Административно-правовой статус гражданина

Автор: Ирина ***, 17 Июля 2010 в 17:30, реферат

Описание работы

Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Содержание

Введение.
1. Граждане, как субъекты правоотношений.
2. Граждане, как субъекты административного права.
2.1. Субъекты административного права.
2.2. Правосубъектность граждан в административном праве.
2.3. Административно-правовой статус граждан.
2.4. Основные направления обеспечения административно-правовых норм в области пра-ва, свобод и законных интересов граждан, их реализация.
3. Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат про адм-праовов статус гражданина.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

     Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

     Действие статей настоящего Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.

     Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежащее уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего».

     Статья 53 Конституции РФ  устанавливает, что: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»

     Также граждане вправе реализовать свои права посредством: предложения – т.е. обращение гражданина, содержащего его мнение, а также его рекомендации по любому вопросу государственной деятельности; заявление – т.е. обращение гражданина к уполномоченному лицу, направленное на реализацию присущих гражданину прав.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Особенности административно-правового  статуса иностранцев  и лиц без гражданства.

     Российское законодательство о гражданстве предусматривает: гражданство Российской Федерации, двойное гражданство, почетное гражданство, гражданство республик СНГ (кроме России), иностранных граждан и лиц без гражданства.

     Правовое положение лиц с двойным гражданством, почетным гражданством и граждан СНГ законодательством Российской Федерации в настоящее время не урегулировано. Правовой, в том числе и административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определен Конституцией, действующим на территории России законодательством о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства и другими нормативными актами. Так, в ст. 62 Конституции сказано, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

     Объем административной правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства несколько уже, нежели объем правосубъектности граждан России. Иностранные граждане могут проживать в Российской Федерации при наличии на то разрешения компетентных органов. Они не могут занимать выборные должности в аппарате исполнительной власти, а также не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству России.

     Иностранные граждане и лица без гражданства могут передвигаться по территории России и избирать место жительства в Россия в соответствии с порядком, установленным законодательством. Они обязаны соблюдать правила пребывания иностранных граждан в России и правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию Российской Федерации. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются , когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности. Так, существуют местности, закрытые для посещения иностранными гражданами, и въезжать на территорию таких местностей можно только по разрешению органов внутренних дел. Иностранные граждане, проезжающие через территорию России транзитом, следуют с соблюдением правил транзитного проезда в пограничный пункт выезда из России по установленному маршруту и могут останавливаться на территории при наличии разрешения, выданного компетентными органами.

     На иностранных граждан не распространяется российское законодательство о воинской обязанности и военной службе.

     На иностранных граждан возлагаются специфические обязанности. Они могут постоянно проживать в России, если имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные уполномоченными органами исполнительной власти. Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в России. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания.

     За нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в России, т.е. проживание без документов на право жительства в Российской Федерации или проживание по недействительным документам, несоблюдение гражданами установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также за несоблюдение правил транзитного проезда через территорию России к ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф. Иностранному гражданину, нарушившему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, может быть сокращен определенный ему срок пребывания. Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов России, если:  его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан России и других лиц; он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в России, таможенное, валютное или иное российское законодательство.

      Особое правовое положение у глав и сотрудников дипломатических и консульских представительств, а также у других лиц, которые являются официальными представителями иностранных государств. Эти иностранные граждане в соответствии с законодательством России и международными договорами России с соответствующим иностранным государством пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, в силу чего они не подпадают под юрисдикцию Российской Федерации. 
 

      
 

Заключение.

       Административно-правовой статус граждан в значительной мере зависит от состояния законодательства, закрепляющего их права и обязанности в сфере управления. Это достаточно очевидное обстоятельство означает, что совершенствование юридической регламентации положения граждан в качестве субъектов российского административного права объективно претендует на роль магистрального направления развития административного законодательства.

     Характерной чертой современного российского законодательства является его нестабильность, обусловленная существенными изменениями и колебаниями  экономического курса, бесконечными перестройками государственного аппарата, чрезмерной ролью субъективного курса.

     Завершая данную работу можно сделать некоторые выводы: 1. Прежде всего, любой из субъектов отрасли права должен быть законодательно закреплен в качестве участника правоотношений. 2. Субъекту права присуща закрепленная нормами права правосубъектность, т.е. возможность иметь права и обязанности. 3. Субъект права характеризуется правовым статусом, закрепленными за ним правами и обязанностями. 

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Конституция РФ
  2. КоАП РФ от 30.12.2001
  3. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: 2002.
  4. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право. М.: 2003 г.
  5. Закон РФ "О гражданстве" от 28 ноября 1991г.
  6. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г.

Информация о работе Административно-правовой статус гражданина