Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:54, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно - правовых отношений. Что касается индивидуальных субъектов административного права, то относительно принадлежности к конкретному государству личность может выступать в одном из трех правовых состояний: гражданина, гражданина другого государства и так называемого лица без гражданства.
В этой контрольной работе будут раскрыты основные аспекты административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Содержание

Содержание
Введение 3
I. Административно-правовой статус иностранных граждан 4
II. Административно-правовой статус лиц без гражданства 7
Заключение 10
Список использованной литературы 12

Работа содержит 1 файл

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Высшего профессионального  образования

«Чувашский  Государственный  Университет

имени И.И. Ульянова» 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА 

ДИСЦИПЛИНА  «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО» 
 

Контрольная работа

«Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства» 
 

                  Научный руководитель (проверила(а):)

                  __________________________

                  Выполнил  студент 2 курса группы ЗЮ-1-10

                  Васильев  Алексей Георгиевич 
                   

ЧЕБОКСАРЫ-2011

Содержание 

 

    

    Введение

    Вопрос  о субъектах административного  права является одним из важнейших, так как они выступают участниками  административно - правовых отношений. Что касается индивидуальных субъектов  административного права, то относительно принадлежности к конкретному государству личность может выступать в одном из трех правовых состояний: гражданина, гражданина другого государства и так называемого лица без гражданства.

    В этой контрольной работе будут раскрыты основные аспекты административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

 

    I. Административно-правовой статус иностранных граждан

    В понимании административно-правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства, объединяемых иногда в литературе термином "иностранцы", является ч.3 ст.62 Конституции РФ: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

    Существует  административная правосубъектность  иностранных граждан, которая может  быть общей, особенной и специальной  по тем же критериям и классификационным  основаниям, которые указывались  при рассмотрении административно-правового  статуса российских граждан.

    Общая административная правосубъектность  иностранных граждан по своему содержанию близка к праводееспособности граждан  России, за некоторыми изъятиями и  ограничениями. В основном же на них  распространяются все конституционные  права, обязанности и гарантии, установленные для граждан Российской Федерации. Вместе с тем иностранные граждане, в частности, не могут состоять на государственной и муниципальной службе в России, участвовать в выборах, не могут допускаться к являющимся государственной тайной сведениям, на них не распространяется воинская обязанность российских граждан.

    Особенная административная правосубъектность  различных категорий иностранных  граждан определяется целью, а также  длительностью времени их пребывания на территории России (постоянно проживающие, временно пребывающие, проезжающие нашу страну транзитом).

    Специальная административная правосубъектность  иностранных граждан выражается в наличии специфических прав и обязанностей у некоторых категорий  иностранных граждан (например, у дипломата, у получивших политическое убежище лиц и других).

    Согласно  ст.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации" от 25.07.2002 г. - под иностранным гражданином  понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В свою очередь, лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Закон различает иностранных граждан постоянно проживающих на территории РФ, временно пребывающих на территории РФ, а также временно проживающих в РФ (обязаны иметь разрешение на временное проживание, срок действия которого 3 года). Иностранные граждане, прожившие в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, могут получить вид на жительство. Вид на жительство выдается сроком на 5 лет и может быть продлен на тот же срок неограниченное число раз.

    В регулировании правового статуса иностранных граждан в целом и их административно-правового статуса в частности играют общепризнанные принципы международного права, международные договоры, участником которых является РФ, различного рода межправительственные соглашения. Говоря о международных договорах, можно выделить договоры и соглашения, заключенные РФ как в рамках Содружества Независимых Государств, так и с другими иностранными государствами и международными организациями.

    Применительно к Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" правовой статус лица без гражданства практически тождествен правовому статусу собственно иностранного гражданина, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил для иностранных граждан.

    Иностранные граждане пользуются теми же правами, а также несут те же обязанности, что граждане РФ, кроме случаев, определенных федеральными законами или международными договорами. Тем самым общий правовой статус иностранных граждан и административно-правовой статус этих лиц приравнены к аналогичным статусам россиян. Вместе с тем административно-правовой статус иностранных граждан в силу специальных положений законодательства имеет особенности по сравнению с административно-правовым статусом российских граждан. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства влияют и на их другие возможные статусы на территории РФ (например, гражданско-правовой, трудовой, социальный).

 

     II. Административно-правовой статус лиц без гражданства

    Лицом без гражданства называются лица, не имеющие гражданства какого-либо государства.

    Безгражданство  бывает абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство - безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство - безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. В законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России. Законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства. Со-гласно закону о гражданстве России от 29 ноября 1991г., документом, подтверждающим гражданство, является прежде всего паспорт, а до его получения -- свидетельство о рождении. Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная процедура так называемого выяснения гражданства.

    Вопрос  о безгражданственности лиц представляет собой аномалию для любого государства, и в этой связи все государства том числе и Российская Федерация стремятся ограничить число безгражданственных лиц путем заключения специальных международных соглашений и принятия эффективных внутригосударственных законов. В частности Закон РСФСР "О гражданстве" 1991г. уже содержал ряд положений, имеющих целью сократить число безгражданственных лиц, которые нашли отражение также в Законе РФ «О гражданстве» от 31.05.2002 N 62-ФЗ. Установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ. Согласно ст. 6 Закона, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

    Данный  вопрос регулируется рядом таких  международных актов как Конвенция  ООН «О статусе апатридов» 1954 г. и Конвенция ООН «О сокращении безгражданства» 1961 г. В соответствии со статьей 1 последней «любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом». Конвенция «О статусе апатридов» устанавливает, что в Договорившихся государствах должны соблюдаться основы правового статуса апатридов, которые, в общем, совпадают с правовым статусом иностранцев («Кроме тех случаев, когда апатридам на основании настоящей Конвенции предоставляется более благоприятное правовое положение, Договаривающееся государство будет предоставлять им положение, которым вообще пользуются иностранцы»), а в случаях нарушения прав со свобод «каждый апатрид имеет право свободного обращения в суды на территории всех Договорившихся стран» , при этом в Конвенции под термином "апатрид" подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином каким–либо государством в силу его закона, но ее положения не распространяются:

  • на лиц, которые в настоящее время пользуются защитой или помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев;
  • на лиц, за которыми компетентные власти страны, в которой они проживают, признают права и обязательства, связанные с гражданством этой страны;
  • на лиц, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они:
  • совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
  • совершили тяжкое преступление неполитического характера вне страны, давшей им убежище, и до того, как они были допущены в эту страну;
  • виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.

 

     Заключение

    Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан в РФ, являются Конституция РФ (ст. 27, 62, 63), ряд федеральных законов: «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О гражданстве Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и другие законодательные акты.

    Ч. 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором».

    Основной  формой установления особенностей правового статуса иностранцев является Федеральный закон, а основная сфера, где они устанавливаются, — сфера отношений граждан с органами исполнительной власти.

    Необходимо  заметить, что правовой статус иностранных  граждан и лиц без гражданства  различается, например, в вопросах дипломатической защиты. Вместе с тем в большинстве случаев иностранные граждане и лица без гражданства с точки зрения права для государства одинаковы, что подтверждается законодательной и правоприменительной практикой.

    Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно разделить на общие, групповые и индивидуальные.

    К общим относятся следующие:

  • они не могут быть государственными служащими (за исключением государственных служащих военной службы по контракту), занимать некоторые должности (Президента России, командира экипажа воздушного судна и др.);
  • они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
  • на них не распространяется воинская обязанность;
  • их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться иностранцы и лица без гражданства, только к ним может применяться такое наказание, как административное выдворение);
  • они не могут быть членами политических общественных объединений;
  • иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которым заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Россию только при наличие разрешения, визы;
  • они проживают и осуществляют деятельность на основании специальных документов;
  • они могут быть признаны беженцами, приобрести гражданство России.

 

     Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации 1993 года
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
  3. Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в России» от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ М.: ось-89
  4. Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» "Собрание законодательства РФ", 24.07.2006, N 30, ст.
  6. Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» №114-ФЗ от 15 августа 1996 года "Собрание законодательства РФ", 19.08.1996, N 34, ст. 4029.
  7. Конвенция ООН «О статусе апатридов» принята 28 сентября 1954 года , вступает в силу 6 июля 1960 года.
  8. Конвенция ООН «О сокращении безгражданства» 1961 г.
  9. Международный пакт «О гражданских и политических правах» 1966 г.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы" "Собрание законодательства РФ", 26.07.2004, N 30, ст. 3150.
  11. Указ Президента РФ от 21.03.2007 N 403 «О внесении изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам государственного управления в области миграционной политик» "Собрание законодательства РФ", 26.03.2007, N 13, ст. 1540.
  12. Правительства № 682 “Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы” Российская газета (Федеральный выпуск) N4223 от 16 ноября 2006 г.
  13. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. Старилов Ю.Н. Административное право М. Норма, 2005. – 800 с.
  14. Лазарев В.В, Липень С.В. Теория государства и права М. Спарк, 2004 – 528 с.

Информация о работе Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства