Административно-правовой статус органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

В действующем законодательстве термины «органы исполнительной власти» и «органы государственного управления» используются как равнозначные при определении административно-правового положения соответствующих органов. Деятельность этих государственных органов обеспечивает возможность реализации статуса иных участников административно-правовых отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Система и структура органов федеральных органов
исполнительной власти…………………………………………………..6
2. Полномочия Правительства РФ, министерств, федеральных
служб и федеральных агентств в сфере государственного
управления…………………………………………………………………8
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, их полномочия………………………………………………15
4. Роль органов исполнительной власти в современных
условиях развития общества……………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

Контрольная по АП, 2-й курс.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

              Расширение прав и повышение самостоятельности регионов, которое наблюдается в последние годы, является объективным процессом в развитии федеративного государства. В то же время недопустим любой выход за пределы установленной им компетенции, так как это означает незаконное присвоение властных полномочий. В своей практической деятельности органы исполнительной власти субъектов Федерации должны строго руководствоваться ст. 73 Конституции, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»[16].

              Юридически органы исполнительной власти субъектов Федерации не находятся в организационном подчинении аналогичных федеральных органов. Поэтому последние вправе лишь координировать работу соответствующих их профилю органов исполнительной власти субъектов Федерации (министерств, управлений, комитетов, департаментов, отделов).

              Высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего органа исполнительной власти) издает указы (постановления) и распоряжения.

4.      Роль органов  исполнительной власти в современных условиях развития общества

              Одним из немаловажных коллективных субъектов административного права являются органы исполнительной власти. Именно эти органы играют решающую роль в государственном управлении, именно эти органы наделены государственно-властными полномочиями при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности.

              Реальное положение исполнительной власти в России является таковым, что российская исполнительная власть не только не ограничивается исполнительно-распорядительной функцией, но и сосредоточила в своих руках важнейшие рычаги государственного управления и еще в большей степени является сегодня ведущим, определяющим и обеспечивающим руководство и выполнение политики звеном в механизме государственного управления. Среди причин доминирования исполнительной власти в системе российской государственной власти ученые называют следующие:

– во-первых, численность государственных служащих, занятых в сфере исполнительной власти, составляет подавляющее большинство среди служащих, занимающихся государственной деятельностью. Так, в литературе приводится оценка, согласно которой 85 процентов государственной власти в России принадлежит исполнительной ветви власти, а Президенту, Парламенту, судам, прокуратуре, другим государственным органам в совокупности – порядка 15 процентов. Подавляющее большинство государственных органов являются исполнительными;

– во-вторых, в ведении органов исполнительной власти находится исполнение бюджета всего государства. Они непосредственно распоряжаются материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами страны;

– в-третьих, исполнительная власть обладает большими возможностями в правотворческой сфере. Пожалуй, ею принимается основной массив нормативных правовых актов во всех областях жизнедеятельности общества и государства[17].

              Но вместе с тем, следует выделить другую особенность российской исполнительной власти. Воплощенный в Конституции принцип подчиненности исполнительной власти Президенту глубоко корнями уходит в историю нашей страны. На протяжении всего времени существования княжеской, а затем царской России монархическая власть являлась доминантной, объединив в себе полномочия исполнительной, законодательной и судебной властей. И своим появлением органы исполнительной власти обязаны князю, который учредил их для более эффективной реализации своей безграничной власти. Конечным итогом преобразования данных органов всегда была не рационализация их деятельности, а настройка под нового монарха. Опора со стороны царской власти в управлении делами общества только на исполнительный аппарат, а не на общество, неразделенность государственной власти, неразвитость представительских институтов, отсутствие механизмов и процедур контроля со стороны гражданского общества – все это обеспечило главенствующую роль исполнительной власти и бюрократии в жизни государства. Данная парадигма только усилилась в период существования СССР, где произошло сращивание высшей партийной и исполнительной бюрократии. После распада Советского Союза произошло изменение вектора государственного строительства в России, однако органы исполнительной власти по-прежнему являются опорными в современной российской политической системе.

              Таким образом, исполнительную власть в Российской Федерации можно определить как ведущую отрасль государственной власти, относительно независимую и самостоятельную от президента, выраженную системой органов, которые выполняют функции исполнительной власти в форме правоприменения.

Заключение

              Специфику  любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

              Орган исполнительной власти – это организация, которая являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

              Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт:

              - они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

              - наделены оперативной самостоятельностью;

              - имеют, как правило, постоянные штаты;

              - образуются вышестоящими органами;

              - подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

              Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Они призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других органов законодательной власти и указов Президента.

              Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, ФКЗ РФ от 17.12.1997г. «О правительстве РФ»), положениями (например, Положение о Министерстве внутренних дел РФ).

              Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

              Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются:

              - подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;

              - наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные

юридические акты, в том числе акты нормативного характера;

              - подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения – вертикального и горизонтального. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует, например, управление оборотной промышленностью, железнодорожным транспортом и др. Это объясняется спецификой данной отрасли управления;

              - оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции.

              Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает в себя: задачи органа, его функции, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности, а также структура органа.

              Задачи и цели органа исполнительной власти – это то, чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.

              Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач. Основными функциями, присущими компетенции почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и др. Права и обязанности определяют границы полномочий органа исполнительной власти в осуществлении каждой из его функций.

              Формы и методы работы органа исполнительной власти определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.

              Как и иные субъекты административного права, органы исполнительной власти наделены административной право- и дееспособностью, возникает она одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.

              Таким образом, орган исполнительной власти – это организация, которая являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативные правовые акты

1.      Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2.      Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

3.      Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

 

Учебники и учебные пособия

1.      Административное право. Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 280  с.

2.      Четвериков В.С. Административное право: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 320 с. – (Профессиональное образование).

3.      Бобылев А.И., Гошкова Н.Г., Ивакин В.И.. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. – М., 2003. – 214 с.

 

22

 



[1] Собрание законодательства Российской Федерации (далее – СЗ РФ). – М., 1999. № 48. - Ст. 5864.

 

[2] СЗ РФ. – М., 1996. №34. - Ст. 4081.

[3] СЗ РФ. – М., 1999. № 22. - Ст. 2727.

[4] С3 РФ. – М., 1997 № 51. - Ст. 5712.

[5] СЗ РФ. – М., 1999. № 34. - Ст. 4223.

[6] СЗ РФ. – М., 2000. № 6. - Ст. 774.

[7] СЗ РФ. – М., 1998. № 45. - Ст. 5530.

[8] СЗ РФ. – М., 1999. № 24 - Ст. 2979.

[9] СЗ РФ. – М., 1996. № 37. - Ст. 4264.

[10] СЗ РФ. – М., 1999. № 22. - Cт. 2727.

[11] СЗ РФ. – М., 1999. № 34. - Ст. 4223.

[12] СЗ РФ. - М., 1999. № 51. - Cт. 6345.

[13] СЗ РФ. – М., 1999. № 7. - Ст. 920.

[14] СЗ РФ. – М., 1999. № 1. - Ст. 203.

[15] СЗ РФ. – М, 1949. № 42. - Ст. 5005.

[16] СЗ РФ. – М., 1999. № 26. Ст. - 3176.

[17]  Бобылев А.И., Гошкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. – М., 2003.- С.4.


Информация о работе Административно-правовой статус органов исполнительной власти