Административные правонарушения в области избирательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

За последние годы институт выборов органично вошел в жизнь российского общества как реально функционирующий механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Это обуславливает наличие большого количества пробелов и коллизий в избирательном законодательстве, что является причиной неэффективного регулирования общественных отношений в сфере избирательной системы Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие и основание административно-правовой ответственности правонарушений, посягающих на избирательные права граждан РФ. 6
1.1.Понятие, сущность правонарушений, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации. 6
1.2. Правовые основы административной ответственности за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан Российской Федерации. 14
1.3.Административно-правовой статус субъектов избирательного права. 19
Глава 2. Принятие мер ответственности к объектам правонарушения, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации. 24
2.1.Правовые особенности отдельных видов нарушений, посягающие на избирательные права граждан в Российской Федерации. 24
2.2.Особенности производства по делам в области избирательного права. 37
Заключение 42
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 99.24 Кб (Скачать)

Рассматривая административные правонарушения, посягающие на избирательные  права граждан РФ можно сделать  вывод, что законодатель изменил  основания привлечения к административной ответственности путем увеличения составов правонарушения. При этом ст.5.17 КоАП РФ состоит их двух, а ст.5.25 КоАП РФ – из пяти пунктов. Среди них принципиально новой является лишь одна статья это статья 5.24 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность председателя или члена избирательной комиссии, комиссии референдума за нарушение установленного законом порядка подсчета голосов. Остальные статьи воспроизводят действующие составов административных правонарушений с некоторыми редакционными поправками гипотезы и диспозиции, а также санкции соответствующих статей КоАП РСФСР 1984 года с последующими изменениями и дополнениями.

Нормы Федерального закона «Об административной ответственности  юридических лиц за нарушение  законодательства Российской Федерации  о выборах и референдумах»  включены в соответствующие статьи КоАП РФ17, которые в определенных случаях предусматривают административную ответственность как физических, так и юридических лиц за нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст.5.3, 5.5, 5.8, 5.9, 5.11, 5.12, 5.13, 5.16, 5.20, 5.23 КоАП РФ).

Одной из важных новелл КоАП РФ является дифференциация полномочий должностных лиц на составление  протоколов об административных правонарушениях (вынесение постановления, когда  эти действия осуществляет прокурор), связанных с выборами и референдумами. Так, например, членам избирательных  комиссий, комиссий референдума с  правом решающего голоса, уполномоченным соответствующими комиссиями такое  право предоставляется по девяти составам административных правонарушений (ст.5.2 – 5.4, 5.6, 5.9, 5.12, 5.16, 5.19, 5.20), прокурорам – по семи составам (ст.5.1, 5.5, 5.7, 5.8, 5.22 – 5.24), инспекторам Счетной палаты Российской Федерации – по одному составу (п.2 ст.5.17), должностными лицами органов, уполномоченных в области  печати, телевидения и радиовещания – по пяти составам (п.1-5 ст.5.25).

По некоторым правонарушениям  составлять протоколы могут разные должностные лица. Так, по четырем  составам (5.10, 5.11, 514, 5.15) такими полномочиями наделены должностные лица органов  внутренних дел (милиции) и члены  избирательных комиссий, комиссий референдума; по одному составу (ст.5.14) – члены  избирательных комиссий, комиссий референдума  и должностные лица органов печати, телевидения и радиовещания; по двум составам (п.1 ст.5.17, ст.5.18) – члены  избирательных комиссий, комиссий референдума  и инспектора счетной палаты российской Федерации; по одному составу (ст.5.21) –  инспектора Счетной палаты и должностные  лица органов внутренних дел (полиции).

Подробнее изучить правовые особенности  правонарушения, посягающего на избирательные  права граждан РФ можно с помощью  рассмотрения составов правонарушений перечисленных с ст. 5.1. – 5.25. КоАП РФ. Деяние виновного лица может выражаться в форме действия (активного, например, подкуп избирателей ст.5.16 КоАП РФ), а также в форме бездействия (например, неисполнение решений избирательной комиссии ст.5.3). Составы правонарушений, в большинстве случаев, являются формальными, т.е. для квалификации правонарушений необходимо доказать лишь факт совершения деяния, при этом не требуется выявления наступивших вредных последствий и ущерба. В определенных законом случаях, обязательно установление факультативных признаков объективной стороны, которые необходимо фиксировать в официальных документах.

Необходимо отметить то, что за совершение данных административных правонарушений законодатель установил ответственность, в виде административного штрафа и конфискации предмета административного  правонарушения.

Штраф  является одним из видов административного наказания. 18 Будучи наказанием имущественного характера, он является достаточно эффективной и наиболее распространенной мерой принудительного воздействия на правонарушителя. Юридическое содержание штрафа выражается в обязанности виновного лица уплатить в доход государства конкретную денежную сумму. Нарушение установленного законодательством правила поведения влечет ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от 5 до 500 минимальных размеров оплаты труда в зависимости от субъекта совершения административного правонарушения.

Среди избирательных правонарушений, закрепленных в главе 5 КоАП РФ, есть два состава административных правонарушений, где помимо административного штрафа предусмотрено дополнительное наказание - это конфискация предмета административного правонарушения. Например, статья 5.19 Использование незаконной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума. Законодатель прямо указал на обязательную конфискацию предмета, которым может являться любые материальные ценности, пригодные для использования при проведении выборов и референдумов (компьютерная техника, оргтехника, канцелярские товары, бумага и бензин и другие горюче-смазочные материалы, и др.). Подобная санкция также предусмотрена статьей 5.20. Финансирование избирательной кампании, проведения референдума помимо избирательных фондов, фондов для участия в референдуме и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки. В данном случае предметом административного правонарушения являются денежные средства (в отечественно и (или) иностранной валюте), а также любые материальные ценности, пригодные для использования в решении тех или иных задач избирательной кампании (референдума). Предмет административного правонарушения подлежит обязательной конфискации в качестве дополнительного административного взыскания.

Чтобы более полно понять взаимосвязь  норм материального права, связанного с проведением выборов и норм, устанавливающих административную ответственность за их нарушение19, рассмотрим примеры:

Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума  вне агитационного периода и  в местах, где ее проведение запрещено  законодательством о выборах  и референдумах.

1. Гражданам, общественным объединениям, политическим партиям и другим  субъектам указанное законодательство  обеспечивает право свободного  проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума)  при соблюдении ее условий.  В частности, установлены сроки  проведения агитации при проведении  выборов и референдумов (например, ст. 49 Федерального закона "Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации"). Агитационный период  начинается со дня выдвижения  кандидата, списка кандидатов, регистрации  инициативной группы по проведению  референдума и прекращается в  ноль часов за одни сутки  до дня голосования.

Агитация на каналах организаций  телерадиовещания и в периодических  платных изданиях начинается за 28 дней до голосования.

Ранее размещенные вне зданий и  помещений избирательных комиссий, комиссий референдума, помещений для  голосования и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания агитационные печатные материалы могут  сохраняться в день голосования  на прежних местах.

2. Законодательством РФ о выборах  и референдумах устанавливаются  не только сроки проведения  агитации, но и оговариваются  места, запрещенные для проведения  агитации посредством массовых  мероприятий - собраний и встреч  с гражданами, публичных дебатов  и дискуссий, митингов, шествий,  демонстраций и других мероприятий  (п. 10 ст. 54 Федерального закона "Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации").

3. Объективная сторона правонарушения  заключается в действиях по  проведению агитации с нарушением  правил относительно времени  или места ее проведения, т.е.  проведение агитации вне агитационного  периода (с ноля часов по  местному времени за сутки  до дня голосования и в день  голосования), а также проведение  агитации в запрещенных местах - в воинских частях или воинских  организациях, в помещении избирательных  комиссий и т.д.

4. Субъектами данного правонарушения  могут быть как граждане, осуществляющие  незаконную агитационную деятельность, так и должностные лица, разрешившие,  например, проведение предвыборной  агитации, агитации по вопросам  референдума в месте, где ее  проведение запрещено законом.  Также введена ответственность  и юридических лиц - организаций,  осуществляющих или допустивших  предвыборную агитацию (агитацию  по вопросам референдума) вне  агитационного периода.

5. Дела об административных правонарушениях  рассматривают судьи (ст. 23.1) в  пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы  об административных правонарушениях  составляют члены избирательной  комиссии, комиссии референдума  с правом решающего голоса, уполномоченные  избирательными комиссиями, комиссиями  референдума (ч. 5 ст. 28.3), должностные  лица органов внутренних дел  (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также должностные  лица органа, осуществляющего функции  по контролю и надзору в  сфере связи, информационных технологий  и массовых коммуникаций (п. 58 ч. 2 ст. 28.3).

Статья 5.1. Нарушение права  гражданина на ознакомление со списком  избирателей, участников референдума.

1. Право граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными  в органы государственной власти  и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме  зафиксировано в ч. 2 ст. 32 Конституции  РФ. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации" (с дальнейшими  изм. и доп.) конкретизирует содержание данных конституционных прав граждан и устанавливает гарантии их соблюдения и реализации.

На основании Конституции РФ приняты Федеральные законы от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с изм. и доп.), от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп.), от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. и доп.) и иные законодательные акты РФ и субъектов РФ. В них также содержатся нормы, определяющие избирательные права граждан, порядок и условия их реализации.

2. Гражданин Российской Федерации  участвует в выборах на основе  всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном  голосовании. Участие гражданина  в выборах является добровольным.

Право быть избранным в органы государственной  власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) наступает по достижении возраста, установленного Конституцией РФ (21 год - для избрания в депутаты Государственной  Думы, 35 лет и постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет - для избрания в качестве Президента России), а также федеральными законами. Законодательством субъекта РФ могут  учитываться дополнительные условия  реализации гражданами РФ пассивного избирательного права, связанные с  достижением определенного возраста. Установленный минимальный возраст  кандидата не может превышать 21 года на день голосования по выборам в  законодательный орган государственной  власти субъекта РФ и в органы местного самоуправления. Установление максимального  возраста кандидата не допускается.

Не имеют права избирать и  быть избранными, участвовать в референдуме  граждане, признанные судом недееспособными  или содержащиеся в местах лишения  свободы по приговору суда. Не имеют  права быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным  договором РФ.

3. Упоминаемый в диспозиции данной  статьи референдум - это всенародное  голосование по какому-либо важному  вопросу общегосударственного, регионального  или местного значения, право  на участие в котором установлено  также ч. 2 ст. 32 Конституции РФ. Порядок  организации и проведения референдума  Российской Федерации установлен  Федеральным конституционным законом  от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме  Российской Федерации" (с изм. и доп.). Референдум субъекта РФ и местный референдум проводятся в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований.

4. К числу гарантий избирательных  прав граждан и прав на участие  в референдуме относятся порядок  и правила включения их в  списки избирателей (ст. 17 Федерального  закона "Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации", ст. ст. 26 - 28 Федерального закона "О выборах  Президента Российской Федерации", ст. ст. 15 - 17 Федерального закона "О  выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации", ст. ст. 42 - 44 Федерального  конституционного закона "О референдуме  Российской Федерации" и др.).

5. Объективная сторона правонарушения  выражается в совершении членом  избирательной комиссии (комиссии  референдума) действий или бездействия,  нарушающих права граждан на  ознакомление со списком избирателей  (участников референдума), и в  частности те из них, которые  указаны в диспозиции комментируемой  статьи. Например, гражданину было  отказано в ознакомлении со  списком избирателей (списком  лиц, имеющих право на участие  в референдуме), или его заявление  по поводу невключения в список или по вопросу устранения в списке каких-либо неточностей, ошибок и т.п. не было рассмотрено в установленные законом сроки, или гражданину отказано в выдаче письменного ответа с изложением мотивов отклонения его заявления и т.д.

Информация о работе Административные правонарушения в области избирательного права