Административно-правовой статус человека и гражданина в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Использование научной методологии позволило исследовать рассматриваемый предмет целостно и всесторонне.
Задачи исследования:
- определение понятия и видов субъектов административного права;
- изучение видов субъектов административного права;
- определение понятия административной правоспособности человека;
- выявление основ административно-правового статуса гражданина РФ;
- исследование административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и виды субъектов административного права………………5
§1. Понятие правового статуса субъекта административного права…………5
§2. Виды субъектов административного права…………………………………8
Глава 2. Права и обязанности человека и гражданина в сфере государственного управления…………………………………………………..11
§1. Административно-правовой статус человека……………………………...11
§2. Основы административно-правового статуса гражданина РФ…………...14
§3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства...…………………………………………………………………….18
Глава 3. Административно-правовые гарантии прав и свобод гражданина РФ..………………………………………………………………………………..21
§1. Понятие и виды административно-правовых гарантий…………………..21
§2. Административно-правовая охрана прав и свобод граждан в сфере
государственного управления………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………...…………27
Список использованных нормативных актов и литературы…………….29

Работа содержит 1 файл

курсовая!!!.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

 

                                                   Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие и виды субъектов административного права………………5

§1.  Понятие правового  статуса субъекта административного  права…………5

§2. Виды субъектов административного права…………………………………8

Глава 2. Права и обязанности человека и гражданина в сфере государственного управления…………………………………………………..11

§1. Административно-правовой статус человека……………………………...11

§2. Основы административно-правового  статуса гражданина РФ…………...14

§3. Административно-правовой статус иностранных граждан и  лиц без                        гражданства...…………………………………………………………………….18

Глава 3. Административно-правовые гарантии прав и свобод гражданина        РФ..………………………………………………………………………………..21

 §1. Понятие и виды административно-правовых гарантий…………………..21

§2. Административно-правовая охрана прав и свобод граждан в сфере

 государственного управления………………………………………………….24

Заключение…………………………………………………………...…………27

Список  использованных нормативных актов и литературы…………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Введение.

Актуальность. Административное право является одной из важнейших отраслей правовой системы государства. Административное законодательство в свою очередь служит правовой основой построения и функционирования самой многочисленной ветви власти - исполнительной власти. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и юридических лиц, не имеющих властных полномочий, в отношениях с представителями исполнительной власти, органов местного самоуправления, администрацией предприятий, организаций и учреждений, а также, определяет систему, структуру, полномочия, принципы, методы и формы деятельности исполнительных органов и их должностных лиц.

Активное реформирование различных сфер жизни общества, затрагивает  интересы всё большего числа населения, и вовлекает его во всё более  тесные взаимоотношения с исполнительной властью различных уровней. Этим обуславливается актуальность изучения административного права и, в частности, административно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.

Административно-правовой статус граждан в значительной мере зависит  от состояния законодательства, закрепляющего  их права  и  обязанности  в  сфере управления.  Права и обязанности личности, о которых говорится в административно - правовых нормах, производны от конституционных. Так, ст.18 Конституции Российской  Федерации провозглашает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение  законов, деятельность законодательной  и  исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Из данного  положения следует, что важнейшим приоритетом административно-правового обеспечения положения граждан в сфере публичной администрации является развитие, детализация, конкретизация и гарантирование конституционных норм, фиксирующих основные права, свободы и обязанности российских граждан.

Объектом исследования является круг общественных отношений, складывающихся по поводу участия граждан в сфере государственного управления.

Предметом курсового исследования является административно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод, наряду с которым использовались частно-научные методы познания: систематический, логический, исторический, формально-юридический, и сравнительно-правовой.

Использование научной методологии позволило  исследовать рассматриваемый предмет целостно и всесторонне.

Задачи исследования:

- определение   понятия и видов субъектов  административного права;

- изучение  видов субъектов  административного права;

- определение понятия  административной правоспособности  человека;

- выявление основ административно-правового  статуса гражданина РФ;

-  исследование административно-правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства.

Целью курсового исследования является научное комплексное исследование теоретических и практических проблем административно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации по российскому административному праву, определение его понятия, структуры, правовой природы, а также содержания его элемент

                                        Глава 1.

                Понятие и виды субъектов административного права.

     1.1.  Понятие правового статуса субъекта административного права.

       В юридической литературе под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.

Следует отметить, что наука административного права насчитывает не так много исследовательских работ, посвященных вопросу административно-правового статуса человека и гражданина. Тем не менее, традиционно   субъектом административного права считается физическое, либо юридическое лицо (организация), которые в соответствии  с  установленными  административным законодательством нормами, участвуют в осуществлении публичного  управления, реализации функций исполнительной власти.

Вопрос о субъектах  административного права является одним из важнейших, так как они  выступают участниками административно-правовых отношений, то есть решают задачи, осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочии в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, в строительстве, в сфере общественного порядка и т.д.1

В.В. Лазарев определяет субъекта административного права как участника общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей.2

Несколько иначе к определению  субъекта административного права  подходит Овсянко Д.М. По его мнению, субъект — это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).3

Таким образом, следует отметить, что субъект  административного права — это  конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны. Так, например, гражданин может обжаловать принятое органом исполнительной власти постановление в суд, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не обжаловать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению.

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 1.2. Виды субъектов административного права.

Традиционно все  субъекты административного права  подразделяются на две группы: индивидуальные и коллективные субъекты.

К индивидуальным субъектам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Круг данных лиц не состоит в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти. Они становятся субъектами административного права непосредственно в силу конкретных обстоятельств, выполнения конкретных действий, так или иначе, связанных с вступлением этих лиц в отношения с органами исполнительной власти.

Также, к индивидуальным субъектам относят должностных  лиц и государственных служащих, которые занимают государственные должности в органах государственной власти, и находятся в устойчивых и непрерывных отношениях с данными органами. Их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов.

Коллективные субъекты –  это группы людей, являющиеся организациями (государственными, негосударственными, частными, общественными), которые выступают во внешних отношениях как самостоятельные субъекты права. Порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами.4

  Все организации подразделяются на две большие группы: государственные и негосударственные. Различаются они тем, что их статус, процедуру учреждения, реорганизации и прекращения деятельности, правовой режим управленческих действий (решений), порядок защиты прав,  определяют различные нормативные правовые акты.

Государственная организация представляет собой часть государственного механизма, обладающую определенной самостоятельностью в реализации принадлежащих ей полномочий, имеющую соответствующий правовой статус. Деятельность государственной организации направлена, прежде всего, на обеспечение публичных интересов и защиту прав и законных интересов человека и гражданина. К числу государственных организаций относятся государственные органы, учреждения, предприятия.

К субъектам  административного права относятся  и такие государственные органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти, однако, в своей деятельности выполняют специфические организационно-распорядительные функции. К таким органам, в частности относятся федеральные суды, прокуратура.

 

      Негосударственными организациями, имеющими статус субъектов административного права, выступают общественные объединения   (общественные организации, общественные движения, общественные фонды, органы  общественной самодеятельности). Также, к ним относятся некоммерческие  организации  (религиозные объединения, фонды, некоммерческие партнерства,  учреждения и др.); муниципальные образования; коммерческие   организации   (хозяйственные   товарищества   и общества, производственные и потребительские кооперативы).  Административно - правовой  статус  указанных  негосударственных  организаций  устанавливается соответствующими федеральными законами.

Таким образом, из выше сказанного следует, что субъекты административного права  обладают специальным административно-правовым статусом, установленным  действующим   российским административным законодательством. Характер и  содержание  административной правосубъектности физических или юридических лиц  выявляется  путем  анализа системы законодательных и иных нормативных правовых актов,  регламентирующих их правовое положение.

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Глава 2.

                        Права и обязанности человека и гражданина

                             сфере государственного управления.

                      2.1. Административно-правовой статус человека.

Самый большой объем прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права.       В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, так как здесь выражается идея о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”.5

В юридической литературе административная правоспособность гражданина определяется, как способность гражданина РФ иметь права и обязанности в сфере реализации исполнительной власти. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

В частности, Бахрах Д.Н определяет административную правоспособность как вид общей правоспособности субъекта права, которая представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права вступать в различные правоотношения.6

Объем и содержание названной правоспособности устанавливается  и изменяется при помощи административного  права. В основных чертах они закреплены в Конституции Российской Федерации.

Сформулированный  в ст. 2 Конституции РФ характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства стран и народов мира, что нашло свое закрепление и важнейших актах международного права, принятых Организацией Объединенных Наций и Европейскими организациями. Российское государство, следуя по пути признания общедемократических начал развития общества и международных актов в этой области, приняло в 1991 г. “Декларацию прав и свобод человека и гражданина”, которая вошла в ныне действующую Конституцию РФ.

Информация о работе Административно-правовой статус человека и гражданина в РФ