Административные наказания: понятие, система, цель, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы -- изучить административные наказания.
Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятие и цели административных наказаний;
• рассмотреть виды административных наказаний;
• рассмотреть систему административных наказаний;

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
1. Понятие и цели административного наказания………………...4
2. Система административных наказаний…………………………7
3. Виды административных наказаний…………………………….10
Заключение…………………………………………………………..30
Список литературы………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Административные наказания, контр 3 курс.docx

— 54.45 Кб (Скачать)

Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2 КоАП РФ. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные  санкции, разные по содержанию, тяжести  и иным признакам. Перечень наказаний  дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодательством определена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться  и применяться следующие административные наказания (п.1 ст.3.2 КоАП):

1) предупреждение;

2) административный  штраф;

3)утратил силу

4) конфискация орудия  совершения или предмета административного  правонарушения;

5) лишение специального  права, предоставленного физическому  лицу;

6) административный  арест;

7) административное  выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное  приостановление деятельности.

10) обязательные  работы

В отношении физических лиц могут применяться все  эти виды административных наказаний; в отношении юридических лиц - только такие административные наказания, как предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

 

Административные  наказания в виде конфискация  орудия совершения или предмета административного  правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому  лицу, административного ареста, административного  выдворения за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства, дисквалификации , административного приостановления деятельности, обязательных работ устанавливаются только КоАП РФ. Административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа , а также обязательных работ предусматриваются как КоАП РФ, так и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Все административные наказания характеризуются общим  основанием их применения - совершением  административного правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме того, определяет единые принципы и порядок их назначения.

Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия можно выделить: морально-правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация).

Отметим, что назначение шести из девяти предусмотренных КоАП РФ видов наказаний находится в юрисдикции судей. К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Эти наказания назначаются судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В административном порядке КоАП разрешает применять только предупреждение, штраф и в отдельных случаях - административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Кодекс РФ об административных правонарушениях подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Дополнительное наказание назначается в качестве второго наказания к основному. Например, в соответствии с ч.1 ст. 14.16 Кодекса розничная продажа этилового спирта влечет наложение административного штрафа (основное наказание) с конфискацией этилового спирта (дополнительное наказание).

В соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.5

Рассмотрим подробнее  виды административных наказаний.

1) Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение как меру административного наказания не следует путать с предупреждением как мерой административного пресечения. Устные предупреждения, которые в качестве административно - пресекательной меры должностные лица делают гражданам или организациям, не считаются административными наказаниями. Точно так же не являются наказаниями письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но при этом не выносится постановление о назначении административного наказания.

Предупреждение  как мера административного наказания  всегда назначается путем вынесения  соответствующего письменного постановления  и вручения или направления копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному представителю.

 

Применение этой меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные  правовые последствия. Субъект ответственности  в течение года считается лицом, привлекшимся к административной ответственности. А это может повлиять на вид  и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию предупреждение - это мера морально - правового воздействия.

2) Административный штраф - административное наказание имущественного характера и имеет денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств. Он достаточно эффективен, наиболее распространен и может применяться только в качестве основного административного наказания. Штраф предусматривается практически всеми статьями Особенно части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.6

 К административному  штрафу как самой распространенной  мере административной ответственности  можно применить различные основания  для классификаций.

По основаниям применения штраф подразделяется на: абсолютно-определенный и относительно-определенный.

Абсолютно-определенный штраф выражается в четко определенном размере, установленном действующим  законодательством и не допускающим  других вариантов (например, ст. 11.17 и 11.18, 12.1 КоАП РФ), где, в частности, за безбилетный проезд в пригородном поезде предусмотрен административный штраф в размере ста рублей и другие варианты отсутствуют.

Относительно-определенный штраф содержится в преимущественном количестве статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  и заключается в установлении границ возможного к применению размера, например незаконное получение кредита влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей (ст. 14.11 КоАП РФ) либо исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, который не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение (часть 4 настоящей статьи).

Непосредственно применяемый  размер штрафа в каждом конкретном случае определяется уполномоченными  на то органами или должностными лицами на основании главы 23 КоАП РФ.

Кроме того, в зависимости  от формы исчисления штрафа его можно  рассматривать как величину, кратную:

1) стоимости предмета  административного правонарушения  на момент окончания или пресечения  административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных  налогов, сборов, подлежащих уплате  на момент окончания или пресечения  административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной  операции;

3) сумме незаконно  полученной выручки за определенный (установленный) период времени.

4) Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения - принудительное безвозмездное  обращение в федеральную собственность  или собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

В отличие от уголовного законодательства, предусматривающего наказание в виде конфискации  всего или части имущества  лица, совершившего преступление, в  КоАП РФ в качестве наказания применяется  конфискация строго определенных вещей - орудий совершения или предметов  административного правонарушения. Конфискация орудий совершения и  предметов административного правонарушения предусмотрена более чем в 50 статьях  Особенной части КоАП РФ в качестве дополнительного вида административного  наказания.

Резко расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут быть: денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.

С учетом конституционного положения о невозможности лишения  имущества иначе как по решению  суда конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения назначается только судьей.

КоАП РФ допускает  конфискацию орудий и предметов  административного правонарушения как у их собственников, так и других лиц, владеющих данными предметами.

Нельзя считать  конфискацией изъятие незаконного  владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или  предмета административного правонарушения, которые: подлежат в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъяты из оборота либо находятся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежат обращению в собственность государства или уничтожению.7

5) Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

Лишение физического  лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается  за грубое или систематическое нарушения  порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Осоьенной части КоАП РФ.

В ст. 3.8 КоАП РФ, определяющей лишение специального права как  вид административного наказания, в отличие от аналогичной ст. 30 ранее действовавшего КоАП РФ РСФСР, не уточняет содержание специальных  прав, которых может быть лишен  гражданин. В Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение прав охоты; права на управление транспортным средством или другими видами техники; права на управление воздушным судном; права на управление судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном; права на управление автомототранспортными средствами.

Следует отметить, что в ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминается  лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных  устройств. Однако в статьях Особенной  части Кодекса не установлены  правонарушения, предусматривающие  лишение права на эксплуатацию радиоэлекторонных средств или высокочастотных устройств.

Таким образом, сейчас законодательством реально предусмотрены  административные наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, только в отношении права охоты и права управления транспортными средствами.

 

Для управления транспортным средством, равно как и для  занятия охотой, необходимо наличие специального права. Так, чтобы приобрести право на управление автотранспортными средствами, необходимо сдать квалификационные экзамены и получить водительское удостоверение. Управление другими транспортными средствами предполагает аналогичную процедуру. Применить данный вид административного наказания можно лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее предоставлено и которое этого права не лишало или не утратило его по иным основаниям. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим видом деятельности на определенный срок.

Подчеркнем, что  лишение специального права устанавливается лишь за грубое или систематическое нарушения порядка пользования этим правом. Так, например, лишение права управления автомототранспортными средствами может быть назначено (причем только как наказание, альтернативное административному штрафу) за самые опасные нарушения Правил дорожного движения. К ним относится: управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, или передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения; превышения установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час; пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде; выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения; непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом; нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов; нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшие причинение легкого вреда здоровью потерпевшего; невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Кроме того, лишение права управления транспортными средствами предусмотрено в качестве альтернативного наказания административному штрафу или административному аресту за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно - транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Информация о работе Административные наказания: понятие, система, цель, виды