Административный арест как мера администартивного наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Прежде чем начать рассматривать такую тему административного права, как административный арест как мера административного наказания, я хотел бы отметить, что при написании этой курсовой работы я использовал КоАП РФ, так как, фактически он является монопольным источником федеральных норм об административной ответственности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы 5
1.1 Понятие и цели административного наказания 5
1.2 Виды административных наказаний 8
Глава 2. Административный арест как вид административного наказания 12
2.2 Понятие административного ареста 12
2.2 Особенности административного ареста 16
Глава 3. Особенности производства по делам об административных правонарушениях, предусматривающих санкцию в виде административного ареста. 19
Заключение 24
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Вайнгольц Ап.docx

— 52.08 Кб (Скачать)

     Административный  арест - единственный из видов административных наказаний, который ограничивает свободу нарушителя. В случае совершения административных проступков иностранными физическими лицами соответствующие правовые последствия влечет также и применение наказания в виде административного выдворения.

     Административный  арест применяется только при  наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, исчерпывающий  перечень которых указан в ч. 1 ст. 4.3 КоАП; если таковые отсутствуют, должны быть применены другие, менее тяжкие административные наказания. КоАП существенно расширил возможность применения административного наказания в виде административного ареста и ужесточил предусмотренные этим наказанием ограничения.

     Таким образом, административный арест, применяемый  к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным  конституционным законом "О чрезвычайном положении", ограничен указанным  сроком. Назначение административного  ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного  правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП (нарушение требований режима чрезвычайного положения).

 

      Глава 3. Особенности производства по делам об административных правонарушениях, предусматривающих санкцию в виде административного ареста

    Административный  арест устанавливается и назначается  лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений (ч.2 ст.3.9 КоАП РФ).

    Санкция в виде административного ареста установлена КоАП РФ за следующие  правонарушения:

  • Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса (ст. 6.9 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
  • Получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП РФ), срок - от десяти до пятнадцати суток.
  • Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч.2 ст.12.27 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
  • Неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (ч.1 ст.17.3 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
  • Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации (ст.18.7 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
  • Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей (ч.1 ст.19.3 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
  • Неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) (ч.2 ст.19.3 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
  • Невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, связанных с соблюдением ограничений, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом (ст.19.24 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
  • Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан (ст.20.1 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
  • Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды (ч.3 ст.20.2 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
  • Демонстрирование фашистской атрибутики или символики в целях пропаганды такой атрибутики или символики (ст.20.3 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
  • Нарушение требований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа) (ст.20.5 КоАП РФ), срок – до тридцати суток.
  • Организация блокирования, а равно активное участие в блокировании транспортных коммуникаций (ст.20.18 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
  • Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (ст.20.21 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
  • Самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст.20.25 КоАП РФ), срок - до пятнадцати суток.
 

   К особенностям производства по делам об административных правонарушениях, предусматривающих санкцию в виде административного ареста можно отнести следующее.

   При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест присутствие лица, в отношении  которого ведется производство по делу, является обязательным (ч.3 ст.25.1 КоАП РФ).

   В случае вынесения определения об истребовании сведений, необходимых  для разрешения дела, истребуемые  сведения должны быть направлены в  суд незамедлительно. При невозможности  представления указанных сведений организация обязана в трехдневный  срок уведомить об этом в письменной форме судью, вынесшего определение (ст.26.10 КоАП РФ). 8 

   Жалоба  на постановление судьи о назначении административного наказания в  виде административного ареста подается судье, которым вынесено постановление  по делу и который обязан направить  ее со всеми материалами дела в  вышестоящий суд в день получения  жалобы (ст.30.2 КоАП РФ).

    Жалоба  на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение  суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест (ч.2 ст.30.5 КоАП РФ).

    Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в  день вынесения решения (ч.3 ст.30.8 КоАП РФ).

    Принесение  протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления (ч.2 ст.31.6 КоАП РФ). 9 

    Постановление судьи об административном аресте исполняется  органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Лицо, подвергнутое административному  аресту, содержится под стражей в  месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления  об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого  административному аресту. Отбывание  административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст.32.8 КоАП РФ).

    При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления  о назначении административного  наказания в виде административного  ареста, невозможно в установленные  сроки, судья может отсрочить  исполнение постановления на срок до одного месяца (ст.31.5 КоАП РФ).

 

Заключение

     Административные  наказания  играют  важную  роль  в  структуре  средств государственного  принуждения и тем самым в обеспечении  действенной  реализации государством  функций  блюстителя  общественно  значимых  интересов.  Основной государственной задачей в связи с этим выступает обеспечение условий, способствующих эффективности  и  в  то  же  время  разумности  властного вмешательства. Рассмотрение  отдельных  сторон  и  элементов  административных  наказаний обусловливает необходимость в обоснованном и четком определении разумной дистанции между  интересами  личности  и  общественным  укладом.

     Немаловажным  фактором,  определяющим  обоснованность  и  эффективность административных наказаний, является и сама система  административного принуждения, меры  которого  образуют  обособленные  совокупности (виды  административного принуждения)  по  определенной  предметно-целевой  направленности.

     Таким  образом,  судебный  порядок  наложения  административных  наказаний обусловлен (мотивирован) природой (характером) самих  прав, ограничиваемых в результате применения административных наказаний. 10

     Административный арест - это мера государственного принуждения вполне  способная обеспечить достижение целей социальной  справедливости,  общего  и специального  предупреждения,  а также исправления правонарушителя.  Между тем административный  арест необходимо рассматривать в числе других  видов административного наказания как самую строгую меру ответственности, что вытекает  из юридической природы ограничиваемых им  прав. Его исключительность  должна  учитываться законодателем и правоприменителем с соблюдением общеправовых  принципов дифференциации  и соразмерности мер юридической ответственности в демократическом правовом государстве.

     В итоге можно констатировать, что  сложившееся на сегодняшний день в Российской Федерации правовое понимание института административных наказаний выражает все то лучшее,  что  было  накоплено  за  годы  практической  деятельности  законодателя, правоприменителя и научно-теоретической мысли.  Результаты  такого  развития  нашли свое  либо  полное,  либо  частичное закрепление в  действующем  административном  законодательстве.  Такие  результаты  являются  показателем  не  только  силы государственной  власти  в  Российской  Федерации  как " демократическом,  правовом, дееспособном  федеративном  государстве", но  и стабильности  в обществе,  где действуют,  с одной стороны,  гарантии  справедливости,  неотвратимости административных наказаний, а с другой - гарантии защиты прав и свобод личности.

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г. //Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
  3. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях //под общей редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова. - ООО "Новая правовая культура", 2007 г. - 481 с. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
  4. Бахрах Д.Н. Административное право России/ Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. - М., Эксмо, 2006. - 528 с.
  5. Максимов И.В. "Административные наказания"// "Норма", 2009 - 205 с. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
  6. "Административный арест", А.С. Дугенец //"Российский следователь", N 2, 2004
  7. Административное право: учебник//Б.В.Россинский. – 4-е изд., пересмотр. и доп. – М.:Норма, 2010.-928 с.
  8. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. //Административное право: Учебник. - "Юстицинформ", 2007 г. - 237 с. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
  9. Малахов А.Б. «Административный арест»// Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. - М., Эксмо, 2008. - 328 с.

Информация о работе Административный арест как мера администартивного наказания