Административно-правовые нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:02, реферат

Описание работы

Нормами административного права регулируются те общественные отношения, в которых обязательным участником являются органы государственного управления федерального и регионального (республики, края, области и т.п.) уровня. В соответствии с конституционными принципами разделения властей, эти органы являются органами исполнительной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Понятие административно-правовых норм…………………………………..5

2. Структура административно-правовых норм………………………………...9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...14

Работа содержит 1 файл

адм право.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 

1. Понятие административно-правовых норм…………………………………..5

2. Структура административно-правовых норм………………………………...9 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...12 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Административное  право представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Административное право, будучи неотъемлемой частью системы российского права, соотносится с ней как часть  и целое, и тесно связано с другими отраслями российского права, такими, как конституционное, трудовое, финансовое, гражданское, уголовное и др.

     Современное российское административное право  призвано регулировать государственно-управленческую деятельность, возникающие в процессе многообразные управленческие отношения в различных сферах – хозяйственной, социально-культурной и административно-политической.

     Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно-правовых норм.

     Нормами административного права регулируются те общественные отношения, в которых обязательным участником являются органы государственного управления федерального и регионального (республики, края, области и т.п.) уровня. В соответствии с конституционными принципами разделения властей, эти органы являются органами исполнительной власти.

     В данной работе использованы научные  работы различных деятелей правовых наук, это Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров,                          Н.И. Матузов, А.В. Малько, Б.В. Россинский и др. Не обойтись и без правовой базы, в которую вошли и Конституция РФ 1993 года и федеральный конституционный закон № 4 - ФКЗ О Правительстве Российской Федерации» и многие другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие административно-правовых норм 

     Норма права (юридическая норма) выступает  одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норе присущи  качества характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественных отношений.

     Правовая норма имеет отличительные особенности. В частности, она является критерием правомерности поведения субъектов, который весьма четко обозначен и конкретен. Норма права есть модель поведения и как таковая определяет границы возможных и должных поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы индивида.

     Нормы административного  права представляют собой правило, определенную меру должного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами. Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности)1.

     Подобные  качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, правовой статус личности, субъектов исполнительной власти).

     Можно выделить следующие функции, которые  выполняют административно-правовые нормы:

     - обеспечение упорядоченности организации  и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;

     - обеспечение в сфере государственного  управления реализации и защиты  прав и свобод граждан, а  также общественных объединений;

     - определение вариантов должного, т.е. соответствующего интересам  правового государства поведения  всех лиц и организаций, действующих  непосредственно в сфере государственного  управления и выполняющих тот  или иной объем его функций (например, администрации края, области) либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественных объединений, граждан).Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу, управляющее воздействие на поведение;

     - обеспечение эффективной реализации  конституционного назначения механизма  исполнительной власти, т.е. исполнения, проведение в жизнь требований федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а тем самым – выражения сущности исполнительной ветви единой государственной власти;

     - обеспечение прочного режима  законности и государственной  дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

     - реализация административной ответственности  как средства защиты не только  собственно управленческих отношений,  но и норм многих других  отраслей права (например, трудового,  финансового, земельного)2.

     Административно-правовые нормы имеют определенную иерархию. Это означает, что существует определенная иерархия административно-правовых норм: конституционные нормы, нормы законов  и нормы, устанавливаемые непосредственно  субъектами исполнительной власти (например, Правительством РФ). Имея единое юридическое содержание, эти нормы не равнозначны по своей юридической силе. Административно-правовые нормы конституционного и законодательного характера по своему значению первичны. Административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, по сравнению с конституционными законодательными нормами вторичны.

     Отсюда  вытекает подзаконность не только не только деятельности субъектов исполнительной власти, но и устанавливаемых ими административно-правовых норм. В иерархии правовых норм им отводится определенное место, выражаемое следующей юридической формулой: они создаются на основе (основании) и во исполнение Конституции, законов и нормативных указов Президента РФ как главы государства.

     Являясь вторичной (производной) формой правоустановления, административно-правовые нормы, создаваемые  непосредственно субъектами исполнительной власти, обеспечивают действенность  прежде всего конституционных и  законодательных правовых норм. Тем  самым они служат одним из существенных юридических средств, придающих этим нормам характер реально действующих правовых установлений, а также детализируют и конкретизируют содержащиеся в них общие правила поведения.

     Поэтому на административно-правовые нормы, создаваемые субъектами исполнительной власти, падает основная нагрузка по реализации общих норм закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти.

     Административное  правотворчество органов исполнительной власти возможно при определенных условиях. Эти условия являются следующими:

     - соответствующий законодательный  акт прямо предусматривает таковую  возможность. Например, Кодексом  внутреннего водного транспорта  Российской Федерации прямо предусматривается,  что Правительство РФ устанавливает порядок разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;

     - определяемая для данного субъекта  исполнительной власти компетенция  включает его правоустановительные полномочия, причем не в виде прямой констатации, а в конкретном выражении (например, перечисляются вопросы, по которым могут издаваться нормативные акты). Так, положениями о федеральных министерствах этим органам исполнительной власти предоставлено право издавать в пределах своей компетенции (установленной сфере деятельности) в соответствии с законодательством нормативные правовые акты, обязательные для исполнения иными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями и даже гражданами;

     Исполнительное (административное) нормотворчество  нередко используется в целях  внутрисистемного регулирования, т.е. в интересах внутренней организации  механизма исполнительной власти (государственного управления).

     Главное состоит в том, чтобы в законодательных  актах непрямого действия был  установлен конкретный адресат их исполнения с одновременным определением объема необходимых для этого подзаконных  нормотворческих полномочий.

     Предметом регулирования норм административного права выступают следующие группы общественных отношений в сфере административного права:

  1. отношения, связанные с непосредственным осуществлением субъектами государственного управления управленческой деятельности, т.е. своих задач, функций и полномочий вовне;
  2. отношения внутриорганизационные – отношения внутри субъектов государственного управления, а также в аппаратах законодательных и судебных органов, связанные с организацией их деятельности, а также с прохождением в них государственной службы;
  3. отношения, связанные с организацией административного судопроизводства.

     Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения  управленческого характера, отношения во внутриорганизационной сфере органов исполнительной власти, в сфере деятельности аппаратов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.

     Административно-правовое регулирование имеет государственный  характер, поэтому исполнение, применение и соблюдение норм административного  права гарантируется не только организационными, разъяснительными, стимулирующими средствами, но при необходимости и мерами государственного принуждения. 

     2. Структура административно-правовых  норм 

     Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение номы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленность ее составных частей, элементов. Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

     Гипотеза  как часть административно-правовой нормы устанавливает фактические  условия реализации последней. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административно-правовой ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями3.

     Диспозиция  – это структурный элемент  юридической нормы, в котором  определяются правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие и запрещающие.

     Предписывающие  диспозиции возлагают на субъектов  обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. Так, согласно пункту 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации участники дорожного должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

     Управомочивающие диспозиции определяют в административном праве, как правило, функции и правомочия субъектов государственного управления. Например, согласно статье 13 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ, Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует представленное ему право законодательной инициативы4.

Информация о работе Административно-правовые нормы