Административно-правовое принуждение как особый вид правового принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Административное принуждение является видом государственного принуждения, и, следовательно, ему присущи те же черты, что и последнему.

Содержание

Введение
1. Понятие и особенности административно-правового принуждения
2. Административное наказание как мера административного принуждения
3. Применение мер административно-правового принуждения как часть административного процесса
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по Административному праву.doc

— 92.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОРЕНБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Оценка _________________

Подпись

преподавателя ___________

«____»_____________2012г.

 

Административно-правовое принуждение как особый вид правового принуждения

 

Контрольная работа

по дисциплине «административное право»

 

Работу выполнила:

Иванюк Н.С.

Студентка  курса ГМУ-43 группы ГМУ-432

                                  Специальность: 080504.65 «Государственное

 и муниципальное управление» 

 

Работу  проверила:

к.ю.н., старший преподаватель

Сулейманова О. Л.

 

 

 

Оренбург – 2012г.

План:

    

 Введение

1. Понятие и особенности административно-правового принуждения

2. Административное наказание как мера административного принуждения

3. Применение мер административно-правового принуждения как часть административного процесса

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В административной науке даются разные определения понятия административного принуждения. По мнению Д.Н. Бахраха, административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, который состоит в применении субъектами функциональной власти предусмотренных нормами административного права мер принуждения в связи с неправомерными действиями.

Ю.П. Битяк определяет административное принуждение как систему средств  психологического или физического  воздействия на сознание и поведение  людей с целью достижения четкого  выполнения установленных обязанностей, развития общественных отношений в рамках закона, обеспечения правопорядка и законности.

Административное принуждение  является видом государственного принуждения, и, следовательно, ему присущи те же черты, что и последнему. Одновременно следует отметить, что административное принуждение характеризуется и своими собственными чертами, которые дают возможность отличить его от уголовно-правового, дисциплинарно-правового, гражданско-правового и иных видов государственного принуждения.

Актуальность темы исследования заключается в значимости мер администртивно-правового принуждения в практической деятельности различных служб России, которые в свою очередь обеспечивают безопасность граждан России. Это и полиция (ранее милиция), санитарно-эпидемиологические службы, различные контролирующие и исполнительные институты и т.д.

Целью исследования является изучение понятия и сущности административно-правового  принуждения.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- изучить понятие административно-правового принуждения;

- рассмотреть особенности административно-правового  принуждения;

- проанализировать меры административно-правового  принуждения.

1. Понятие и  особенности административно-правового  принуждения

Реализация исполнительной власти, обеспечение правопорядка и дисциплины в государстве находит свое практическое осуществление лишь непосредственно с помощью определенных способов и методов стратегического воздействия на сознание и поведение людей. В качестве этих способов на данном этапе развития общества выступают два взаимодополняющих метода государственного управления - убеждение и принуждение. Свое социальное назначение, а также эффективность своего воздействия данные методы находят в том, что они, во-первых, обуславливаются общими социально-экономическими закономерностями развития общества, во-вторых, обязательно должны находиться в неразрывном единстве, в-третьих, находятся в зависимости от того, насколько правильно и социально адекватно отражают требования жизни, экономические и политические потребности развития общества.

Принуждение можно понимать как  отрицание воли подвластного и внешнее  воздействие на его поведение. Поскольку  команда не исполнена, нарушена воля властвующего, последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферы подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения.

Сейчас и в обозримом будущем  принуждение необходимо для охраны правопорядка, собственности, прав и  интересов граждан и организаций, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти. Это хотя и не главный, но важный и необходимый метод властвования.

В обществе существуют различные виды принуждения. По объекту воздействия  различаются психическое, материальное, организационное и физическое воздействие. Последнее может быть направлено на личность, ее имущество. Примерами организационного воздействия являются увольнение, исключение, лишение прав, ликвидация организаций. Деление это в значительной степени условно, так как нередко эти способы влияния на граждан и организации сочетаются.

Административно-правовое принуждение - один из видов правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего (это правоприменительная  деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время оно обладает рядом особенностей, система которых и предопределяет его качественное своеобразие.

1. Административное принуждение  применяется на основании норм  административного права. Административным законодательством регламентируются основания, условия и порядок применения его мер.

2. Административное принуждение  применяется для охраны правоотношений, регулируемых не только административным, но и государственным, гражданским,  земельным, трудовым и другими отраслями российского права.

3. Административное принуждение  может применяться как за административные  правонарушения, так и в целях  обеспечения общественной безопасности.

4. Система мер административного  принуждения отличается разносторонним  характером, включая возможное применение физического воздействия.

5. Административное принуждение  имеет своей целью, как уже  отмечено, обеспечение правопорядка  и общественной безопасности, стимулирование  добровольного исполнения физическими  лицами и коллективными образованиями их обязанностей, предусмотренных правовыми нормами.

6. Административное принуждение  характеризуется множественностью  субъектов его применения. Это  органы (комиссии по делам несовершеннолетних  и защите их прав, административные  комиссии), действующие от имени органов управления, организаций и учреждений, специально уполномоченные на то должностные лица. Им принадлежит «монополия» в применении мер административного принуждения и пресечения. Наряду с ними и административное принуждение в виде административного наказания применяют (в соответствии с их подведомственностью и компетенцией) судьи, арбитражные судьи, мировые судьи. Однако пока за большинство видов административных правонарушений административные наказания применяют в административном порядке должностные лица органов управления, организаций.

7. Административное принуждение  применяется органами и должностными  лицами в отношении не подчинённых  им по службе лиц. В этом  его одно из существенных отличий  от применения иных мер ответственности в порядке административного подчинения.

8. Меры административного принуждения  применяются в порядке административного  производства, регламентированного  многими нормативными правовыми  актами с учётом особенностей  применяемых мер. В случаях,  установленных нормативными правовыми актами, оно обусловлено повышенными гарантиями соблюдения законности применения его мер (обязательность сообщения об этом вышестоящему руководителю, прокурору, например, о применении оружия; об административном задержании несовершеннолетнего обязательно должно быть сообщено их законным представителям и т.д.).

9. Для административного принуждения  характерно оперативное и дифференцированное  применения мер воздействия с  учётом особенностей объектов (субъектов), условий и целей.

Административно-правовое принуждение - это особый вид правового принуждения, состоящий в применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями. Оно играет важную роль в охране правопорядка, и особо следует отметить его профилактическое значение в борьбе с правонарушениями. Прежде всего, это обусловлено тем, что органы внутренних дел, государственные инспекции и другие субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил и могут своевременно реагировать на их нарушение. Административно-правовое принуждение включает большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т. п.), использование которых прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий.

Во многих случаях административно-принудительные средства применяются к людям, в  сознании которых еще не укрепились антиобщественные привычки, которые впервые, случайно совершили правонарушения. Поэтому нередко они оказывают большое воспитательное воздействие, являются важным звеном в системе профилактики преступлений. Практика убедительно свидетельствует о том, что безнаказанность мелких нарушений, непринятие мер административно-правового принуждения к виновным увеличивают вероятность совершения новых правонарушений и даже преступлений.

Среди административно-принудительных мер есть такие, которые считаются  самостоятельными, их применение означает решение вопроса по существу. Это административные санкции. Но имеются и так называемые обеспечительные, процессуальные меры. Принуждение осуществляется для охраны правопорядка. Но это достигается различными способами: путем пресечения нарушений, восстановления вреда, причиненного ими, наказания. Поэтому в зависимости от той непосредственной цели, ради которой используются средства принуждения, можно различать меры пресечения, восстановительные меры и наказания.

 

 

 

2. Административное наказание как мера административного принуждения

 

Административные наказания  тесно связаны с правонарушением (не применяются в отрыве от него, без него не существуют). Виды административных наказаний перечислены в ст. 3.2 КоАП РФ, к ним относятся предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности. Административные наказания, применяемые за административные правонарушения, прямо сформулированы в качестве таковых в статьях Особенной части КоАП РФ.

Административное наказание  не может иметь своей целью  унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему  физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административные наказания  существенно отличаются от иных мер  административного принуждения  прежде всего своей функционально-целевой  направленностью.

Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.

Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф и конфискация связаны с материальными потерями.

Разумеется, административным, как и уголовным наказаниям присуща  цель воспитания правонарушителей, хотя она и не упомянута в законе. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.

Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата штрафа в установленный срок), не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо взыскание обращается на его имущество).

Согласно действующему законодательству административные наказания  характеризуются той особенностью, что их назначает широкий круг государственных органов и должностных лиц. При этом административные наказания применяются как в единоличном, так и в коллегиальном порядке: должностными лицами органов исполнительной власти - единолично; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями, созданными при соответствующих органах местного самоуправления, - коллегиально; судами (судьями) - коллегиально и единолично.

Применение административного  наказания влечет для лица состояние административной наказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение при решении вопроса о назначении административного наказания при повторном, неоднократном, злостном, систематическом совершении административного правонарушения в этот период.

Информация о работе Административно-правовое принуждение как особый вид правового принуждения