характер и выражают взаимную связь  государства и гражданина.

 Во-вторых, эти отношения осуществляются  гражданами в сфере государственного  управления.

 В-третьих, содержание этих  отношений зависит от ряда  причин, среди которых состояние  политико-правовой системы государства,  его экономики, правовая культура  граждан. 

 Административно-правовой статус  граждан характеризуется также  и единством равных прав и  обязанностей: наряду с правами  и свободами граждан в сфере  административного права существуют  и конституционно закрепленные  обязанности, одной из которых  в соответствии со ст. 52 является  обязанность соблюдать Конституцию,  законы и уважать национальные  традиции[1].

 Содержание правового статуса  граждан в сфере административного  права (административная правосубъектность)  зависит от объема и содержания  административной правоспособности  и дееспособности.

 Административная правоспособность, то есть способность граждан  быть носителем прав и обязанностей  в административно-правовой сфере,  является основополагающим элементом  в характеристике административно-правового  статуса гражданина. По общему  положению, правоспособность граждан  — неотъемлемое качество, возникающее  с момента рождения человека. Объем и содержание административной  правоспособности определяются  законами и соответствующими  подзаконными актами, в которых  содержатся конкретные нормы  административного права. Объем  административных прав, свобод и  обязанностей граждан определяется  рядом обстоятельств: возрастом,  состоянием здоровья, наличием соответствующего  образования и др. Так, например, право на получение жилья возникает  у граждан с момента рождения  и принадлежит им всю жизнь,  право на управление автотранспортом  — с 18 лет, причем реализация  этого права зависит, в свою  очередь, от ряда условий: сдачи  соответствующего экзамена, состояния здоровья и т.д. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема, добровольный отказ от нее не имеет силы, и объем ее может изменяться только законом.

 Правоспособность граждан в  ряде предусмотренных законодательством  случаев может ограничиваться. В  частности, это происходит в  связи с совершением административных  правонарушений, за которые закон  предусматривает санкции в виде  лишения специальных прав. Ограничение  административной правоспособности  имеет место и в случае возникновения  особых условий (стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий), которые требуют  введения специального режима  территории, предусматривающего ограничения  свободы передвижения, свободы проведения  митингов, демонстраций, въезда и  выезда с территории и др.

 Административная дееспособность, то есть способность гражданина  своими действиями приобретать  и осуществлять предоставленные  ему законом права, выполнять  установленные обязанности и  нести юридическую ответственность  в административно-правой сфере,  также связана с возрастом  и в ряде случаев с состоянием  здоровья (наличием психического  расстройства, вследствие которого  гражданин не может понимать  значения своих действий или  руководить ими). Несовершеннолетние  в возрасте от 14 до 18 лет, а также  малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены частичной административной  дееспособностью. Полная дееспособность  в сфере административного права  наступает с совершеннолетием.

 Административная деликтоспособность  граждан наступает при достижении  ими 16 лет. Именно с этим  возрастом КоАП Республики Беларусь  связывает возможность привлечения  к административной ответственности[3].

 

 

1.2 Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

 

 

 

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь иностранные граждане и  лица без гражданства пользуются на территории нашей страны правами  и свободами и исполняют обязанности  наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Правовой статус данной категории лиц  регулируется также законом «О правовом положении иностранных граждан  и лиц без гражданства в  Республике Беларусь».

 В целом объем их административной  правоспособности уже правоспособности  граждан Республики Беларусь: иностранные  граждане и лица без гражданства  не имеют всех тех прав, которыми  обладают граждане Республики  Беларусь. Исключением являются  те случаи, когда в соответствии  с международными договорами, заключенными  Республикой Беларусь, этим лицам  предоставляется более широкий  круг прав и свобод.

 В соответствии с Конституцией  Республики Беларусь, а также  законом «О правовом положении  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Республике  Беларусь» иностранным гражданам  и лицам без гражданства, которые  находятся в Республике Беларусь, гарантируются неприкосновенность  личности и жилья, другие личные  права и свободы. 

 Вместе с тем для иностранных  граждан установлен ряд ограничений,  в частности, в сфере избирательного  права (участие в референдумах). Кроме того, они не могут назначаться  на отдельные должности или  заниматься трудовой деятельностью.  На это указывает, например, ст. 16 данного Закона, в которой говорится  о том, что иностранные граждане  и лица без гражданства не  могут выбирать и быть избранными  в выборные органы Республики  Беларусь, а также принимать участие  в референдумах.

 В ряде случаев (в целях  обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка,  здоровья, защиты прав и законных  интересов граждан Республики  Беларусь) законом устанавливаются  некоторые ограничения, в частности, на въезд иностранных граждан на территорию Республики Беларусь.

 Также может быть ограничен  срок пребывания иностранных  граждан и лиц без гражданства  на территории Республики Беларусь, а в ряде случаев они могут  быть выдворены за пределы  страны. Пользуясь указанными в  Конституции Республики Беларусь  многочисленными правами и свободами,  эти лица несут и соответствующую,  предусмотренную законодательством  Республики Беларусь ответственность. 

 Иностранные граждане и лица  без гражданства, проживающие  на территории Республики Беларусь, освобождены от выполнения ряда  обязанностей, возлагаемых на граждан  Республики Беларусь, в частности  от несения воинской службы, которая  в соответствии со ст. 57 Конституции  Республики Беларусь возложена  лишь на последних[1].

 

 

1.3 Правовой статус организаций

 

 

 

Принципы демократии, заложенные в  Конституции Республики Беларусь, реализуются  в различных формах народовластия, в числе которых участие общественных объединений в управлении государством. Право на свободу объединений, закрепленное в ст. 36 Конституции Республики Беларусь, нашло свое отражение в законе Республики Беларусь «Об общественных объединениях», в соответствии с которым общественным объединением является добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов, и имеет своей целью совместную реализацию гражданских, экономических, социальных и культурных прав[1]. 
Законодательством предусмотрена возможность создания на территории Республики Беларусь международных, республиканских и местных общественных объединений. Их административно-правовой статус имеет свою специфику: они создаются и действуют на основе принципов добровольности, самостоятельности и гласности и осуществляют свою деятельность согласно уставу (внутреннему нормативному положению, определяющему правовое положение лишь членов этой организации), в соответствии с Конституцией и иными актами законодательства Республики Беларусь. Государство обеспечивает сохранение и защиту прав и законных интересов всех общественных объединений, в том числе и административно-правовых. 
Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и обратное, не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Государство может оказывать в установленном законодательством порядке помощь общественным объединениям в осуществлении ими уставной деятельности.

Информация о работе Анализ индивидуальных субъектов и раскрытие их административно-правового статуса