Административно-правовые отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 06:55, курсовая работа

Описание работы

Административное право тесно связано со многими отраслями права, например, с гражданским правом. Нормы гражданского права касаются имущественных отношений только в тех случаях, когда стороны равноправны, а нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой. Определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………...3
2.Понятие административно-правовых отношений..……………………….5
3.Особенности административно-правовых отношений…………………...7
4.Структура административных правоотношений………………………….9
5.Классификация административно-правовых отношений………………..14
6.Заключение………………………………………………………………….22
7.Литература…………………………………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по АП.docx

— 47.71 Кб (Скачать)
 
 

КАФЕДРА «ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ» 
 

Дисциплина  «Административное право» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Административно-правовые отношения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011г.

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………...3
  2. Понятие административно-правовых отношений..……………………….5
  3. Особенности административно-правовых отношений…………………...7
  4. Структура административных правоотношений………………………….9
  5. Классификация административно-правовых отношений………………..14
  6. Заключение………………………………………………………………….22
  7. Литература…………………………………………………………………..24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву  свойственно регулирование гражданских  правоотношений (имущественных и  связанных с ними личных неимущественных  прав), уголовному праву – регулирование  отношений, связанных с преступлением  и наказанием.

    Административное  право тесно связано со многими отраслями права, например, с гражданским правом. Нормы гражданского права касаются имущественных отношений только в тех случаях, когда стороны равноправны, а нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой. Определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы административного права регулируют государственно-служебные отношения.

    Административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют общественные отношения, в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). Такие отношения называются административно-правовыми.

    Таким образом, административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

    В ходе написания работы была совершена  попытка использования метода многоаспектности, обобщения, применение сравнительного анализа трудов теоретиков – специалистов  в области административного права, как Д.Н.Бахрах, А.П.Коренев, Ю.Н.Старилов, М.А.Лапина и многих других.

    Целью работы является исследование того, как  административно-правовые отношения, их особенности, структура и классификация рассматриваются в разного рода юридической литературе. 

    Задачами работы является:

    1. Рассмотрение определения административных правоотношений;
    2. Выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других правовых отношений;
    3. Изучение структуры административных правоотношений и его отдельных элементов;
    4. Рассмотрение классификации административно-правовых отношений.

    Актуальность  данной темы состоит в том, что  отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования, поэтому необходимо отличать административно-правовые отношения от других правоотношений. Для этого необходимо знать и уметь определять административные правоотношения, их особенности, структуру и сущность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие административно-правовых отношений

    Административно-правовые отношения являются одним из видов  правовых отношений, т. е. общественных отношений, урегулированных правом и являющихся результатом регулирующего  воздействия на общественное отношение  правовой нормы. Норма права придает  конкретному общественному отношению  юридическую форму и регламентирует действия (поведение) сторон этого отношения, их взаимные обязанности и права, а также юридическую ответственность  за несоответствующее требованиям  правовой нормы поведение. Субъекты правовых отношений взаимно связаны  между собой юридическими правами  и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными (субъектными). Эта связь и образует правоотношение, в рамках которого праву одной стороны (субъекта правоотношения) соответствует обязанность другой стороны, и наоборот.

    Правовые  отношения, в том числе и административные, охраняются государством от нарушений. За нарушение прав и обязанностей, составляющих правоотношения, устанавливается  юридическая ответственность. Этим правовые отношения отличаются от других видов общественных от­ношений, в  частности моральных.

    Административно-правовое отношение можно определить как  урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, складывающиеся в сфере реализации исполнительной власти

    Административно-правовые отношения о своей сути являются организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией  функций исполнительной власти, которые  по своему содержанию направлены, на организацию  процесса правоисполнения. В их рамках происходит обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли может быть реально действующим, соответственно и законодательная власть действует организующе, стремясь объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества.

    В юридической литературе фигурируют две основные концепции административно-правовых отношений.

    Исходные  положения первой из них состоят  в том, что названные отношения:

    1. возникают в процессе государственного управления;
    2. имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (орган исполнительной власти);
    3. являются отношениями власти – подчинения и характеризуются юридическим неравенством их сторон.

    Другая  концепция административно-правовых отношений также состоит из трех пунктов:

    1. возникают в сфере государственного управления;
    2. могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании;
    3. делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: отношения власти-подчинения и отношения равноправия./7/

    Административно-правовые отношения представляют собой разновидность  правовых отношений, разнообразных  по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все  основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия  на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую  форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой. 
 
 

    Особенности административно-правовых отношений

    Административно-правовое отношение имеет ряд особенностей, которые могут служить основой  для их отграничения от других видов  правоотношений. Естественно, что эти  особенности обусловлены, прежде всего той сферой, в которой они возникают, изменяются и прекращаются. Причем, они достаточно существенны, так как оказывают на природу административно-правовых отношений определяющее влияние.

    В самом общем виде административно-правовое отношение представляет собой урегулированное  административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей  взаимных прав и обязанностей, установленных  и гарантированных административно-правовой нормой.

    Налицо  выражение одной из существенных особенностей административно-правовых отношений, а именно то, что они  представляют собой не любое общественное отношение, а управленческое, получившее юридическую, в нашем случае —  административно - правовую окраску.

    Особенности административно-правовых отношений состоят в:

    1. Одной из сторон отношений является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями государственно-властного характера;
    2. Для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой;
    3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативного акта, т.к. действуют по поручению государства;
    4. Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений;
    5. Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность в лице его органов перед государством.

    Административно-правовые отношения отличаются, прежде всего, от правоотношений гражданского, трудового, финансового и других отраслей российского  права. Например, если административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон, могут возникать без согласия другой стороны, а споры между  ними разрешаются преимущественно  в административном порядке, то гражданско-правовым отношениям присущи иные признаки.

    В п. 1 ст. 1 ГК РФ сказано: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты»/21/. Отсюда ясно, что отношения между государственными предприятиями или между коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах, регулируются не административным, а гражданским правом, поскольку они связаны не с организационно-управленческой, а с хозяйственной деятельностью и гражданским оборотом.

    В административно-правовых отношениях могут участвовать различные  стороны, в них всегда имеется  обязательная сторона, без которой  такого рода отношения не возникают. Такой признак наблюдается в  административных отношениях как прямое действие властной природы государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых отношений.

    Административно-правовые отношения возникают в сфере государственного управления. Однако не всякое общественное отношение в сфере государственного управления включается в круг отношений, составляющих предмет административного права. 

    Структура административных правоотношений

    Под структурой правоотношения, как правило, понимается его внутреннее строение, представляющее собой совокупность элементов и способ их взаимосвязи. Чаще всего к данным элементам  теоретики права относят: субъекты, содержание правоотношений и их объект. Но в науке административного  права, как, впрочем, и в других отраслевых науках, высказаны и точки зрения, отличающиеся от наиболее распространенной. Практически нельзя назвать какой-либо элемент в составе административно-правового отношения, целесообразность выделения которого не подвергалась бы критике со стороны исследователей.

    Так, Д.Н. Бахрах отмечает, что к элементам состава (структуры) административно-правовых отношений относятся «субъекты (участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание». Примечательно, что профессор Д.Н. Бахрах учитывает наличие непосредственного и более отдаленного объекта отношения. «Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяния. А через управляемые деяния оказывается влияние на процессы, на материальные предметы, продукты духовного творчества. В содержании различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности)» /6/.

Информация о работе Административно-правовые отношения