Административно-правовой статус человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Целью преддипломной работы является теоретическое исследование административно-правового статуса человека и гражданина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1. Понятие административно-правового статуса человека и
гражданина
1.1 Основы административно – правового статуса человека
и гражданина…………………………………………………………………..6
1.2 Административно-правовой статус граждан РФ……………………….8
2. Права и обязанности человека и гражданина в государственном управлении. Административно – правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.1 Особенности административно-правового статуса иностранных
граждан и лиц без гражданства……………………………………………..24
2.2 Роль органов внутренних дел в обеспечении реализации административно-правового статуса физических лиц, в защите их прав, свобод и законных интересов……………………………………………….26
3. Право граждан на защиту от неправомерных действий (решений) и бездействий государственных и муниципальных органов
3.1 Судебный порядок защиты прав граждан………………………………35
3.2 Административный порядок рассмотрения обращений граждан……..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………44

Работа содержит 1 файл

Административно - правовой статус человека и гражданина.doc

— 182.50 Кб (Скачать)
ify">Работа с жалобами граждан – это особый вид административной деятельности, в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности и права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам. В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии:

Первая из них, стадия первичной обработки. Здесь получают письменные, выслушивают устные обращения и регистрируют их.

В пятидневный  срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет  работать с жалобой, либо переслать  ее в компетентную организацию.

Жалобу, которая направляется в другие организации, субъект власти может взять «на контроль». Это означает требование выслать ему копию ответа гражданину либо вернуть дело после разрешения жалобы и контроль над работой с жалобой.

Если  жалоба является повторной, то к ней  необходимо приобщить все материалы  предыдущего рассмотрения.

Вторая  стадия, проверка жалобы. Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения, иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела.

Третья  стадия, принятие решения по жалобе. Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования, а стадия принятия решения - главная в любом административном производстве.

Четвертая стадия производства по жалобам - исполнение принятого решения. Прежде всего, необходимо выслать мотивированный ответ на письменную жалобу, а на устную можно ответить и устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц. [6,стр.34] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.1 Судебный порядок  защиты прав граждан

Введение  судебного порядка рассмотрения административно-правовых споров судами общей юрисдикции, арбитражными судами можно оценить как крупный  шаг на пути упорядочения отношений  «орган управления – гражданин». Разрешая административно-правовые споры, суды восстанавливают права граждан. Суды оцениваются юристами разных стран как органы, обеспечивающие наиболее действенный контроль за соблюдением законности администрацией, а изъятие из компетенции судов административных споров – как один из способов сохранить могущество администрации.

«Федеральным законом от 14 декабря 1995 года» были внесены существенные дополнения в Закон Р.Ф. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Судебный  порядок разрешения жалоб является надежным способом охраны граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел, а процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявления истины. Жалоба, как правило, подается в суд по месту жительства гражданина, заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в судебном споре он - сторона равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются. Судебный надзор за законностью административной деятельности представляет собой вид государственного контроля. Его специфика состоит в том, что проверяется только законность властных актов, действий и бездействия субъектов власти. Проверку проводит орган правосудия при рассмотрении конкретных дел по жалобам и искам граждан.

Одной из форм судебной защиты является предусмотренное ст. 53 Конституцией РФ право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных организаций. С 1 марта 1996 года возмещение ущерба регулируется гл. 59 ГК РФ. Так, в ст. 1069 сказано: " Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий  государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Административный порядок рассмотрения обращений граждан

Ст.33 Конституции  РФ закрепляет право граждан на обращения  в органы государственной власти и местного самоуправления. «Граждане  Российской Федерации имеют право  обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

В течение  почти 40 лет основным нормативным  актом федерального уровня – был  Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года «О порядке рассмотрения предложений, заявлений, а также  жалоб граждан». Современное правовое регулирование осуществляется федеральным законом. О порядке рассмотрения обращений граждан РФ: федеральный закон от 2 мая 2006 года 59-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

Типовые регламенты федеральных органов исполнительной власти 2005 г. (административная реформа) предусматривают процедуры и сроки рассмотрения обращений граждан и юридических лиц. Административные регламенты осуществления государственных функций и предоставления публичных услуг.

Значение института обращения граждан. Обращения граждан в государственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами в советский период – это важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепление связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственного, хозяйственного и социально – культурного строительства.

Как одна из форм участия трудящихся в управлении, обращения граждан способствуют усилению контроля народа за деятельностью государственных и общественных органов, борьбе с волокитой, бюрократизмом и другими недостатками в их работе. В период принятия и действия Указа 1968 года существовали противоположные мнения:

 в общенародном государстве не может быть противоречий между государственными органами и гражданами, потому не нужен институт жалоб;

жалобы  – важный инструмент контроля и  улучшения государственного управления, поэтому институт обращений нужен;

 в  период демократических преобразований возобладало мнение о том, что правовому государству присущ преимущественно судебный способ защиты прав граждан, органы исполнительной власти не должны рассматривать жалобы граждан.

 Современный  этап – административный порядок рассмотрения обращений граждан – не менее важен, чем судебный.

В РФ следует  привести административные процедуры  в соответствие с международными требованиями и стандартами. Значение административного (внесудебного) порядка рассмотрения обращений граждан признается во всех странах.

В результате  сохранен административный порядок рассмотрения обращений граждан; принят федеральный закон; реализуются требования административной реформы об административных регламентах осуществления функций и предоставления услуг, о развитии института досудебного урегулирования  разногласий.

 Закреплен судебный порядок рассмотрения заявлений граждан, выделены специальные главы ГПК РФ для производства по делам из публичных правоотношений (но пока нет специальных административных судов).

Материальное  право граждан на обращения. Статья 2 ФЗ об обращениях устанавливает, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и лично должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Рассмотрение  обращений граждан осуществляется бесплатно.

Процессуальные  права граждан на обращения. Статья 5 ФЗ об обращениях устанавливает, какими правами граждане пользуются при рассмотрении  обращения:

- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения;

- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения;

- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законом (вторичная жалоба);

- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Практика  работы с обращениями граждан  показывает, что назрела необходимость  точной правовой регламентации всех стадий работы с обращениями граждан, обеспечение такого организационно-правового процесса рассмотрения обращений, который в максимальной мере способствовал бы выяснению объективной истины, восстановлению нарушенного права, удовлетворению законных интересов гражданина. В этом направлении следует совершенствовать российское законодательство.

В Российской Федерации учреждена должность  Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным  конституционным законом от 23 февраля 1997 года. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В соответствии с данным Законом Уполномоченный способствует выявлению нарушенных прав, устранению выявленных нарушений, совершенствованию законодательства Р.Ф. о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с принципами и нормами международного права.

Защита  прав осуществляется путем рассмотрения жалоб граждан, иностранных граждан  и лиц без гражданства, а также  по собственной инициативе Уполномоченного  в случае массового нарушения прав человека. Объектом проверок могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, государственные служащие, а предметом – их решения и действия, нарушающие права.

При Президенте Р.Ф. образована Комиссия по правам человека с целью усиления гарантий соблюдения прав граждан Р.Ф. В соответствии с положением о данной Комиссии, ее основной задачей является содействие реализации полномочий Президента как гаранта основных прав и свобод человека; уважению и соблюдению прав и свобод человека в Российской Федерации; совершенствованию законодательного обеспечения прав и свобод человека; защите прав и покровительству граждан Р.Ф, находящихся за ее пределами.

При выявлении  нарушений прав и законных интересов  граждан соответствующие органы должны принимать меры к восстановлению их нарушенных прав и законных интересов, а также привлечению виновных в этом лиц к ответственности.

Профсоюзные органы, будучи общественными образованиями, играют важную роль в охране трудовых прав работников, определенных им законодательством и их уставами. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 

Административно-правовой статус человека, понятие более широкое, и включает в себя как права граждан Российской Федерации, так и права иностранных граждан и лиц без гражданства. Граждане Российской Федерации на её территории имеют большее количество прав и хотя имеет место «правовой нигилизм», всё-таки участие населения в административно-правовых отношениях значительно активизировалось, об этом свидетельствует статистика общественных приёмных органов исполнительной власти различных уровней, этому способствует популяризация и активное использование электронных ресурсов. В последнее время совершенствуется деятельность государственных, общественных органов, должностных лиц и органов местного самоуправления в работе по улучшению приема населения, своевременному и правильному рассмотрению предложений, заявлений, жалоб граждан и, наконец, выявлению и устранению причин, вызывающих жалобы.

Информация о работе Административно-правовой статус человека и гражданина