Административные правонарушение как юридический феномен на основе Настоящего Кодекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена на основе Настоящего Кодекса. Основные задачи работы:

Выявление основных признаков административного правонарушения. Рассмотреть сущность административного правонарушения и отграничение его от преступления.
Рассмотрение состава административного правонарушения, его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.
Определить критерии классификации и виды правонарушений.

Работа содержит 1 файл

Курсовая..docx

— 70.95 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     17 декабря 2002 года Палатой представителей был принят Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь, 2 апреля 2003 года одобрен Советом Республики, а с 21 апреля 2003 года вступил в действие. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается  на  Конституции  Республики  Беларусь  и  общепризнанных принципах международного права.

     Целью моей работы является рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена на основе Настоящего Кодекса. Основные задачи работы:

  1. Выявление основных признаков административного правонарушения. Рассмотреть сущность административного правонарушения и отграничение его от преступления.
  2. Рассмотрение состава административного правонарушения, его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.
  3. Определить критерии классификации и виды правонарушений.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что  административные правонарушения –  явление, затрагивающее практически  каждого, явление повседневности. Кроме того, изучения правонарушения важно потому, что правонарушения преступают интересы, обусловливающие право и охраняемые им, и тем самым   причиняющие вред общественным и личным интересам, установленному правопорядку. Это выражается в отрицательных последствиях правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, дезорганизацию общественных отношений и одновременно (хотя и не всегда) умаление, уничтожение какого-либо блага, ценности, субъективного права, ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения других субъектов.

     В курсовой работе я использовал разные учебники российских и белорусских  авторов их взгляды по некоторым  вопросам. Также в работе приведены  примеры из действующего законодательства Республики Беларусь.

1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ  И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВОНАРУШЕНИЯ

     Поведение людей в обществе может быть правомерным  и неправомерным. Противоправное поведение  выражается в совершении гражданско-правовых деликтов, дисциплинарных проступков, преступлений и административных правонарушений. Понятие административного правонарушения сформулировано в статье 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП). В соответствии с ним административное правонарушение – это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное), а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.[1]

      Под административным правонарушением, как основанием административной ответственности понимается виновное, противоправное деяние, которое посягает на установленные правом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила поведение граждан и должностных лиц в сфере государственного управления. При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Следует отметить, что понятия " административное правонарушение" и " административный проступок" отождествляются, то есть административный проступок не является особой разновидностью административных правонарушений, а признается синонимичным термином, также как и деликт.

      Анализ  сказанного позволяет выявить общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, отличающие последние от правомерного поведения, а также от иных правонарушений (преступлений, дисциплинарных проступков и других).

     Исходным в характеристике признаков является деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие.

     Действие  есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также  нарушения запрета например, статья 9.2 КоАП Республики Беларусь “ Клевета, то  есть  распространение заведомо  ложных,   позорящих другое лицо измышлений ”.[1]

     Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности например, статья 9.4 КоАП Республики Беларусь “Невыполнение   родителями   или   лицами,   их    заменяющими, обязанностей   по   воспитанию   несовершеннолетних  детей,  повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до  шестнадцати  лет  деяния, содержащего    признаки    административного    правонарушения,   либо преступления,  административная  или  уголовная   ответственность   за которые наступает после достижения этого возраста”.[1]

     Часто одни и те же обязанности могут  быть нарушены как действием, так  и бездействием. Статья 9.10 КоАП Республики Беларусь “Нарушение законодательства о выборах, референдуме, об отзыве депутата и ореализации права законодательной  инициативы граждан”.[1]

     1.Общественная опасность означает, что любой административный проступок, посягая на те, или иные общественные отношения, причиняет им вред. При чём нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение), так и создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических правил). Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения. Общественная опасность зависит от многих признаков: места, времени, способа совершения проступка, размера ущерба и так далее.

      2.Юридическим  выражением признака общественной  опасности является административная противоправность. Противоправность деяния заключается в том, что определённое лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом. В свою очередь государство признает общественно опасным и устанавливает правовой запрет на его совершение.

     3.Неотъемлемым  признаком административного правонарушения  является административная наказуемость. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность. Однако не все общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами, охраняются административными взысканиями. Например, согласно части 1 статьи 18.21 КоАП Республики Беларусь “Невыполнение  лицом,   управляющим   транспортным   средством, требования работника милиции об остановке транспортного средства - влечет наложение  штрафа  в  размере  от  двух  до десяти базовых величин”.[1]

     4.Обязательным  признаком административного правонарушения  является виновность совершенного деяния. Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Примером послужит часть 1 статьи  2.1 КоАП Республики Беларусь устанавливающая, что административное правонарушение это виновное деяние. Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Это всегда проявление воли и разума здравомыслящего человека. Не может быть признано административным правонарушением общественно опасное, наказуемое деяние, совершенное помимо воли человека, либо лицом не способным руководить своими действиями и осознавать их.

     Любое административное правонарушение характеризуется  наличием совокупности описанных выше признаков. Отсутствие любого из них  означает, что рассматриваемое деяние не является правонарушением. В таком  случае оно может являться иным правонарушением  или правомерным деянием.

     Все типы правонарушений обладают общими признаками и чтобы их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве которого выступает степень общественной опасности этих правонарушений. Общественная опасность – это совокупность конкретных признаков, закрепленных в нормах права и характеризующих отдельные элементы состава правонарушения и состава в целом. Эти признаки позволяют определить степень общественной опасности деяния и отграничить административное правонарушение от других типов проступков.

     В теории и на практике при выявлении  и квалификации правонарушения часто  возникает вопрос о его соотношении  с преступлением.

     В литературе высказывались различные  мнения относительно социально-правовой сущности административного правонарушения. Административные правонарушения трактовались как общественно опасными, но по своему характеру являющиеся менее  опасными, чем преступления;[3; с.15] Административные правонарушения являются вредными для общества, но не общественно опасными;[4; c.20] наконец, существует и третья точка зрения на проблему общественной опасности административного правонарушения. В соответствие с ней одни административные правонарушения являются общественно опасными, другие не являются таковыми, хотя и наносят вред.

     КоАП Республики Беларусь не содержит указания на общественную опасность. Следовательно, с формальной точки зрения административное правонарушение является противоправным деянием, но не представляет общественной опасности.

     По  существу же, административные правонарушения, как и преступления, являются общественно  опасными, различаясь лишь по степени такой опасности.

     Степень общественной опасности, которая определяется объектом посягательства, характером деяния, способом его совершения, наступившими последствиями, мотивом и другими признаками, административного правонарушения значительно ниже, чем преступления. Для ее определения и отграничения административных проступков от преступлений применяется такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, статья 9.1 КоАП Республики Беларусь “Умышленное причинение  телесного  повреждения,  не  повлекшего за собой  кратковременного  расстройства  здоровья   или   незначительной стойкой утраты трудоспособности, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до  тридцати  базовых величин или административный арест”.[1] В этом случае отсутствие тяжких последствий при административном проступке конкретизируется возможностью причинения легкого вреда здоровью потерпевшего, то есть причинение вреда здоровью, вызвавшее его кратковременное расстройство; материальный ущерб не должен быть крупным, которым признается стоимость имущества, превышающая пятьдесят базовых величин. Иногда достаточно наступления тяжких последствий, а не их реального наличия (нарушение правил перевозки взрывчатых веществ, даже если оно могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматривается как преступление).

     Часто критерием является размер имущественного ущерба, причиненного правонарушением и неоднократность совершения правонарушения в течение года после наложения административного взыскания за такое же преступление.

     Особый  вопрос в рамках социально-правовой проблемы административных правонарушений – это вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений.

     Такие юридические критерии содержатся в  уголовном и административном законодательстве и могут относиться как к объекту, объективной стороне состава  соответствующих правонарушений, так  и к его субъекту, субъективной стороне. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.

     Административное  правонарушение отличается от общественно  опасного дисциплинарного проступка  тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями. Нередко нарушение трудовых, служебных  обязанностей одновременно признаётся административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название “административно-дисциплинарные правонарушения (проступки)”.[5; c.251] Их субъектами являются не граждане, а лица, на которых возложено выполнение определённых трудовых, служебных функций.

     Общественная  опасность административного правонарушения во многом определяется субъективной стороной состава правонарушения. “Волевая реакция, - пишет А. Б. Агапов, - проявившаяся в осознанном противоправном поведении, означает, что лицо совершает общественно-опасное деяние, прогнозируя вредоносность результата своего действия (бездействия), при этом субъект сознательно допускает последствия поступка (так называемый косвенный умысел)”[3; c.30-31]. В данном случае субъект решается на противоправное действие или бездействие опосредованно.

     Таким образом, нет оснований подвергать сомнению общественно опасный «статус» административных правонарушений. Всякое административное правонарушение в той или иной степени является общественно опасным.

 

     

2 СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВОНАРУШЕНИЯ

     Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения его  от смежных (частично совпадающих) с  ним преступлений. В законодательстве отграничение их производится именно по юридическим критериям элементов  их состава. Там отсутствует понятие состава административного правонарушения, но его содержанием обосновываются правомерность и сущность такого понятия. Состав административного правонарушения – совокупность закреплённых нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.[5; с.246]

Информация о работе Административные правонарушение как юридический феномен на основе Настоящего Кодекса